Рады, что вам понравилась статья 😊
В XX веке восточные философы активно сравнивали мироустройство и представления о бытии у людей Запада и Востока. Философы-реформаторы приходили к выводу о закостенелости восточного сознания, которое не было рационалистично.
Заметка 1 В разуме восточные философы-модернисты видели значительное преимущество западной цивилизации.
В XX веке разум представлялся философам Востока едва ли не главным благом и добром. Такое миропонимание характерно для мыслителей Китая, Индии, Японии и др.
Такие же тенденции отмечаются и в исламских странах, где философы-реформаторы сосуществовали с консервативным крылом фундаменталистов — исламских общественных и политических деятелей, которых современное западное общество называет «исламистами» и идеи которых распространены и сегодня.
Заметка 2 Фундаменталисты Востока убеждены в том, что Бог — это мерило добра и зла, божественные заветы — это величайшее благо.
Противоположное и противоречивое толкование категорий добра и зла встречается у философа из Индии Мухаммада Икбала (1877-1938) (рис. 1).
Рисунок 1. Мухаммад Икбал
Философ предложил идею о том, что зло может послужить добру. Эту мысль Икбал объяснил на примере широкоизвестного изгнания человека из рая. Сатана дал Адаму искушение, которого последний не смог отвергнуть. За это Адам разорвал свою связь с Богом — величайшим благом и добром. Однако Адам оказался на земле и стал ее хозяином. Быть хозяином значит обладать властью, а это, по Икбалу, — добро. Философ считает, что сатана стал причиной добра и блага для Адама.