Рады, что вам понравилась статья 😊
Антитеза взглядов сторонников идеалистического и материалистического начала в философской мысли известна и за пределами философии. Идеалистов определяют как приверженцев духовного начала, закладывающего мироустройство, материалистов — как адептов действительного, физического, фактически существующего бытия.
Заметка Термины «материалист» и «идеалист» на рубеже XVIII века ввел немецкий математик и философ Лейбниц (рис. 1).
Рисунок 1. Готфрид Лейбниц
Развитие материалистических концепций в XIX веке способствовало развитию наук и техническому прогрессу, благодаря которым сегодня общество обеспечено большим количеством материальных и духовных благ и имеет более высокий уровень жизни, чем даже столетие назад.
В современной цивилизации духовное и материальное начала неразрывно связаны и сосуществуют, причем они взаимозависимы и не могут эффективно работать друг без друга.
Пример 1 Массовое общество XX и XXI веков подразумевает производство большого количества материальных товаров, которых должно хватить на каждого члена социума. Однако создание вещи (физического блага) невозможно без духовных составляющих: бизнес-идеи, изобретения, технологии, законов, продвижения в медиа и т.д.
Такая же зависимость наблюдается и в обратном: духовные блага не могут существовать без материального начала.
Пример 2 Так, для того чтобы посмотреть высоко духовную кинокартину Тарковского, необходимы материальные носители — пленка и проектор или провода интернет-соединения и экран компьютера. То же касается и христианских текстов, которые должны быть на чем-то напечатаны, полотен художников Ренессанса и др.
Таким образом, в обществе духовное и материальное начала взаимосвязаны и взаимозависимы, так было вчера, есть сегодня, и, вероятно, будет завтра.