Рады, что вам понравилась статья 😊
Фома Аквинский (рис. 1) — итальянский богослов и мыслитель XIII века.
Рисунок 1. Фома Аквинский
Заметка 1
Философия мыслителя представляет собой средневековый сплав европейских философских идей, которые он наложил на матрицу христианских текстов.
Фома Аквинский считал, что познать истину без Бога невозможно, поэтому критически относился к возможностям разума в познавательной деятельности, также критиковал науку, которая тоже основана на разуме.
Политическое в учении мыслителя основано на переработанных идеях Аристотеля, который предпочитал анализировать политику на объективных фактах и критиковал идеализм платоновского «Государства».
Заметка 2 Фома Аквинский принимал позицию Аристотеля о том, что в основе государства лежит сущность человека, который по своей природе склонен к коллективизму и объединению с окружающими людьми.
Вторым достоинством объединения людей в государство Фома Аквинский называл экономическое преимущество: государство как единый организм способно лучше удовлетворять потребности как отдельного человека, так и общества в целом.
Философ одобрял понятие государства и сравнивал его появление с божественным творением. Как Бог создал из разобщенных частей единое прекрасное целое, так и государю следует применить свою власть по назначению и следить за справедливостью политической и общественной структуры, приумножая блага и счастье своих граждан.
Мыслитель полагал, что природа государства должна напоминать сущность мироздания: правителя Фома Аквинский соотносил с Богом, граждан — с верующими людьми. Монархию называл более достойной формой правления, чем республику, потому что единоличный правитель своими решениями избавляет правящую верхушку от распрей.Заметка 3 Фома Аквинский считал, что религиозная власть должна превалировать над мирской (светской).