Рады, что вам понравилась статья 😊
Заметка Базисом индийской культуры выступает массивный корпус древних священных мифологических текстов, обладающей разветвленной внутренней структурой.
Существует устоявшаяся периодизация развития философской мысли в Древней Индии. В самый ранний Ведический период формируется обширный пантеон богов и возникает понятие главного закона мироздания, который охраняется богом неба. Такой закон в философии зовется Рита и по многим признакам соответствует понятия дао. Однако Рита так и остается религиозной концепции и не переходит в разряд этических и философских понятий.
В классический период происходит переосмысление мифо-религиозного наследия и возникает новый бог – Брахман. Он понимается одновременно как олицетворение всей вселенной и как разумная мировая душа, к которой стремятся все люди. В это же время возникает концепция круга перерождения (сансары) и компенсирующего закона и влиянии поступков прошлых жизней на текущую (кармы). Универсальным общеобязательным законом становится Дхарма, точное следование которой вознаграждается перерождением в лучшей сущности.
Помимо этого, в классический период происходит формирование основных философских школ, которые получат развитие в следующем схоластическом периоде. Их принято делить на ортодоксальные и неортодаксальные.
Ортодоксальные направления признают авторитет Вед основываются на их комментировании. К ним относятся Йога, Веданта и Миманса. Неортодоксальные школы отрицают значимость Вед, но, несмотря на это, их деятельность тоже состоит преимущественно из комментирования ведическо корпуса. К неортодоксальным направлениям относят Джайнизм и Буддизм.