07.08.2024
#Философия
42

Протагор: первый софист

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Общие представления о софистах
  2. Жизнь Протагора
  3. Философские взгляды Протагора
  4. Спор Протагора и Эватла
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Протагор из Абдеры считается основателем софистической школы в греческой философии. Софистами называли мудрецов, занимавшихся обучением молодых людей риторике, праву, государственному управлению и философии. Отличительной особенностью софистов считалось то, что они брали за обучение крупные суммы денег. Протагор первый положил начало этой традиции.

Общие представления о софистах

Чтобы понять суть философских построений Протагора, следует установить, кем были софисты в целом. Начиная с V века до н. э. этот нейтральный термин употреблялся в адрес любых интеллектуалов и носителей знаний. В частности, софистами называются «семь мудрецов», Сократ.

В IV веке до н. э. слово «софист» стали употреблять в отношении тех, кто не просто обучает философии, но и профессионально зарабатывает на этом. Первым софистом считался Протагор. К софистической школе относятся такие мыслители как Горгий, Критий, Антифонт, Ксениад.

Софисты подвергались критике со стороны Сократа, Платона и последующих представителей платоновской Академии. Платон высказывал возмущение тем, что они берут большие суммы за обучение мудрости и отрицают существование объективной истины, а также стремятся запутать оппонента словесными уловками и логическими парадоксами, чтобы выиграть любой ценой спор.

В греческом обществе софисты часто воспринимались в негативном ключе, ведь они обучали в первую очередь тому, как победить в споре, выиграть суд и решить тяжбу в выгодном свете вне зависимости от правдивости и рациональности сказанного. Есть мнение, что деятельность софистов стала фактором, побудившим Платона на создание собственной философской системы.

Основные идеи софистов

Софисты не составляли единого сообщества, объединенного четким комплексом идей. Основные концепции, связываемые со школой — релятивизм, субъективизм, скептическое отношение к возможности доказательства истинности любых представлений о мире. Нельзя сказать, что софисты были сторонниками мнения, что истина определяется на основании субъективных взглядов человека. Ксениад, наоборот, утверждал, что любые высказывания и оценки являются ложными. Но можно установить, что софисты отрицали возможность познания объективной истины.

Представления мыслителей школы основывались на предшествующей философской традиции. Философы Милетской школы, Гераклит, Демокрит утверждали изменчивость мира, постоянное развитие и изменение. Софисты же делали вывод о невозможности установления вневременной и объективной истины.

Идеи софистов в области религии тесно связаны с допущением о непознаваемости истины. Последователи Протагора не стремились вступить в конфликт с традиционной греческой религией напрямую, но выдвигали тезис о невозможности достоверного знания о существовании или не существовании богов.

Жизнь Протагора

Протагор — один из самых известных и влиятельных софистов древней Греции, живший в V веке до нашей эры. Его жизнь и учение оказали значительное влияние на философию, риторику и образование того времени.

Биография

Биография

Фото: Бинг ИИ

Основными источниками по биографии Протагора являются труды философов Платона, Секста Эмпирика и историка Диогена Лаэртского.

Протагор родился в районе 490 года до. н. э., умерев в 420 году. Родным городом философа являлся полис Абдера во Фракии. Существуют сведения, что в молодости Протагор был рабочим и встречался с философом Демокритом. Якобы, Демокрит был впечатлен тем, как рационально Прогатор распределил положение дров в вязанке и предложил последнему стать учеником. История подвергается критике — известно, что Демокрит был младше первого софиста.

Протагор стал странствующим мудрецом и учителем философии. Он положил начало традиции брать деньги за обучение мудрости, что осуждалось многими интеллектуалами. Протагор осел в Афинах, имел много учеников и влияние. Он состоял в близких отношениях с популярным афинским правителем Периклом. Известно, что последний попросил Протагора создать законодательство для Фурий, афинской колонии в Южной Италии.

Мыслитель обучал учеников риторике, классической литературе, государственному управлению и политике, преподавал собственное философское учение. Софист брал значительные суммы за обучение, заключая сделки на разных условиях. Одним он предлагал заплатить столько, сколько он укажет, другие же помимо платы должны были принести клятву в храме, что обучение имело толк. Известен случай, когда Протагор договорился, что ученик заплатит после первого выигранного в суде дела.

Судьба

Протагор был изгнан из Афин по обвинению в богохульстве. Причиной обвинения послужили его высказывания о невозможности доказать или опровергнуть существование богов. По другим сведениям, софист сам бежал из полиса, опасаясь суда. Он отправился в изгнание на Сицилию. Входе морского путешествия на остров, корабль, перевозивший Протагора потерпел крушение. Философ погиб в море. Возраст на момент смерти – семьдесят лет.

Философские взгляды Протагора

Философские взгляды Протагора

Фото: Бинг ИИ

Взгляды Протагора характеризуются релятивизмом и субъективизмом в вопросах познания. Софист считал, что из-за постоянной изменчивости и неустойчивости мира (на основании учения Гераклита и его предшественников), невозможно судить об его истинной сущности. Любое утверждение можно оспорить, обратить вспять, любой тезис можно доказать и опровергнуть при наличии достаточного умения и риторического таланта.

Из этого Протагор выводил, что субъективное представление человека о вещах является их истинной сущностью для воспринимающего. Другой истинности софист не признавал. Сам он отказывался от суждений по некоторым вопросам, а учеников обучал доказывать правоту их утверждений с помощью риторических приемов и логических уловок.

Известны взгляды Протагора на религию и существование богов. Следуя собственному учению, софист отрицал возможность доказать или опровергнуть существование олимпийцев. Это привело к конфликту с афинским обществом и изгнанию. Протагор не выступал против религии и не утверждал, что устоявшиеся представления о богах и их природе принципиально ложны. Он полагал, что их невозможно доказать рационально. Вопрос о существовании божеств становился вопросом веры, а не рационального знания, что отвечает сущности религиозности как таковой.

В политической сфере Протагор был сторонником следования порядкам государственного устройства и законодательства, принятого в месте пребывания человека. Он не стремился найти идеальную форму правления (что невозможно в соответствии с философией софистов), а призывал соблюдать порядки, установленные в обществе.

Важным наследием Протагора является комплекс риторических приемов, уловок и логических парадоксов, известных как софизмы. Мыслитель обучал своих последователей пользоваться ими и самим создавать новые в зависимости от конкретной ситуации, чтобы побеждать в спорах и добиваться нужного результата. Логическая точность и рациональность аргументов не имели значения, главным был итог дискуссии. Эта часть учения философа стала объектом жесткой критики со стороны Платона, его последователей и со стороны некоторой части греческого общества.

Наиболее известные высказывания Протагора:

  • «Человек — мера всех вещей». 
  • «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка».
  • «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле».

Спор Протагора и Эватла

Спор Протагора и Эватла

Фото: Бинг ИИ

Известным сюжетом, связанным с Протагором, является спор с бывшим учеником Эватлом. Последний заключил с софистом сделку, что оплатит обучение после первой победы в судебной тяжбе. Протагор дал молодому человеку образование в различных областях, в том числе в области права. Завершив обучение Эватл долгое время не выступал в судах, что лишало мыслителя возможности получить оплату.

Устав ждать, Протагор подал в суд на бывшего ученика. Расчет софиста состоял в том, что если Эватл выиграет тяжбу, то будет вынужден уплатить деньги по условиям их договора, а если проиграет — по решению суда.

Эватл же смотрел на ситуацию иначе и утверждал, что в случае победы, он как раз будет не обязан ничего платить, ведь так решит суд, а в случае поражения — по условиям контракта.

По преданию, судьи отказались проводить заседание, боясь вынести парадоксальное решение. Протагор отметил случай как интересный и, возможно, написал труд, посвященный ему.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту