Рады, что вам понравилась статья 😊
Является составной частью социального типа управления, отличается целенаправленностью и спецификой выполняемых задач. Органы государственной власти осуществляют ведущую роль в реализации национальных проектов.
Особенности государственного управления связаны с его функциональным назначением.
Основные функции:
Правотворческая деятельность представляет совокупность различных мероприятий, направленных на выявление и устранение противоречий в отношениях субъектов права, поиск возможных решений и их закрепление в нормативно-правовых актах государственного уровня. На данном этапе устанавливается легитимность власти. Функция реализуется через уполномоченные органы государственной власти, основным из которых является Федеральное собрание (ст. 94 Конституции РФ).
Правоисполнительная деятельность является подзаконной и направлена на приведение в исполнение норм законодательства. В рамках своих полномочий правоисполнительные органы вправе разрабатывать и публиковать пояснения по нюансам исполнения действующих НПА (определения, письма, иные).
Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод субъектов права (граждан, государства, организаций). Правоохранительные органы руководствуются действующими нормами закона, неукоснительно следуя им. Защиту на государственном уровне осуществляют:
В совокупности функции государственного управления направлены на защиту интересов общества, а также отдельных групп и классов населения.
Оценка качества управления на государственном уровне как концепция появилась только в 1997 году, как один из пунктов Программы ООН. В качестве параметров используются категории ценностей:
В 2013 году ООН опубликован доклад с главными принципами оценки качества государственного управления, именуемые FAST:
Они означают, что публичное управление должно сочетать в себе базовые функции и инновационные практики для перехода к более высокому уровню качества управления государством.
Государственное управление – многогранная система для выполнения различных функций. Оценка эффективности позволяет отследить некоторые государственные метаморфозы, описать текущую деятельность управленцев страны. Виды отслеживаемой эффективности:
Некоторое время считалось проблемой подобрать критерии, в соответствии с которыми можно комплексно оценить результативность государственного управления. Базовыми считаются:
Для оценки используют установленные прогнозы и планы. Например, в 2021 году утвержден Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года, до 2030 года. Документ публичный, ознакомиться может каждый.
Фото: Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года, до 2030 года.
Общими принципами понятий государственного и муниципального управления являются прозрачность и доступность. В зависимости от реализации указанных планов в 2030 году можно будет оценить результативность и качество государственного управления. На основе этих данных вырабатывают базовые направления развития на следующие периоды.
Муниципальное управление – это разновидность публичной власти, подчиняется органам государственного управления. Содержание понятия закреплено в ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003гю № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Органы местного самоуправления осуществляют деятельность в рамках, установленных Конституцией РФ и Федеральными законами, в интересах населения, проживающего в границах муниципального образования.
Функции формулируются исходя из природы управления на местах, отличаются от государственных объемом и целями, но признаются общими по направлению. Выделяют базовые функции:
Органы муниципального образования (МО) выборные, порядок отбора – прямая демократия. В границах отдельного МО органы местного управления считаются собственниками имущества и финансов.
Задачей деятельности органов местного самоуправления признано повышение качества жизни местного населения, а также создание благоприятной среды и защита населения. Чтобы отследить результативность действий, используют оценку качества муниципального управления. Критерии оценки:
Как следствие, показателем качества работы органов муниципального управления считается степень расхождения между намеченными и реализованными программами муниципального развития. Для оценки используется база информационных и аналитических данных, которая формируется в результате постоянного мониторинга.
Государственное и муниципальное управление осуществляется уполномоченными должностными лицами и организациями. Органы местного самоуправления не включены в аппарат государственного управления, считаются обособленной структурой.