Синтез Востока и Запада в философии зарубежного Востока XX века
Основные идеи модернистской философии Востока
Восточная философия XX века называется модернистской и реформаторской, и это неслучайно. Восточные философы той эпохи переосмыслили традиционный восточный взгляд на бытие и предложили свою вестернизированную трактовку, основанную на понятии разумного начала в человеке.
Заметка Целый ряд восточных философов, например, японец Уэяма Сюмпэй или китаец Ху Ши, сравнивали мировоззрения Востока и Запада. В результате сравнения они пришли к выводу, что значительным достоинством западной философии является большое значение, отводимое разуму. Вследствие этого философия Запада признается более объективной.
В представлении этих философов, недооценка разумного начала в человеке в восточной цивилизации оказала влияние на более медленное развитие науки и техники в азиатском регионе. Однако выход большинство восточных модернистов видят в синтезе обеих философии, а не в тотальной вестернизации.
Особенности синтеза западных и восточных идей
Очень заметно тенденция вбирания восточной философией западных идей проявилась в работах знаменитого китайского философа двадцатого века Фэн Юланя (рис. 1).
Рисунок 1. Ф. Юлань
Мыслитель знаменит как один из родоначальников современного неоконфуцианства.
В своем учении он трактовал основные положения традиционного конфуцианства на основе западной логики (определенное влияние оказал Аристотель). На его учение также оказал влияние англо-американский неореализм и западная аналитическая философия.
Впрочем, Фэн Юлань верил в восточные традиции и считал, что значительным преимуществом восточной культуры перед западной является доминирование философии над религией.
Философия представляет собой более объективную попытку объяснить происхождение мира и человека и по этой причине заслуживает большего внимания человечества, — так считал философ.Философию будущего Фэн Юлань представлял как слияние концепций восточного мистицизма и западной рациональности.
Список литературы
- Кобзев А. И. ФЭН ЮЛАНЬ // Большая российская энциклопедия. [Электронный источник] Режим доступа: https://bigenc.ru/philosophy/text/4726846 (Дата обращения: 30.07.2020).
- Лобова А. А. Женский вопрос в философской мысли Китая в начале XX в. // Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. 2020. №7. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-vopros-v-filosofskoy-mysli-kitaya-v-nachale-xx-v (дата обращения: 03.08.2020).
- Треушников И. А. Антиномия «Запад — Восток» в историософии всеединства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/antinomiya-zapad-vostok-v-istoriosofii-vseedinstva (дата обращения: 30.07.2020).
- Чжан Си Особенности изучения религии в Китае в начале XX века // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2016. №2. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-religii-v-kitae-v-nachale-xx-veka (дата обращения: 03.08.2020).