08.08.2024
#доклад
#конференция
42

Государственное и муниципальное управление – понятие, функции, оценка качества и эффективности.

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Государственное управление
  2. Муниципальное управление

Государственное управление

Является составной частью социального типа управления, отличается целенаправленностью и спецификой выполняемых задач. Органы государственной власти осуществляют ведущую роль в реализации национальных проектов.

Функции государственного управления

Особенности государственного управления связаны с его функциональным назначением.

Основные функции:

  • правотворческая;
  • правоисполнительная;
  • правоохранительная.

Правотворческая деятельность представляет совокупность различных мероприятий, направленных на выявление и устранение противоречий в отношениях субъектов права, поиск возможных решений и их закрепление в нормативно-правовых актах государственного уровня. На данном этапе устанавливается легитимность власти. Функция реализуется через уполномоченные органы государственной власти, основным из которых является Федеральное собрание (ст. 94 Конституции РФ).

Правоисполнительная деятельность является подзаконной и направлена на приведение в исполнение норм законодательства. В рамках своих полномочий правоисполнительные органы вправе разрабатывать и публиковать пояснения по нюансам исполнения действующих НПА (определения, письма, иные).

Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод субъектов права (граждан, государства, организаций). Правоохранительные органы руководствуются действующими нормами закона, неукоснительно следуя им. Защиту на государственном уровне осуществляют:

  • суды;
  • прокуратура;
  • полиция;
  • следственный комитет РФ и иные.

В совокупности функции государственного управления направлены на защиту интересов общества, а также отдельных групп и классов населения.

Качество государственного управления

Оценка качества управления на государственном уровне как концепция появилась только в 1997 году, как один из пунктов Программы ООН. В качестве параметров используются категории ценностей:

  • Правовые – наличие и действенность правовых норм, направленных на защиту прав и свобод граждан, организаций, государства; отсутствие дискриминации в отношении разных классов и слоев населения или юридических лиц.
  • Политические – граждане могут самостоятельно или через специальные организации участвовать в государственном управлении; все заинтересованные стороны оперативно получают доступ к административным процессам; ориентация на поиск компромиссов всех членов общества при решении возникающих вопросов.
  • Менеджерские – органы власти принимают решения, которые удовлетворяют запросы общества с максимальным использованием существующих ресурсов.
  • Универсальные – прозрачность и подотчетность.

В 2013 году ООН опубликован доклад с главными принципами оценки качества государственного управления, именуемые FAST:

  • flatter – плоский или доступный;
  • agile – подвижный, меняющийся;
  • streamlined – четко организованный, упорядоченный;
  • tech-enabled – технически инновационный.

Они означают, что публичное управление должно сочетать в себе базовые функции и инновационные практики для перехода к более высокому уровню качества управления государством.

Эффективность государственного управления

Государственное управление – многогранная система для выполнения различных функций. Оценка эффективности позволяет отследить некоторые государственные метаморфозы, описать текущую деятельность управленцев страны. Виды отслеживаемой эффективности:

  • Экономическая – анализируют экономическую политику государства внутри и за ее пределами (рост, приватизация, инвестиции, иные).
  • Социальная – отслеживание результатов государственного управления в социальной сфере, решения проблем при базовой задаче – повысить качество и уровень жизни в государстве.
  • Экологическая – направлена на восстановление, поддержание и сохранение окружающей среды, а также контроль реализации природоохранных мер.
  • Внешнеэкономическая – производится оценка взаимодействия внешних связей с другими государствами, международными организациями, реализации международных соглашений.

Некоторое время считалось проблемой подобрать критерии, в соответствии с которыми можно комплексно оценить результативность государственного управления. Базовыми считаются:

  • реализация и исполнение нормативно-правовых актов РФ;
  • выполнение задач по установленным в государстве программам, соответствие прогнозам;соответствие полученных результатов плану эффективности по показателям разного направления (рентабельность, производительность труда, инновационная деятельность иное);
  • динамика по преобразованию рынка через реструктуризацию предприятий, введению новых форм собственности, реорганизацию;
  • соответствие действий регламенту, которые устанавливаются для подразделений государственных органов управления.

Для оценки используют установленные прогнозы и планы. Например, в 2021 году утвержден Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года, до 2030 года. Документ публичный, ознакомиться может каждый.

Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года, до 2030 года.

Фото: Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года, до 2030 года.

Общими принципами понятий государственного и муниципального управления являются прозрачность и доступность. В зависимости от реализации указанных планов в 2030 году можно будет оценить результативность и качество государственного управления. На основе этих данных вырабатывают базовые направления развития на следующие периоды.

Муниципальное управление

Муниципальное управление – это разновидность публичной власти, подчиняется органам государственного управления. Содержание понятия закреплено в ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003гю № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Органы местного самоуправления осуществляют деятельность в рамках, установленных Конституцией РФ и Федеральными законами, в интересах населения, проживающего в границах муниципального образования.

Функции муниципального управления

Функции формулируются исходя из природы управления на местах, отличаются от государственных объемом и целями, но признаются общими по направлению. Выделяют базовые функции:

  • участие жителей муниципального образования;
  • последовательное и понятное управление собственностью, выделяемыми государством и собственными финансами;
  • рассмотрение потребностей местных жителей, групп населения, выявление и удовлетворение базовых запросов;
  • защита окружающей среды, охрана правопорядка на местах;
  • исполнение норм федерального и местного законодательства;
  • охрана прав и интересов муниципального образования отдельно и в рамках государства.

Органы муниципального образования (МО) выборные, порядок отбора – прямая демократия. В границах отдельного МО органы местного управления считаются собственниками имущества и финансов.

Эффективность муниципального управления

Задачей деятельности органов местного самоуправления признано повышение качества жизни местного населения, а также создание благоприятной среды и защита населения. Чтобы отследить результативность действий, используют оценку качества муниципального управления. Критерии оценки:

  • степень реализации намеченных планов и стратегии развития МО;
  • экономичность расходования выделенных средств;
  • качество выполнения органами муниципального управления закрепленных задач.

Как следствие, показателем качества работы органов муниципального управления считается степень расхождения между намеченными и реализованными программами муниципального развития. Для оценки используется база информационных и аналитических данных, которая формируется в результате постоянного мониторинга.

Государственное и муниципальное управление осуществляется уполномоченными должностными лицами и организациями. Органы местного самоуправления не включены в аппарат государственного управления, считаются обособленной структурой. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!