Рады, что вам понравилась статья 😊
Поль Рикер философ французского происхождения, теоретик феноменологической герменевтики. Последователь теорий Э. Гуссерля, Г. Марселя и К. Ясперса.
В соответствии с идеями французского персонализма, Рикер рассматривал понятие личности как фундаментального в философии.
Заметка 1 Личность в человеческой культуре становится причиной возникновения значений, задающих смысл культуры.
Теоретические исследования Рикер проводит в русле регрессивно-прогрессивного метода, благодаря которому осмысление событий происходит диалектически в настоящем, прошлом и будущем. Индивид рассматривается как субъект, зависимый от бытия и с направленным движением в будущее. Герменевтическая трактовка психоанализа Фрейда, приводит Рикера к исследованию мотиваций человеческого Я и форм его сублимации в культуре. Регрессивный анализ ограничен «изначальной волей » индивида к бытию, опосредованную осознанием небытия. Рикер также обращается к понятию феноменологии духа по Гегелю и феноменологии религии по М. Элиаде.
Заметка 2 Синтез концепции Гегеля и Элиаде позволяет Рикеру говорить о стремление индивида к священному, которое задает траекторию развития человека и истории в целом.
Языковой опыт индивида Рикер определяет как опыт первоначальный. И значит, культурное творчество всегда носит характер символичного.Символ – это структура значений, в которой первый смысл - прямой добавляется и расширяется вторичным смыслом, и принимает иносказательно значение. Таким образом, язык обладает символической функцией.Целью своих последующих исследований Рикер полагал постановку задачи герменевтического постижения. Согласно данной задаче человек выступает в качестве деятельного индивида в культурно-историческом процессе.