Рады, что вам понравилась статья 😊
Соотношение сфер в системе человеческого познания
Аристотель называл эту область «наукой наук», «матерью всех наук». Г. Гегель в своем учении о догматическом марксизме называл ее «царицей» всех наук, имевшей право быть непоколебимой истиной. Софисты отвергали истинность философских знаний, потому что о любом явлении можно составить не единственное суждение, иногда противоречащее одно другому. Позитивисты считали, что указанные знания имеют априорный характер.
Взаимоотношение области знания с отраслевыми дисциплинами можно изобразить в виде символа, древа познания. Ствол дерева – это философия, а ветви – разные науки. Философия обозначает главные направления исследований в науках, осмысляет их результаты и дает им определение в контексте общей культуры. Корни предмета или эмпирическая база философских обобщений – это теория и методы частных наук.
Сегодня структура философии – сложное образование. Ее представляют так:
Данная область знания представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественном, мифологическом. Поэтому нельзя отождествлять ее с наукой, представляя ее как национальную систему знаний. Такой точки зрения придерживались Г. Гегель и Э. Гуссерль (догматический марксизм).
Ученые современности сталкиваются с проблемой взаимодействия науки и философии. Эти области знания связаны между собой. Их цель – изучение индивидов и мира, в котором они живут.
Цель философии – стремление к познанию всего, что ощущает и не ощущает человек, того, что очевидно и скрыто от глаз, реального и метафизического.
Изучение отраслей ограничено осязаемыми, вещественными категориями. Значит философия выходит за рамки границ изучения отдельных отраслевых наук.
Наука - область изучения и получения новых представлений о людях, обществе; сфера исследований, направленная на получение нового знания о природе, людях, их образе мыслей
Вывод: наука ограничена, а философия – категория метафизики. Эти два схожих понятия изучают и анализируют ученые всего мира.
Главная функция науки – систематизация теории и создание объективного знания о реальности. Эта область есть и результат, и процесс человеческой деятельности. Она существует с целью создания предсказаний о явлениях и реальных процессах. Это основной предмет изучения науки. Он основывается на законах, открытых учеными, исследователями.
Наука устремлена к обобщенному знанию, теоретическому и логическому. Но все вышеупомянутые факты относятся и к философии.
Взаимосвязь философии и научного знания имеет три периода в истории.
Изначальное, теоретическое знание, названное философией, сформировалось в античные времена. Оно было направлено на различные предметы. Помимо четких наблюдений, практических выводов и зарождения разнообразных наук, знание распространялось и на представления о человеке, мире. Размышления превращались в целые философские системы, которые выполняли функцию мировоззрения. Начальное знание состояло из науки и философии.
Отделение науки в самостоятельное направление происходило постепенно; проявлялись специфические черты, возникали новые сферы, обособленные от философии. В то же время развивалась философия как отдельная область, начинался процесс ее отделения от других наук. Разделение областей знания происходило на протяжении столетий. Своего пика процесс достиг к XVII–XVIII вв. Но окончательного разделения в тот период не произошло. Философию рассматривали как результат деятельности человеческого разума. Ее противопоставляли знанию, заключенному в Святом Писании. Р. Декарт, основатель философии нового времени, сравнивал данную область знания с древом. Корнями называл метафизику, стволом – физику, а ветви отождествлял с другими науками, главными из которых называл медицину, этику и механику. В ХII–ХVIII – начале XIX вв. философией считали теоретические обобщения из отраслевых наук.
Третий период (XIX–XX вв.). В это время философия формируется как отдельная область знания и отделяется от других предметов. Теперь в компетенции науки переходят теоретические вопросы и задачи, которые ранее рассматривались в умозрительном виде в рамках философии.
Ученые того времени продолжали работать, применяя привычные способы, но такие попытки не приносили успеха.
Становилось понятно, что обобщенную теоретическую картину мира нужно строить не произвольно, а с опорой на научные знания.
Научность философии как области знания ставилась под сомнение. В первые два периода становления философии конкретно-научное знание в основном было опытным и описательным.
Постепенно собирались материалы для обобщений в будущем. Но теоретическая мысль, способность прослеживать общие черты разных явлений: сходства, процесс развития, закономерности, перспективы и др., были развиты недостаточно.
Такие вопросы предстояло решать в рамках философского знания. Картину природы и мира в целом отрасль часто строила на основе предположений. Философия формировала и давала развитие пониманию мира, его законов.
Третий период – время, когда наука противопоставляет свои методы религии и философии.
О. Конт – ученый и социолог из Франции, основатель позитивизма, выделил три вехи развития разума:
Философию начинают воспринимать как нечто, предшествовавшее науке и знанию об устройстве мира. Позитивисты считали главной ошибкой философии уход от реальности в виде абстрактных идей.
С рождением позитивной науки необходимость в философии пропадает. Вывод позитивизма: философия – это знание, появившееся до становления науки и имевшее смысл до момента формирования зрелого научного представления о мире. Когда наука становилась развитой, попытки ученых продолжать представлять философские идеи истинными не имели успеха.
Рассматриваемые сферы всегда имели взаимосвязь. Они имеют как схожие черты, так и принципиальные различия.Поэтому философия – не наука, но она научна. Это обособленная форма познания с научной базой.Проявляется тогда и там, в каких областях есть недостаток теоретического потенциала.
Поэтому трактовка бытия, духовных устремлений человека при помощи философских методов остается актуальной.
В философии есть научная составляющая, предмет изучения – человек и все, что его окружает.
В отношении предмета – человека и окружающего мира – в философии применяют логически-понятийный анализ. Этот факт сближает две рассматриваемые области знания. Любое философское предположение основывается на логических формах и средствах. Философия имеет научную базу. В подробном анализе данная отрасль знания использует различные категории.
Обе сферы используют объективное знание, что позволяет изучать суть объекта. Главная несостыковка философской необъективности – исследование человека и внешний мир вместе с человеком. Объект есть и субъект. Но прибор, с помощью которого наука наблюдает внешнюю среду, оказывает влияние на объект исследования. Увеличивающаяся деятельность субъекта не вступает в противоречие с объективным знанием. Должен присутствовать субъект, поэтому следует раздвигать границы принципа объективности. В этом случае система философского знания работает с конкретным объектом. Таким образом философия есть наука.
Эти области знания направлены на исследование. Но в философии вместо метода эксперимента применяют метод наблюдения, используют воображение и интуитивные знания. Философствование как процесс – это абстрактное логическое действо.
Философия имеет методологическую функцию. Как инструмент научного познания, она играет роль в отношении науки.
Один из разделов философской мысли – логика. Это важно, если рассматривать знание как научное. Вывод из пяти приведенных пунктов: философия, помимо мировоззренческой составляющей включает научную деятельность и знание.
Научность философского знания очевидна т.к. эта сфера – основа всех других наук.
База философии – рефлексия, зарожденная в результате желаний, потребностей и бытовой деятельности человека.
Этот инструмент делает философию базой других наук.
Научность философии подтверждена уровнями исследования, применяемыми в научном знании.
Уровни:
Научное знание стремится к высшему человеческому знанию. Цель науки – процесс научной деятельности, включающий теоретический и экспериментальный методы. Данные методы позволяют достигнуть абсолютного знания.
И философия, и наука не могут дать ответы на все возникающие вопросы. Развитию человечества в духовном плане будет способствовать взаимодействие науки и философии.