Рады, что вам понравилась статья 😊
Макрорегионами называются территориальные единицы больших размеров, которые состоят из административно-территориальных образований с общим географическим положением, единой экономической и социальной структурой.
Россию принято укрупненно делить на два макрорегиона — Западный и Восточный. Территории регионов при таком делении неоднородны, их составные части различаются между собой по природным и климатическим ресурсам, плотности и составу населения.
Европейская часть России относится к Западному макрорегиону, на территории которого проживает значительная часть населения.При развитых промышленности и сельскохозяйственном производстве Западный округ страдает от недостатка природных и топливно-энергетических ресурсов.
Большая часть территории России относится к Восточному макрорегиону. На территории сконцентрированы основные природные активы и залежи полезных ископаемых. Основными направлениями деятельности являются добыча угля, нефти и конденсата, газа, цветного металла.
(Графический редактор Photoshop)
Между Западным и Восточным макрорегионами нет четкого территориального разграничения, поскольку в каждом из них находятся похожие местности со своими особенностями.
Они могут быть похожи по климату, плотности населения, экономико-социальному и промышленному развитию.
Но при сложившейся структуре администрирования и модели хозяйственного снабжения эти регионы прочно привязаны к существующим административным образованиям. Поэтому обособлять сложившиеся связи нецелесообразно.
Российские макрорегионы отличаются уникальными особенностями, которые идентифицируют их по материальным и общественно-культурным показателям.
Изучение основных характеристик макрорегионов помогает вырабатывать основные направления для устойчивого роста их экономического потенциала.
Макрорегионы включают в себя более мелкие территориальные образования — экономические районы с похожими по природным характеристиками, экономическому потенциалу и потенциалу развития.
При разграничении макрорегионов учитывают степень экономического использования местных земель, соответствие основных природных богатств показателям освоения их потенциала.
Весь комплекс народного хозяйства России территориально относится к районам с идентичной экономической структурой.
Каждый из районов отличается собственным направлением развития, которое обуславливается естественной ресурсно-природной средой и перспективами общественно-хозяйственного роста.
Отличительным свойством экономического района считается наличие общих экономических характеристик, таких как ориентация на развитие определенных отраслей промышленности, сельского хозяйства или услуг, а также схожесть в уровне развития инфраструктуры и степени интеграции в национальную и международную экономику.
В современной России выделяют три основных макрорегиональных уровня с градацией по климатическим особенностям, показателям развития и распределения производительных сил.
(Графический редактор Photoshop)
К первому уровню относят три крупные зоны. Для Российского Севера используется тщательно взвешенная тактика развития.
Сложная в освоении местность находится в районах с вечной мерзлотой, изобилует крупнейшими запасами углеводородного сырья.
Второй уровень предусматривает пять укрупненных территориальных образования. Третий — определяется Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года, которая предусматривает двенадцать крупных регионов.
В стратегическом наращивании экономического потенциала ключевую роль играет программно-целевое районирование. Оно позволяет целенаправленно развивать отдельные социально-экономические зоны: Нечерноземье, Транс-Сибирская магистраль, Минусинский ТПК и др.
По залежам в недрах полезных природных богатств территория России делится на четыре группы.
Практически все природные богатства находятся на азиатской территории, которая богата сырьем для производства топлива, залежами цветных и черных руд, горного сырья.
Все восточные месторождения размещены вдали от центров промышленного производства, вокруг которых рассредоточена подавляющая часть жителей.
Основная часть лесных массивов также находится в регионах восточней Уральских гор. Западная и Уральская части располагают лишь третью лесных запасов.
Еще более неравномерно распределены человеческие ресурсы западной и восточной территорий страны.
Плотность заселения западных территорий постоянно увеличивается, а северо-европейских и восточных территорий стремительно падает.
Население Центрального и Центрально-Черноземного районов увеличивается за счет прибывающих из других мест мигрантов. Вслед за населением в Большой Центр постепенно перемещается производство, что вызывает значительные несоразмерные сдвиги в архитектуре национальной экономики.
Промышленность в развитых регионах смещается в сторону крупных городских поселений. Подобные явления приводят к сжатию экономического пространства.
Министерство экономики РФ в 2018 разработало Стратегию пространственного развития РФ на период до 2025 года.
Документом предусмотрено территориальное деление РФ на четырнадцать частей.
Такую мысль высказал Президент РФ В.В. Путин в мартовском Послании Федеральному Собранию, увязав ее с национальными проектами. В основу проекта легла специализация регионов по отраслевым признакам.
Регионы не будут считаться отдельными административно-территориальными единицами, они лишь отразят существующие связи в социальной и экономической сферах.
По своей сути регионы похожи на федеральные округа, с большей детализацией.
По мнению специалистов подобное деление обеспечит более тесные региональные коммуникации.
Каждый регион должен развиваться вокруг единого ядра экономического развития. По факту на территории России находится 14 городов, население которых составляет более миллиона человек, 19 крупных агломераций вокруг городов, 4 минерально-сырьевых центра.
Для каждого региона обозначены пути благоустройства и развития инфраструктурных объектов, которые должны связывать между собой обозначенные территории и международные логистические коридоры — Запад-Восток, Север-Юг.
К 2025 году намечено сформировать 35-40 основных центров развития экономики.
Некоторые оппоненты не поддерживают намеченную стратегию и предлагают внести в нее корректировки. Они считают, что при наличии в Сибирском федеральном округе трех регионов могут ослабнуть межрегиональные и хозяйственные связи между ними. По их мнению на территории Сибирского федерального округа целесообразно создать один макрорегион на базе 12 субъектов Федерации.
В частности такого мнения придерживается полпред Президента в Сибирском федеральном округе — С. Меняйло.
Основным принципом намеченной стратегии является обеспечение единства территории, законодательного и хозяйственного пространства государства, создание одинаковых перспектив населению на всей территории России.
На карте современной Роcсии согласно Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года выделяется 12 макрорегионов.
В мартовском Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин предложил выделить два дополнительных региона.
Уральско-Сибирский макрорегион предложено разбить на Уральский и Западно-Сибирский макрорегионы.
Сибирский округ в настоящее время разбит на 2 макрорегиона — Ангаро-Енисейский и Южно-Сибирский. В перспективе планируется разбивка на 3 макрорегиона — Енисейский, Южно-Сибирский и Байкальский.
(Графический редактор Photoshop)
Схема деления территории России на регионы представлена в таблице.
(Графический редактор Photoshop)