Рады, что вам понравилась статья 😊
🤔 ОпределениеПознание представляет собой активный процесс целенаправленного расширения спектра знания об окружающем мире, собственной личности и других людях
Например, изучение законов физики в школе помогает ученикам понять, как устроен мир вокруг нас.
Целью познания выступает достижение истины, которая является адекватным отражением действительности в сознании человека. Например, экспериментальные исследования в науке направлены на проверку гипотез и выявление объективных закономерностей природы.
Субъект и объект являются двумя основными компонентами, составляющими процесс познания.
🤔 ОпределениеСубъектом познания может быть как отдельный индивид, так и отдельная группа или же общество в целом.
Функция субъекта — активное получение знаний об окружающем мире. Например, ученый, проводящий эксперименты в лаборатории, или коллектив исследователей, изучающих климатические изменения.
Исходя из данного факта, субъект познания не пассивен, поскольку его функция предполагает формулировку новых вопросов, выдвижение гипотез, анализ информации. Например, историк, изучающий древние тексты и артефакты, формирует гипотезы о жизни в прошлом и проверяет их, сопоставляя различные источники.
🤔 ОпределениеОбъектом познания является часть реальности, которую стремится познать субъект: материальные объекты, явления, процессы, абстрактные понятия, даже результаты предыдущих познавательных актов.
Например, биолог изучает строение клеток и функционирование живых организмов.
В научном познании, если объект — это то, на что направлен познавательный интерес в целом, то предмет — это конкретная грань объекта, которая изучается с помощью определенного набора инструментов и методов.
Проиллюстрируем это на примере: каждая из наук фокусируется на своей специфической грани: психология исследует внутренний мир и психические процессы, археология — происхождение и эволюцию человека, культурология — созданные им культурные системы, а этнография — быт, традиции и обряды. Например, археолог на раскопках может изучать именно орудия труда, а не всё культурное наследие найденного поселения.
Таким образом, предмет исследования конкретной науки всегда уже и специфичнее, чем объект. Например, в медицине объектом может быть здоровье человека, а предметом — конкретные методы диагностики и лечения определенной болезни.
Именно из понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный», обозначающий зависимость от точки зрения и опыта индивидуального субъекта, и «объективный», указывает на независимость от мнений и оценок и стремление к максимальной непредвзятости в познании.
Субъективно то, что неотделимо от личности и внутреннего мира человека: убеждения, мечты, страхи, предпочтения, эстетические оценки. Например, оценка произведения искусства как «красивого» или «безобразного» будет субъективной.
Объективно, напротив, то, что существует независимо от нашего сознания и не подвержено влиянию наших желаний и представлений. К объективным фактам можно отнести, например, законы физики (сила тяготения, скорость света), географические характеристики (высота Эвереста, соленость Мертвого моря), установленные научные факты (строение молекулы воды, период полураспада радиоактивных изотопов). Эти явления не изменятся от того, как мы к ним относимся или что о них думаем.
Познание — это вечный путь к истине. Но что же такое истина и насколько полно мы можем ее постичь? В философии выделяют два основных вида истины: относительную и абсолютную.
🤔 ОпределениеОтносительная истина — это знание о мире, которое является верным лишь в определенных границах и условиях. Она зависит от уровня развития науки и техники, от исторического опыта и социальных установок
Относительная истина неполна, не дает исчерпывающего знания о предмете, и в процессе познания может уточняться и дополняться.
Например, представления о строении атома изменялись по мере накопления научных данных: от модели Томсона к планетарной модели Резерфорда и далее к современной квантовой модели, научные знания о заболеваниях и методах лечения постоянно развиваются, и то, что считалось правдой в медицине в прошлом, может быть пересмотрено и изменено на основе новых исследований и данных.
🤔 ОпределениеАбсолютная истина, напротив, представляет собой предельную степень точности и полноты знания, непреходящее и не требующее никаких дополнений.
Например, математические истины, такие как теорема Пифагора, являются абсолютными, поскольку они не зависят от времени и условий. Некоторые фундаментальные законы физики, такие как законы сохранения энергии и массы, считаются абсолютными истинами, поскольку они справедливы во всех условиях и не зависят от времени. Логические истины, такие как законы идентичности и противоречия, считаются абсолютными, поскольку они являются неизменными и универсальными в любой логической системе. Абсолютная истина складывается из множества относительных истин, подобно тому, как мозаичное полотно складывается из отдельных фрагментов.
Именно постепенное накопление и уточнение относительных знаний приближает нас к полному и всестороннему пониманию мира.
Например, открытия в астрономии, такие как гелиоцентрическая система Коперника, сначала воспринимались как относительная истина, но со временем укрепились и приблизились к статусу абсолютной истины.
Некоторые религиозные доктрины утверждаются как абсолютные истины, которые являются непреложными и не подлежат изменению.
Гносеология изучает аспекты познания: формы, уровни, методы, а также проблему достижения истинного знания. Она анализирует взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания, а также критерии, позволяющие отличить истину от заблуждения. Например, гносеология рассматривает, как научные методы могут помочь избежать ошибок и предвзятости в исследовании.
Гносеология занимает центральное место в системе философского знания. В центре внимания гносеологии находятся такие фундаментальные проблемы, как вопрос о природе и границах человеческого знания: способно ли оно достичь объективной истины, или же обречено оставаться в пределах субъективных конструкций и интерпретаций?