Рады, что вам понравилась статья 😊
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий философ-идеалист и историк культуры, литературовед.
Дильтерей первым ввел понятие науки о духе, идея которой обобщить знания о человеческой духовной природе, найти и обосновать универсальные процессы развития человека. В своем главном труде «Введение в науку о духе» В. Дильтерей настаивает на признании науки о духе отдельной дисциплиной, противопоставляя ее естественным наукам, в их перечень он включает и психологию.
Дильтерей выделяет три класса факторов, воздействующих на формирование общечеловеческого характера: состояние тела, влияние материальной среды и влияние духовного мира. Главная идентичность человека – это его душа, которая формирует основу. Остальные идентичности, такие как раса, нация, класс играют роль надстройки.
Критикуя принципы традиционной психологии, объяснительной, В. Дильтерей выдвигает собственную описательную психологию. Несмотря на глубокое убеждение в существовании единообразной человеческой природы, Дильтерей считает, что психология человека должна рассматриваться индивидуально, с учетом жизненного опыта каждого индивида. Нужно отбросить идеи ассоциативной психологии, которая изучает человека с помощью тех же механизмов, что используются в точных науках.
Заметка Традиционная психология недостаточно систематична, чтобы отражать всю полноту человеческой природы. Из расчлененного состояния она должна прийти к структуре, которая берет в расчет все необходимые индивидуальные факторы.
Учение Дильтерея о сознании основано на рационалистическом подходе, выдвинутом Декартом. Сознание представляется неизменной единицей, которая противопоставляется такому же постоянному окружающему миру. Переходящими считаются процессы, исключенные из этой системы. Процессы в свою очередь определяют форму существования отношений между сознанием и миром.
Заключительной точкой в познании человеческой души является переход к изучению истории человечества. Однако история не имеет отдельного смысла. Смысл находится в определенных эпохах, которые замкнуты в культурных системах.
Дильтерей в своей философии не приходит к единому выводу насчет методологии. В попытке соединить позитивизм и идеализм, он колеблется на протяжение всей своей философии, которая так и не обретает общий систематичный характер.