16.08.2024
#Государственное и муниципальное управление
42

Государственный орган: понятие, структура и виды

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие, значение и признаки государственного органа
  2. Структура государственного органа
  3. Классификация государственных органов
  4. Принципы формирования органов государства
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам

Понятие, значение и признаки государственного органа

Задача государственного органа заключается в исполнении государственных функций.  Он наделен полномочиями власти, законодательно закрепленными. Цель существования– реализация своих функций. Деятельность осуществляется в методах и формах, находящимися в рамках правовых актов.

Определив, что такое государственный орган, можно выделить его признаки:

  • формируется на основании закона и наличия материальной базы;
  • имеет индивидуальный порядок;
  • вправе реализовывать полномочия власти;
  • позволяет гражданским служащим действовать от имени государства;
  • имеет компетенцию, определенную на законодательном уровне;
  • выполняет задачи, исключительно в рамках государственных функций;
  • издает юридические акты;
  • имеет необходимую материальную базу;
  • функционирует на основе нормативных и правовых актов;
  • тесно взаимодействует с другими механизмами государства.

Государственный орган создается исключительно государством и действует только от его имени. Государство вправе определять порядок и функционал, а также наделять рамками полномочий, правами и обязанностями, определять степень наказания за нарушение.

Структура государственного органа

Каждый государственный орган обладает внутренней структурой, которая зависит от его положения в системе управления. Структурой государственного органа является совокупность подразделений, выполняющих собственную задачу в реализации закрепленных полномочий. Распределение функций между должностями, которые возложены на него и взаимоотношений этих должностей и подразделений.

Самой минимальной единицей структуры считается служащий, на которого возложен конкретный функционал.

На структуру государственного действует объем возложенных полномочий и функциональная нагрузка с целью успешного осуществления управления государством и общественных процессов. 

image1

Фото: Work5

Классификация государственных органов

Классификация необходима для понимания специфики каждого отдельного государственного органа и понимания их различия. Классифицируя их, можно понять логическую связь их многообразия и единства. Она зависит от следующих критериев:

В зависимости от очередности создания. Существуют первичные и вторичные. Отличие в том, что вторичные формируются Правительством или Советом Федерации, а первичные не формируются никем. Образовываются путем наследования или избрания. Сюда можно отнести законодательные органы, главу государства и субъектов Российской Федерации.

В зависимости от территории. Могут быть местные, федеральные или высшие органы. Федеральных имеют полномочия на всей территории России. Органы государственной власти субъектов - на территории конкретного субъекта. При этом органы местного самоуправления нельзя отнести к государственными. Власть на всей территории России имеют Высшие органы. Местные - только в республиках, областях и регионах.

В зависимости от характера и объема полномочий. Органы, которые обладают общей компетенцией имеют большое количеством полномочий, например, Правительство или Президент. Специальная компетенция в таких возможностях ограничена и работает только в определенной сфере, например, здравоохранение, образование и так далее.

В зависимости от порядка принимаемых решений. Это могут быть органы коллегиальные, например, Федеральное собрание или единоличные в лице Президента.

Территория осуществления деятельности. Делятся на центральные (распространяется на всю страну), региональные (часть страны) или административно-территориальные (например, местное поселение).

Существенным значение обладает классификация государственных органов в зависимости от ветви власти:

Законодательные формируются на основе выборов для выполнения задачи законотворчества, формирования бюджета и правительства и контроля его деятельности.

Исполнительные формируются через назначение, в конкурсном порядке или путем выборов. Они обязаны приводить закон в действие, в том числе путем издания собственных законов.

Судебные осуществляют правосудие, расследования уголовным дел, исполнение судебных решений. Формируются как избранием, так и назначением. Правосудие осуществляется через разрешение дел с соблюдением материально-правовых и процессуальных норм.

Принципы формирования органов государства

Порядок и принципы формирования органов государства определены и закреплены Конституцией РФ. 

  • Принцип территориальности заключается в осуществлении аппаратам своей работы в рамках конкретной территории.
  • Принцип иерархичности обязывает иметь собственное положение и связь на основах субординации.
  • Принцип централизма применим лишь по некоторым вопросам, когда принятие решения возлагается на высшее руководство, а на низшие инстанции. В других ситуациях, применяется принцип децентрализма: тот орган, который принимает решения, их же и исполняет.
  • Принцип выборности и назначаемости действует в случаях, когда служащие государственного аппарата назначаются или избираются. Это можно отнести проявлению демократии и бюрократизма, как и в принципе коллегиальности и единоличия.  

В принципах гласности и тайны необходим в приоритете стоит первый, но случается, что в процессе деятельности государственного аппарата без второго не обойтись.

Принцип законности выражается в действиях государственного органа в рамках своей компетенции, на основании действующего закона и теми органами, которые предусмотрены законом.

  • Принцип разделения властей является основным принципом формирования органов государственной власти и заключается в разделении на законодательные, исполнительные и судебные.

image2

Фото: Work5

Кроме конституционных основ формирования органов государства, существуют внеконституционные принципы. Они прописаны в Федеральном Конституционном законе и направлены на конкретизацию положения Конституции. Они обязательны для всех государственных органов и лиц, исполняющих государственную функцию.

Внеконституционные принципы формируют конкретные системы органов государственной власти. Например, независимость и несменяемость судей, коллегиальное рассмотрения дела, состязательность процесса и др. Их реализация возможна только в рамках правового государства. Они позволяют удерживать баланс полномочий и сохранять общую согласованность. Проблема реализации полномочий возникает неизбежно. Для корректировки системы органов и сохранения их деятельности, важно уверенное закрепление базовых начал. Согласованность действий власти на федеральном уровне и региональном обеспечивается тем, что эти принципы прописываются на всех территориальных уровнях.

Итак, органом государственной власти можно назвать законодательно закрепленную на официальном уровне часть государственного механизма, которая существует как один из элементов, обладающих властью и задачей реализации собственных функций. Признаком его можно считать формирование на основании закона, самостоятельность и право реализовывать свои полномочия. Классификация государственных происходит по способу их формирования, объему функций и компетенции и по характеру осуществляемой деятельности. Принципы формирования заключаются в территориальности, иерархичности, централизме и выборности. Самым основным принципом является принцип разделения властей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту