23.08.2024
#доклад
#конференция
42

Типология исторического развития Н. Я. Данилевского

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Основные идеи Н. Я. Данилевского
  2. Структура типологии исторического развития
  3. Методы анализа исторического процесса
  4. Наследие Н. Я. Данилевского

Основные идеи Н. Я. Данилевского

Русская историческая философская мысль XVIII века привела к спору между норманистами и антинорманистами, а в 1840-е гг. в среде интеллигенции произошло разделение на западников и славянофилов. К последним принадлежал и философ Николай Данилевский, который родился в 1822 г. в Орловской губернии. Для своего времени он получил хорошее образование, сначала в Царскосельском лицее, а затем в университете Санкт-Петербурга. 

В молодости Николай Данилевский совершил пешие путешествия, занимался естествознанием, посещал кружок Петрашевского. С 1864 г. он жил в имении в пределах современной Ялты, где занимался писательской деятельностью и успел поработать директором Ботанического сада. Скончался Николай Яковлевич в 1885 г. во время очередной научной поездки в Грузию.

У него был широкий круг интересов, от критики дарвинизма до истории цивилизаций. Развитие последних он сравнивал с живыми организмами. Для середины XIX века идея о типологии цивилизаций не была уникальной. Похожую точку зрения имел немецкий историк Генрих Рюккерт. 

Жизнь этих ученых совпала с промышленным переворотом, а также с расширением знаний человечества о прошлом (обнаружение останков кроманьонцев и неандертальцев) и о государствах, долгое время живших в изоляции от Европы (Япония).

Культурно-исторический тип, по мнению Данилевского, способен к историческому развитию. 

Помимо этого, к основным идеям философа, относятся исторический круговорот и божественное провидение.

Данилевский был последовательным критиком европейской цивилизации, что соответствовало взглядам славянофилов 1840-х гг. Европейцам такая критика со стороны России могла показаться странной, поскольку в середине XIX века Франция, Великобритания и Германия лидировали в деле индустриализации и изобретений.

образ философа Данилевского

Фото: NeuralWriter

Структура типологии исторического развития

Прошлое человечества можно изучать с разных позиций. Марксисты, современники Данилевского, считали, что историческое развитие представляет собой переход от одной социально-экономической формации к другой, более совершенной. Получается такая схема:

  • Древность — рабовладение;
  • Средневековье — феодализм;
  • Новое время — капитализм.

Предполагалось, что власть буржуазии потерпит поражение и власть в своих руки возьмет пролетариат, тогда наступит эпоха социализма (коммунизма) без частной собственности на средства производства.

Определение и характеристика «культурно-исторического типа»

Философское понятие, соответствующее «локальной цивилизации», означало систему взглядов, которые присущи конкретному народу или группе близких по языку народностей. Она формировалась под влиянием культурных и психологических факторов.  

Данный тип формируется в условиях, когда есть политическая независимость. Видимо, поэтому Данилевский не выделил армян в отдельный тип.

Развитие самобытной цивилизации похоже на жизнь растения со стадиями роста, цветения и плодоношения. Ее деятельность происходит в четырех сферах: религиозной (духовной), социально-экономической, политической и культурной. Особенность славянства философ видел в равномерном развитии всех сфер, а не одной или двух. Поэтому для данного культурно-исторического характерна «четырехосновная» культура.

Полярные типы и их особенности

Древнейшим, по мнению Данилевского, был египетский тип. Сведения о прошлом Древнего Египта имелись в Библии и в трудах античных историков.

Помимо египетского, Данилевский насчитал еще 9 культурно-исторических типов:

  1. китайский;
  2. халдейский, Древнее Междуречье и Финикия;
  3. индийский;
  4. персидский;
  5. еврейский;
  6. греческий;
  7. римский;
  8. аравийский;
  9. европейский.

Последний он называл романо-германским. Очевидна взаимосвязь не только с языком, но и западным христианством.

Достижением древних египтян Данилевский считал развитие науки.

К китайской цивилизации он относил Корею с Японией.

Особенность еврейского культурно-исторического типа видел в создании монотеистической религии.

Греки, по его мнению, развили, искусство, а римляне — право. Достижением романо-германского культурно исторического типа он считал развитие естественных наук.

Еще два культурно-исторических типа формировались в доколумбовой Америке, но их завоевали в XVI веке. Так исчезли перуанская и мексиканская самобытные цивилизации.

Наиболее развитым к 1869 г. был романо-германский культурно-исторический тип, который на востоке соседствовал со славянским. У последнего существовало только одно государство, заметное в мировой политике, Российская империя. 

Остальные славяне имели слабые государства (Сербия и Черногория) или находились под властью Османской, Австрийской и Германской империей. Австро-Венгрия интересна тем, что в ее пределах проживали восточные, западные и южные славяне. По религии они были православными, католиками, протестантами, униатами и мусульманами (боснийцы).

Точка зрения Данилевского на славян интересна тем, что он не отделял белорусов и украинцев от русских. Среди южных славян философ не выделял македонцев, боснийцев и черногорцев.

Славяне, по его мнению, были арийцами, как и индусы, персы, греки, римлян, кельты и германцы. Следовательно, французы появились из-за смешения галло-римского населения с германским племенем франков.

Данилевский утверждал, что для славян характерна такая черта, как ненасилие (терпимость). Похожая точка зрения была у славянофилов. Россия, по их мнению, возникла от добровольного союза с Византией, а государства Западной Европы — потомки варваров.

Философ относился к сторонникам панславизма. Цель славянства он видел в создании федерации от Адриатического моря и до Тихого океана со столицей в Константинополе. Такую задумку удалось осуществить Сталину к 1945 г., но через несколько лет Югославия пошла своим путем. 

Философ считал, что венгерское нашествие негативно повлияло на славянское единство, отделив южных от западных. В результате, чехи стали онемечиваться, а поляки превращаться в «плохого родственника». До нашествия венгров южная окраина Великоморавской державы примерно соответствовала течению реки Драва.

В состав перспективной федерации Данилевский планировал включить и соседние со славянами государства в статусе королевств: Румыния, Греция (с Кипром), Венгрия.

Для реализации замысла требовалось разгромить Австро-Венгрию и Османскую империю. Вероятным союзником может стать Пруссия. Через 2 года после выхода книги «Россия и Европа» образовалась Германская империя и, как показали, дальнейшие события, ее правители не стремились к союзу с Россией.

Ряд народов Данилевский относил к Бичам Божьим или «этнографическому материалу», проживавшему на периферии других культурно-исторических типов. Например, финнов и кельтов. Оба народа оказались подчинены более развитыми соседями. Следуя такой логике, к периферии и «этнографическому материалу» относятся гунны, хазары и народы вроде осетин, адыгов и гагаузов (потомки куманов).

✏ Заметка

Интересно, что Финляндия и Ирландия показали себя в конце XX века в плане высокого уровня жизни. В экономической мысли даже термин появился подходящий — «кельтское экономическое чудо». На самом деле, рост уровня жизни связан с экспортоориентированной экономикой. Финляндия, начиная с 1960-х осваивала советский рынок.

образ славянского культурно-исторического типа

Фото: NeuralWriter

Процесс перехода между типами

Данилевский считал, что культурно-исторический тип переходит в цивилизационное состояние из государственного. Поэтому цивилизация романо-германская, а государства, например, Франция и Италия. Народ без государства, то состояние этнографическое, как у басков, албанцев и ряда других народов середины XIX века. 

Методы анализа исторического процесса

В своей работе ученый использовал историко-философский и социологический подходы, а также сравнительный анализ культур. 

Западный тип, историко-философский подход Данилевского

Отличительной чертой романо-германской цивилизации философ считал насильственность. Она проявилась в колониальной политике, в религиозных войнах и в периодических конфликтах с Россией. У славян, наоборот, вместо насильственности — терпимость. Поэтому европейцы с восточными соседями плохо уживаются. По мнению философа, насильственность возникает из-за слишком развитого индивидуализма. Последнее тесно связано с протестантской этикой. 

Европейцам Данилевский противопоставлял русских, у которых характерной чертой является соборность. Отсутствие насильственности в характере приводит к тому, что русские жертвуют собой ради других народов.

Такую точку зрения иллюстрирует советский опыт:

  • Вложения в развитие национальной периферии в ущерб российскому Нечерноземью;
  • Литовская ССР получила Виленский край и Клайпеду, но после 1990 г. объявили СССР (как вид исторической России) оккупантом, однако, возвращать полученное не планировалось.

✏ Заметка

При жизни философа во Франции произошло три революции. Он считал, что революционный процесс — следствие нетерпения, направленного внутрь собственного народа.

Влияние социологии на работу Н. Я. Данилевского

Ученый пришел к выводу о том, что обществознание имеет национальный характер. На науку влияет национальный фактор, поэтому гуманитарное знание будет отличаться в Великобритании и России.

Сумма национальный наук формируется в мировую социальную науку.

Учение славянофилов 1840-ых гг. было скорее культурологическим, а Данилевский превратил его в геополитическое и социологическое, так как вышел за рамки «социологии культуры». Славянофильство стало разновидность светской идеологии, освободившись от религиозно-мистической оболочки. 

Использование сравнительного анализа культур

Данилевский сравнивал различные цивилизации и заметил, что древние имели только одну основу:

  • религия у евреев;
  • культура у греков;
  • право и политика у римлян.

У романо-германской цивилизации он нашел две основы, связанные с развитием науки и промышленности. Славянству повезло иметь четыре основы.

образ европейской цивилизации XIX века

Фото: NeuralWriter

Наследие Н. Я. Данилевского

Помимо книги «Россия и Европа», философ написал работу с критикой дарвинизма, а также публикации на тему климата и народонаселении России в конце царствования Николая I.  

В советский период Данилевский оказался неугодным власти философов, зато похожая теория культурно-исторических типов (локальных цивилизаций) была доработана Арнольдом Тойнби в Великобритании. Она стала популярной в развитых капиталистических странах. 

Труды дореволюционного философа-славянофила стали переиздаваться в России с 1991 г.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!