19.07.2024
#доклад
#конференция
42

Строение и методы научного познания

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Структура научного познания
  2. Эмпирический уровень научного познания
  3. Методы эмпирического уровня научного познания
  4. Теоретический уровень познания
  5. Методы теоретического уровня научного познания

Структура научного познания

Для начала дадим определение научного познания, укажем его особенности и разберем его существующие уровни.

Определение научного познания

 

Определение: Научное познание — объективное формирование представлений о природе предметов и явлений в окружающем мире.

 

Таким образом, познание представляет собой независимое принятие реальности.

 

Определение: Наука — деятельность человека, направленная на формирование структуры научного познания.

 

Занимаются наукой ученые. Место проведения научной деятельности — исследовательские центры.

 

Определение: Научное исследование — процесс реализации познания при помощи специалистов и оборудования.

 

Особенности научного познания

Необходимо выделить особенные черты познания:

  • объективность — независимость от конкретного человеческого мнения;
  • достоверность — точность полученных результатов и точная констатация определенных фактов;
  • документальность — фиксация результатов и фактов в специализированных документах;
  • обоснованность — решение определенных практических проблем и задач;
  • доказательность — возможность повторного получения доказательства факта или результатов исследования;
  • системность — сложение элементов научного познания в сложную систему, в которой каждые части взаимосвязаны;
  • использование научного языка — написание исследовательских трудов научным стилем и применение терминологии.

Уровни научного познания

Различают два уровня научного познания: теоретический и эмпирический. Дадим им определения.

 

Определение: Теоретический уровень познания — формирование представлений о природе предметов и явлений при помощи существующих трудов и фактов.

 

Он подразумевает работу с готовым научно-исследовательским материалом.

 

Определение: Эмпирический уровень познания — формирование представлений о природе предметов и явлений посредством органов чувств.

 

Он подразумевает использование практических методов и контакт с объектами и предметами исследований.

Эмпирический уровень научного познания

Начнем с характеристики эмпирического уровня научного познания. Дадим определение термину эмпирическому объекту.

 

Определение: Эмпирический объект — внешнее проявление свойств и качеств предметов, процессов и явлений, которое можно фиксировать при помощи ощущений.

 

Для работы с данными объектами существует несколько форм исследования.

Основные формы эмпирического познания

Перечислим формы эмпирического исследования:

  • абстрагирование — выделение в совокупности свойств и качеств тех, которые интересуют исследователя в рамках данного вопроса;
  • анализ — мысленное или реальное рассечение цельного компонента на составные элементы с целью выяснения их связей;
  • синтез — мысленное или реальное соединение отдельных элементов в единый объект с той же целью, что и у анализа;
  • индукция — обобщение и формулировка итогов на основании увиденных свойств;
  • дедукция — объяснение увиденных свойств существующими законами и правилами;
  • обобщение — сбор признаков и свойств в общую группу.

Стадии эмпирического исследования

Принято выделять несколько стадий на эмпирическом уровне научного познания:

  • взаимодействие с предметом или процессом в ходе эксперимента или наблюдения;
  • классификация и систематизация результатов в виде графиков и таблиц;
  • обобщение результатов в итогах и выводах;
  • получение научного факта — экспериментально доказанной теории.

Методы эмпирического уровня научного познания

К основным методам эмпирического познания относят наблюдение, эксперимент и описание. Также существует группа универсальных методик, используемых в разных областях науки. Дадим каждому определение и характеристику.

Наблюдение

 

Определение: Наблюдение — фиксация свойств и качеств предмета или явления при помощи органов чувств.

 

Результатом наблюдения является первичная информация, которая затем отправляется на теоретический уровень исследований.

Нельзя считать полученные данные достоверно-точными. Не исключаются варианты ошибочного восприятия или сбоя измерительного прибора. Результаты наблюдений обычно доказываются повторно.

Эксперимент

 

Определение: Эксперимент — симуляция и подробное изучение определенных свойств и качеств предметов или явлений.

 

Результатом также становиться первично полученная информация, которая в дальнейшем отправиться на теоретический уровень исследований.

Эксперимент может проводиться в условиях природы или лаборатории.

Описание

 

Определение: Описание — подробная фиксация увиденных и услышанных свойств и признаков предмета или явления с последующей систематизацией результатов в виде вывода.

 

В результате получается четкое определение предмета или явления с описанными свойствами и качествами.

Для надежности необходимо записывать результаты описная в виде документа.

Универсальные (общенаучные) методы исследования

Перечислим дополнительные методы эмпирического исследования:

  • сравнение — сопоставление свойств и качеств с целью фиксирования зависимости, общности;
  • систематизация — упорядочивание полученных фактов в виде системы;
  • классификация — упорядочивание полученных фактов в виде каталога-списка с категориями, присвоение элементам определенной классовой принадлежности.

Теоретический уровень познания

Рассмотрим характеристику теоретического уровня научного познания. Перечислим его методы, формы. Дадим определение теоретическому объекту.

 

Определение: Теоретический объект — элементы мышления человека: гипотезы, теории, факты — которые подвергаются логическим операциям.

 

Таким образом, на эмпирическом уровне получаются факты и теории, а на теоретическом происходит их систематизация и обработка.

Основные формы теоретического знания

Отметим ряд форм теоретического исследования:

  • формализация — придание формы знаниям, упрощение их восприятия, применение для этого особых символов и форменных знаков;
  • аксиоматический метод — использование фундаментальное теории для построения вытекающих предположений и знаний, выведение геометрических теорем из положений аксиом, данные предположения и знания могут быть доказанными рядом проведенных операций;
  • гипотетико-дедуктивный метод — использование системы предположения для вывода теорий об эмпирических фактах, осуществляется путем мыслительных представлений, итог чаще носит вероятностный характер;
  • идеализация — мысленное построение представлений о свойствах и качеств предметов и явлений; в сознании также рассматриваются и связи с другими объектами; результат данной формы — идеальное представление об объекте или предмете.

Методы теоретического уровня научного познания

К основным методам теоретического исследования относятся дедукция, индукция, аналогия, сравнение и моделирование. Дадим каждому определение и характеристику.

Дедукция

Определение: Дедукция — суждение о свойстве предмета или явления на основании существующих теорий и фактов.

Результатом метода является новое положение о свойстве.

Индукция

Определение: Индукция — сбор фактов и теорий о свойствах предметов и процессов в единую теорию.

То есть, это обобщение фактов в единое представление.

Аналогия и сравнение

Определение: Аналогия — сопоставление предмета или явления с аналогичными вариантами с целью выделения зависимых и общих свойств.

Поводом для проведения аналогии служит внешняя или внутренняя схожесть объектов или процессов.

Определение: Сравнение — сопоставление свойств предметов или явлений с целью выделения зависимости или общих качеств.

В сравнении необязательно сопоставлять аналогичные объекты или предметы.

Моделирование

Определение: Моделирование — мысленное или компьютерное представление процессов или предметов с целью выявления связей, общих свойств, принципов и сущности.

Дает образное представление об объекте исследования.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!