30.07.2024
#доклад
#конференция
42

Историография, ее роль в исторической науке

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение историографии и ее значение в исторической науке
  2. Этапы развития историографии
  3. Методологические подходы в историографии 
  4. Национальные школы историографии 
  5. Современные тенденции в историографии 
  6. Проблемы и вызовы современной историографии

Определение историографии и ее значение в исторической науке

Наука гораздо шире школьного учебника. На факультетах, где готовят историков, количество кафедр достигает 15 штук. Студенты изучают специальные исторические дисциплины. Одна из них — историография.

В узком смысле это определение используют для обозначения исследований по конкретной теме или эпохе. Например, классифицировать историографию:

  • великих географических открытий;
  • движения декабристов;
  • русско-японской войны.

В широком смысле историографией называют исторические работы, связанные единством в каком-либо отношении:

  • Идеологическом. В СССР использовали термин «буржуазная историография». Противоположностью стала собственная – марксистская. 
  • Языковом. От популярного английского до относительно редкого албанского. Дело в том, что на последнем тоже выходят научные публикации, например, по археологии. Приличный уровень исторической науки в странах Европы, государственные языки которых не самые популярные — Венгрия, Чехия, Швеция.
  • Национальном. Британская историография в языковом плане не отличается от американской.

Сам термин пришел из древнегреческого языка. Суть передается словосочетанием «писать рассказ о прошлом».

В исторической науке эта специальная дисциплина необходима для проверки качества использования научного метода. При написании любой работы историк акцентирует внимание на авторе и отделяет факты от интерпретации. 

 Античный историк

Фото: Neural Writer

Этапы развития историографии

Корни современных наук уходят в Древнюю Грецию. Отцом истории считается Геродот. Историография начинается еще и с его старшего современника Гекатея Милетского. Младшим современником был Фукидид — автор «Истории Пелопоннесской войны». К основателям античной историографии принадлежит и римский автор Полибий, который написал «Всеобщую историю». 

Заметка: К античной историографии относится ряд деятелей, труды которых изучают на 1 курсе исторического факультета, а также на старших курсах, при выборе специализации на кафедре Древнего мира. В том числе: Дионисий Галикарнасский, Гиппий Элидский, Ксенофонт. Последний стал основателем жанра автобиографии.

Римляне первыми среди народов Европы начали писать о своем прошлом на латыни, используя греческие образцы. К первым историкам Римской республики стал Катон Старший, живший на рубеже III-II веков до н.э., то есть времена 2-ой и 3-ей Пунических войн.

В I веке до н.э. Страбон соединил историю с географией. Тит Ливий высказал предположение о возможности захвата Рима Александром Великим и поэтому стал основателем направления «альтернативной истории». 

К историографам периода расцвета империи относятся Светоний и Тацит. Последний составил описания соседей римлян — варваров-германцев.

Независимо от античной развивалась историческая наука и историография в Древнем Китае. Конфуций не отделял историю от философии, поэтому первым китайским историком считается Сыма Цянь, живший на рубеже II–I веков до н.э.

Первым христианским историком стал живший на рубеже III–IV вв. Евсевий Кесарийский. Его называют «отцом церковной истории». Армянская историография уходит корнями в V век. Среди ее пионеров Мовсес Хоренаци. Автор первой «Истории Армении». За такой труд его называют «армянским Геродотом».

В ранние Средние века лидером европейской исторической науки была Византия. Среди ее хронистов — Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта, Георгий Амартола, Михаил Пселл. 

Летописанием в Европе занимались представители духовенства.

Заметка: Первым историком франков стал Григорий Турский. У восточных славян первым хронистом или летописцем стал Нестор, живший в Киеве на рубеже XI–XII вв. У поляков — Винцентий Кадлубек. Современник Чингисхана и событий рубежа XII–XIII вв.

Становление исторической науки в России произошло в XVIII веке и было связано с трудами Василия Татищева, Михаила Щербатова, Михаила Ломоносова и приглашенных в Россию специалистов из германских земель – Готлиба Байера, Герхарда Миллера, Августа Шлецера. Последние сформулировали «Норманскую теорию» происхождения Руси. С тех пор вокруг нее ведется дискуссия.

В XX веке историография впервые разделилась по идеологическому принципу. В СССР, начиная с 1920-ых гг., стал формироваться марксистско-ленинский подход к изучению прошлого. Он считался самым прогрессивным. Ему противопоставляли работы «буржуазных историков». 

Иногда советская историческая наука преподносила обществу «сюрпризы» и «белые пятна»:

  • Тухачевский, Блюхер и Егоров в 1952 году считалась «врагами народа». Через 10 лет о них писали противоположное.
  • В школьном учебнике истории для старших классов в 1952 году замечена цитата маршала Берия. После расстрела в 1956 году его вычеркнули из истории страны до конца 1980-ых гг.
  • Описание событий Гражданской войны предполагало, что недостойны упоминания бывшие царские генералы, которые командовали фронтами РККА. Например, командующий Восточным фронтом Владимира Ольдерогге. 

Разделы «историография» и «обзор источников» являются обязательными в любой работе студентов исторического факультета, от курсовой до диплома.

Методологические подходы в историографии 

Во времена СССР использовался метод классового анализа. Историк не обязан использовать его, так как существуют другие методы исследования.

Историко-генетический заключается в выявлении причинно-следственных связей в различных процессах исторического развития. Отличительными чертами метода являются: конкретность, субъективизм, описательность.

Если разные государства и народы находятся на одном стадиальном уровне, то в научной работе применяется историко-сравнительный метод. Он позволяет установить общее и различия в развитии, например, Испании и Португалии в Средние Века и Новое время.

В работе исследователь использует типологию, то есть деление совокупности явлений на однородные классы. Историко-типологический метод подходит для исследования массовых объектов прошлого, в которых требуется выявить и проанализировать социально-экономические исторические типы. Типологию можно построить индуктивным и дедуктивным методами.

Социальная реальность не состоит из изолированных явлений. Наоборот, ее формируют взаимодействующие объекты. Историко-системный метод предполагает исследование социума как целостной системы.

Французский ученый Мишель Бреаль предложил, современник Иловайского и Ключевского, предложил историко-диахронный метод. Последний представляет собой теоретические принципы и приемы, направленные на исследование сущностно-временных изменений исторической реальности. Метод используют в следующих ситуациях:

  • если исследователь задался целью разобраться во внутренних законах развития сложных процессов;
  • сделать характеристику исторических систем низшего уровня на фоне более сложной.

Метод периодизации заключается в выделении эпох, периодов, формаций. Например, сделать периодизацию культурно-просветительской работы в Российской империи в XIX веке, выделив дворянский и разночинный этапы.

Если ученый погружается в прошлое с целью поиска причин событий, то такой метод называется ретроспективным. Предыдущую ступень исторического процесса он исследует, обладая знаниями о последующей.

Проблемно-хронологический метод представляет собой исследование исторических событий во времени. Ученый создает «цепи» из «звеньев» истории, связанных причинно-следственной связью.

Список методов дополняют нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.

Общество состоит из больших, средних и малых социальных групп. Социально-психологический метод позволяет разобраться в общественных отношениях и формах духовной деятельности, а также в стиле руководства. 

С наукой связано сравнительно-исторической языкознание. Поэтому второй нетрадиционный метод — лингвистический. Язык меняется со временем и представляет собой исторический источник. 

Семиотический метод интересен тем, что позволяет выявить смыслы, которые определили поведение и мышление людей конкретного исторического периода. Теорию семиотической модели коммуникации во второй половине XX века предложил Юрий Лотман. Он считал, что любое явление культуры имеет знаковый характер.

Эпоха ЭВМ пополнила историческую науку количественными методами исследований. Они построены на сборе и анализе данных. Количественные методы позволяют выявить статистические закономерности и причинно-следственные связи. Например, на сайте Память-народа сделать запросы по редким именам (Палладий, Матильда, Елпидифор, Наполеон) и посчитать сколько их носителей служило в Красной армии в годы ВОВ.

Внутренний мира человека находит отражение в произведениях искусства разных эпох. Картины — ценный историческим источником. Последний из нетрадиционных подходов — искусствоведческий. 

Библиотека исторического факультета XIX века

Фото: Neural Writer

Национальные школы историографии 

В 20-30-е гг. XIX века возникла скептическая школа. В ее основе лежали идеи романтической историографии Франции и германских государств. 

В середине XIX века сложились еще три школы в отечественной историографии:

  • Славянофильская. В Московском университете к ней относится Беляев Иван.
  • Юридическая, то есть западническая. Ее также называют «государственная». Историк Сергей Соловьев.
  • Историков-федералистов. К таковым относится Николай Костомаров и Дмитрия Иловайский.

К началу XX века сформировались школы позитивистской методологии историков Москвы и Санкт-Петербурга. Формирование связано с работами Василия Ключевского, Ивана Лучицкого, Сергей Платонова.

В оппозиции позитивистам были петербургские историки. Среди них представитель теоретической школы Александр Лаппо-Данилевский. Петербургские историки-медиевисты (специалисты по средневековью) также работали вне школы позитивизма. К таковым относятся:

  • Лев Карсавин;
  • Ольга Добиаш-Рождественская.  Интересна как первая женщина-медиевист.

Современные тенденции в историографии 

В XXI веке для специальной исторической дисциплины характерны такие тенденции:

  • Повышение роли социальной истории, предполагающей изучение социальных классов и образа жизни.
  • Постколониальные исследования, то есть влияние на современный мир колониальной эпохи.
  • Гендерные исследования о роли женщин в исторических событиях.
  • Цифровые исследования. Современные технологии позволяют применять новые методы анализа данных. Например, оцифровать архив по Первой мировой войне, а затем подсчитать сколько в армии было солдат по имени Ярополк и Святополк.

Проблемы и вызовы современной историографии

Одна из проблем историографии XXI века — плюрализм точек зрения. Объемы издаваемой литературы огромные. Среди историков попадаются свои «Волки в овечьей шкуре». К таковым относится Андрей Буровский. Если человек когда-то написал кандидатскую на археологическую тематику, это не значит, что нужно всерьез воспринимать его рассуждения о Петре I и последующих правителях. Все книги изданы с целью заработка.

Есть еще когорта историков, которая «кормится» на темах вроде Катыни и сталинских репрессий. В государстве есть идеология. Под нее выделяют денежные средства. Например, гражданам сказали, что поляков в Катыни расстреляли «сталинско-бериевские чекисты» или навешали лапши на уши про 700 тыс. смертных приговоров в 1930-е гг. Страна решила войти в «Глобальный цивилизованный мир». За вход надо платить, в том числе, действиями в сфере идеологии.

Помимо них, есть различные публицисты и авторы художественной литературы, которые лезут в историческую науку, желая подзаработать на «вкусных» темах. В недавнем прошлом к ним относился Александр Бушков из Красноярска.

К вызовам науки относится также расширение источниковой базы, доступной для широких масс. Например, оцифрованные сведения переписей населения. 

И еще доминирование многофакторного и плюралистического подходов.

К вызовам относятся: постмодернистский и «лингвистический поворот». Философское направление постмодернизма последней трети XX века стало потрясением для исторической науки. С точки зрения постмодернистов, труд историков соответствует работе писателя. Таким образом, происходит ликвидация различия между историей и литературой.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!