Рады, что вам понравилась статья 😊
Вопрос, стоявший острее остальных на первых порах становления арабо-исламской философской системы, касался разработки представлений о единстве божественного, то есть монизме, представлении о разложимости явлений бытия до первоосновы и нахождения единого начала всего сущего. С точки зрения религии и философии данный вопрос разрешался двусторонне: рационалистически или мистически.
Рисунок 1. Рационализм мутазилитов
Первым разработанным принципом стал философский рационализм мутазилитов. По их мнению, догматы церкви не являются непреложными и неприкосновенными, наоборот, они непременно должны быть подвергнуты анализу разума и критерий рациональности должен преобладать при рассмотрении высоких истин. В соответствии с этим представлением проблематика единства бытия рассматривалась ими с использованием логических и философских умозаключений. Единственность бога может быть достигнута при отсутствии у него иных структур, которые говорили бы о множественности, следовательно, наличие таких структур говорило бы о невозможности единства и потому единое бытие — есть бытие, отрицающее дополнительные атрибуты. В таком случае бог становится абстракцией и никак не может быть соотнесен с Аллахом, описанным в Коране.
Заметка 1 Использование принципа разумности всего сущего позволило мутазилитам сделать вывод, что единый бог и единое бытие присутствует в мире в качестве закономерности, которая распространяется на все живое.
Рисунок 2. Учение фальсафа
Заметка 2 Арабская философия фальсафа основана на представлениях античных мыслителей Аристотеля и Платона о единстве всего сущего.
В фальсафа нет категории бога как таковой, здесь рассматривается мир с точки зрения принципа "единого" или "необходимосущего", согласно которому у всего есть начало и у начала нет причины, оно замкнуто на самом себе и создает мир, потому что в нем заложена динамике развития жизни.