Рады, что вам понравилась статья 😊
Наука гораздо шире школьного учебника. На факультетах, где готовят историков, количество кафедр достигает 15 штук. Студенты изучают специальные исторические дисциплины. Одна из них — историография.
В узком смысле это определение используют для обозначения исследований по конкретной теме или эпохе. Например, классифицировать историографию:
В широком смысле историографией называют исторические работы, связанные единством в каком-либо отношении:
Сам термин пришел из древнегреческого языка. Суть передается словосочетанием «писать рассказ о прошлом».
В исторической науке эта специальная дисциплина необходима для проверки качества использования научного метода. При написании любой работы историк акцентирует внимание на авторе и отделяет факты от интерпретации.
Фото: Neural Writer
Корни современных наук уходят в Древнюю Грецию. Отцом истории считается Геродот. Историография начинается еще и с его старшего современника Гекатея Милетского. Младшим современником был Фукидид — автор «Истории Пелопоннесской войны». К основателям античной историографии принадлежит и римский автор Полибий, который написал «Всеобщую историю».
Заметка: К античной историографии относится ряд деятелей, труды которых изучают на 1 курсе исторического факультета, а также на старших курсах, при выборе специализации на кафедре Древнего мира. В том числе: Дионисий Галикарнасский, Гиппий Элидский, Ксенофонт. Последний стал основателем жанра автобиографии.
Римляне первыми среди народов Европы начали писать о своем прошлом на латыни, используя греческие образцы. К первым историкам Римской республики стал Катон Старший, живший на рубеже III-II веков до н.э., то есть времена 2-ой и 3-ей Пунических войн.
В I веке до н.э. Страбон соединил историю с географией. Тит Ливий высказал предположение о возможности захвата Рима Александром Великим и поэтому стал основателем направления «альтернативной истории».
К историографам периода расцвета империи относятся Светоний и Тацит. Последний составил описания соседей римлян — варваров-германцев.
Независимо от античной развивалась историческая наука и историография в Древнем Китае. Конфуций не отделял историю от философии, поэтому первым китайским историком считается Сыма Цянь, живший на рубеже II–I веков до н.э.
Первым христианским историком стал живший на рубеже III–IV вв. Евсевий Кесарийский. Его называют «отцом церковной истории». Армянская историография уходит корнями в V век. Среди ее пионеров Мовсес Хоренаци. Автор первой «Истории Армении». За такой труд его называют «армянским Геродотом».
В ранние Средние века лидером европейской исторической науки была Византия. Среди ее хронистов — Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта, Георгий Амартола, Михаил Пселл.
Летописанием в Европе занимались представители духовенства.
Заметка: Первым историком франков стал Григорий Турский. У восточных славян первым хронистом или летописцем стал Нестор, живший в Киеве на рубеже XI–XII вв. У поляков — Винцентий Кадлубек. Современник Чингисхана и событий рубежа XII–XIII вв.
Становление исторической науки в России произошло в XVIII веке и было связано с трудами Василия Татищева, Михаила Щербатова, Михаила Ломоносова и приглашенных в Россию специалистов из германских земель – Готлиба Байера, Герхарда Миллера, Августа Шлецера. Последние сформулировали «Норманскую теорию» происхождения Руси. С тех пор вокруг нее ведется дискуссия.
В XX веке историография впервые разделилась по идеологическому принципу. В СССР, начиная с 1920-ых гг., стал формироваться марксистско-ленинский подход к изучению прошлого. Он считался самым прогрессивным. Ему противопоставляли работы «буржуазных историков».
Иногда советская историческая наука преподносила обществу «сюрпризы» и «белые пятна»:
Разделы «историография» и «обзор источников» являются обязательными в любой работе студентов исторического факультета, от курсовой до диплома.
Во времена СССР использовался метод классового анализа. Историк не обязан использовать его, так как существуют другие методы исследования.
Историко-генетический заключается в выявлении причинно-следственных связей в различных процессах исторического развития. Отличительными чертами метода являются: конкретность, субъективизм, описательность.
Если разные государства и народы находятся на одном стадиальном уровне, то в научной работе применяется историко-сравнительный метод. Он позволяет установить общее и различия в развитии, например, Испании и Португалии в Средние Века и Новое время.
В работе исследователь использует типологию, то есть деление совокупности явлений на однородные классы. Историко-типологический метод подходит для исследования массовых объектов прошлого, в которых требуется выявить и проанализировать социально-экономические исторические типы. Типологию можно построить индуктивным и дедуктивным методами.
Социальная реальность не состоит из изолированных явлений. Наоборот, ее формируют взаимодействующие объекты. Историко-системный метод предполагает исследование социума как целостной системы.
Французский ученый Мишель Бреаль предложил, современник Иловайского и Ключевского, предложил историко-диахронный метод. Последний представляет собой теоретические принципы и приемы, направленные на исследование сущностно-временных изменений исторической реальности. Метод используют в следующих ситуациях:
Метод периодизации заключается в выделении эпох, периодов, формаций. Например, сделать периодизацию культурно-просветительской работы в Российской империи в XIX веке, выделив дворянский и разночинный этапы.
Если ученый погружается в прошлое с целью поиска причин событий, то такой метод называется ретроспективным. Предыдущую ступень исторического процесса он исследует, обладая знаниями о последующей.
Проблемно-хронологический метод представляет собой исследование исторических событий во времени. Ученый создает «цепи» из «звеньев» истории, связанных причинно-следственной связью.
Список методов дополняют нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.
Общество состоит из больших, средних и малых социальных групп. Социально-психологический метод позволяет разобраться в общественных отношениях и формах духовной деятельности, а также в стиле руководства.
С наукой связано сравнительно-исторической языкознание. Поэтому второй нетрадиционный метод — лингвистический. Язык меняется со временем и представляет собой исторический источник.
Семиотический метод интересен тем, что позволяет выявить смыслы, которые определили поведение и мышление людей конкретного исторического периода. Теорию семиотической модели коммуникации во второй половине XX века предложил Юрий Лотман. Он считал, что любое явление культуры имеет знаковый характер.
Эпоха ЭВМ пополнила историческую науку количественными методами исследований. Они построены на сборе и анализе данных. Количественные методы позволяют выявить статистические закономерности и причинно-следственные связи. Например, на сайте Память-народа сделать запросы по редким именам (Палладий, Матильда, Елпидифор, Наполеон) и посчитать сколько их носителей служило в Красной армии в годы ВОВ.
Внутренний мира человека находит отражение в произведениях искусства разных эпох. Картины — ценный историческим источником. Последний из нетрадиционных подходов — искусствоведческий.
Фото: Neural Writer
В 20-30-е гг. XIX века возникла скептическая школа. В ее основе лежали идеи романтической историографии Франции и германских государств.
В середине XIX века сложились еще три школы в отечественной историографии:
К началу XX века сформировались школы позитивистской методологии историков Москвы и Санкт-Петербурга. Формирование связано с работами Василия Ключевского, Ивана Лучицкого, Сергей Платонова.
В оппозиции позитивистам были петербургские историки. Среди них представитель теоретической школы Александр Лаппо-Данилевский. Петербургские историки-медиевисты (специалисты по средневековью) также работали вне школы позитивизма. К таковым относятся:
В XXI веке для специальной исторической дисциплины характерны такие тенденции:
Одна из проблем историографии XXI века — плюрализм точек зрения. Объемы издаваемой литературы огромные. Среди историков попадаются свои «Волки в овечьей шкуре». К таковым относится Андрей Буровский. Если человек когда-то написал кандидатскую на археологическую тематику, это не значит, что нужно всерьез воспринимать его рассуждения о Петре I и последующих правителях. Все книги изданы с целью заработка.
Есть еще когорта историков, которая «кормится» на темах вроде Катыни и сталинских репрессий. В государстве есть идеология. Под нее выделяют денежные средства. Например, гражданам сказали, что поляков в Катыни расстреляли «сталинско-бериевские чекисты» или навешали лапши на уши про 700 тыс. смертных приговоров в 1930-е гг. Страна решила войти в «Глобальный цивилизованный мир». За вход надо платить, в том числе, действиями в сфере идеологии.
Помимо них, есть различные публицисты и авторы художественной литературы, которые лезут в историческую науку, желая подзаработать на «вкусных» темах. В недавнем прошлом к ним относился Александр Бушков из Красноярска.
К вызовам науки относится также расширение источниковой базы, доступной для широких масс. Например, оцифрованные сведения переписей населения.
И еще доминирование многофакторного и плюралистического подходов.
К вызовам относятся: постмодернистский и «лингвистический поворот». Философское направление постмодернизма последней трети XX века стало потрясением для исторической науки. С точки зрения постмодернистов, труд историков соответствует работе писателя. Таким образом, происходит ликвидация различия между историей и литературой.