Рады, что вам понравилась статья 😊
Задача государственного органа заключается в исполнении государственных функций. Он наделен полномочиями власти, законодательно закрепленными. Цель существования– реализация своих функций. Деятельность осуществляется в методах и формах, находящимися в рамках правовых актов.
Определив, что такое государственный орган, можно выделить его признаки:
Государственный орган создается исключительно государством и действует только от его имени. Государство вправе определять порядок и функционал, а также наделять рамками полномочий, правами и обязанностями, определять степень наказания за нарушение.
Каждый государственный орган обладает внутренней структурой, которая зависит от его положения в системе управления. Структурой государственного органа является совокупность подразделений, выполняющих собственную задачу в реализации закрепленных полномочий. Распределение функций между должностями, которые возложены на него и взаимоотношений этих должностей и подразделений.
Самой минимальной единицей структуры считается служащий, на которого возложен конкретный функционал.
На структуру государственного действует объем возложенных полномочий и функциональная нагрузка с целью успешного осуществления управления государством и общественных процессов.
Фото: Work5
Классификация необходима для понимания специфики каждого отдельного государственного органа и понимания их различия. Классифицируя их, можно понять логическую связь их многообразия и единства. Она зависит от следующих критериев:
В зависимости от очередности создания. Существуют первичные и вторичные. Отличие в том, что вторичные формируются Правительством или Советом Федерации, а первичные не формируются никем. Образовываются путем наследования или избрания. Сюда можно отнести законодательные органы, главу государства и субъектов Российской Федерации.
В зависимости от территории. Могут быть местные, федеральные или высшие органы. Федеральных имеют полномочия на всей территории России. Органы государственной власти субъектов - на территории конкретного субъекта. При этом органы местного самоуправления нельзя отнести к государственными. Власть на всей территории России имеют Высшие органы. Местные - только в республиках, областях и регионах.
В зависимости от характера и объема полномочий. Органы, которые обладают общей компетенцией имеют большое количеством полномочий, например, Правительство или Президент. Специальная компетенция в таких возможностях ограничена и работает только в определенной сфере, например, здравоохранение, образование и так далее.
В зависимости от порядка принимаемых решений. Это могут быть органы коллегиальные, например, Федеральное собрание или единоличные в лице Президента.
Территория осуществления деятельности. Делятся на центральные (распространяется на всю страну), региональные (часть страны) или административно-территориальные (например, местное поселение).
Существенным значение обладает классификация государственных органов в зависимости от ветви власти:
Законодательные формируются на основе выборов для выполнения задачи законотворчества, формирования бюджета и правительства и контроля его деятельности.
Исполнительные формируются через назначение, в конкурсном порядке или путем выборов. Они обязаны приводить закон в действие, в том числе путем издания собственных законов.
Судебные осуществляют правосудие, расследования уголовным дел, исполнение судебных решений. Формируются как избранием, так и назначением. Правосудие осуществляется через разрешение дел с соблюдением материально-правовых и процессуальных норм.
Порядок и принципы формирования органов государства определены и закреплены Конституцией РФ.
В принципах гласности и тайны необходим в приоритете стоит первый, но случается, что в процессе деятельности государственного аппарата без второго не обойтись.
Принцип законности выражается в действиях государственного органа в рамках своей компетенции, на основании действующего закона и теми органами, которые предусмотрены законом.
Фото: Work5
Кроме конституционных основ формирования органов государства, существуют внеконституционные принципы. Они прописаны в Федеральном Конституционном законе и направлены на конкретизацию положения Конституции. Они обязательны для всех государственных органов и лиц, исполняющих государственную функцию.
Внеконституционные принципы формируют конкретные системы органов государственной власти. Например, независимость и несменяемость судей, коллегиальное рассмотрения дела, состязательность процесса и др. Их реализация возможна только в рамках правового государства. Они позволяют удерживать баланс полномочий и сохранять общую согласованность. Проблема реализации полномочий возникает неизбежно. Для корректировки системы органов и сохранения их деятельности, важно уверенное закрепление базовых начал. Согласованность действий власти на федеральном уровне и региональном обеспечивается тем, что эти принципы прописываются на всех территориальных уровнях.
Итак, органом государственной власти можно назвать законодательно закрепленную на официальном уровне часть государственного механизма, которая существует как один из элементов, обладающих властью и задачей реализации собственных функций. Признаком его можно считать формирование на основании закона, самостоятельность и право реализовывать свои полномочия. Классификация государственных происходит по способу их формирования, объему функций и компетенции и по характеру осуществляемой деятельности. Принципы формирования заключаются в территориальности, иерархичности, централизме и выборности. Самым основным принципом является принцип разделения властей.