24.07.2024
#доклад
#конференция
42

Изучение истории эллинизма

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Термин «Эллинизм» и его значение
  2. Становление эпохи эллинизма
  3. Общество, экономика и межгосударственные отношения в эпоху высокого эллинизма 
  4. Хронологические рамки
  5. Характеристика эллинизма и эллинистических государств
  6. Эллинистические государства и города
  7. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура

Термин «Эллинизм» и его значение

Эллинизм 

— это историческая эпоха, в течение которой произошло слияние восточных и греческих культур и политических течений. 

Этот термин не сразу был задокументирован и обозначен в научном сообществе и никогда не считался обязательным к употреблению именно в таком лексическом значении. 

Впервые его упомянул в историческом контексте немецкий философ Иоганн Густав Дройзен в 30-х годах XIX века. До этого «эллинизм» встречался в устной и письменной речи в философском и культурном-историческом определении. В своей знаменитой работе в 3-х томах «История эллинизма» философ не только дал определение посталександрийскому периоду, но и обозначил хронологические проблемы при изучении Древнего мира. Книга уникальна также и тем, что помимо первого тома об Александре Македонском, второй и третий полностью воссоздают исторические события, объясняющие процессы становления новой эпохи. Это единственный фундаментальный труд об этом периоде античного мира.

Дройзен был последователем философских учений Гегеля, которые гласили, что познание и есть исторический процесс. Провозглашая историю как познание мирового духа, Дройзен считал, что именно прогрессирующие народы и определяют развитие исторической эпохи. Следовательно, возросшая образованность и состоятельность Греции позволила ей лидировать в поглощении культурных течений Древнего Востока. Нельзя сказать, что научное сообщество XIX в. очень стремилось изучить эпоху эллинизма. Для большинства ученых слияние Древнего Востока и Древней Греции – это прежде всего смешение культур и философии. Многие из них утверждали, что монархи эллинистического мира не свершили крупных завоеваний, масштабного развития государственного строя. А, следовательно, эллинизм нельзя обозначать как отдельную историческую эпоху. 

 Термин «Эллинизм» и его значение

 

 

Однако в противовес таким умозаключениям стоит привести в пример работы известного историка Иоганна Иоахима Винкельмана, который несомненно считается одним из самых выдающихся немецких теоретиков и искусствоведов. Ученый в своем труде «История искусства Древности» исследовал художественный, античный мир через призму социально-политического детерминизма. Согласно его данным, особенности древнегреческого искусства формировались в прямой зависимости от политической ситуации. 

Современное научное сообщество по изучению эллинизма активно интернационализируется, все больше ученых из разных стран хотят тесно взаимодействовать. Лидерами исследований можно назвать итальянскую штудию в Университете Пизы, в котором активную деятельность вел ученый Биаджо Вирджилио. Именно в его работах можно найти подробную характеристику царских писем эллинистического периода.  

В России наиболее яркие работы по изучению эллинизма представлены доктором исторических наук, автором более 130 научных работ и 2-х монографий, Климовым Олегом Юрьевичем. Ученый разработал несколько учебно-исторических пособий для изучения истории эллинизма. Он стал соавтором раздела Истории о Древнем мире в школьных учебниках 10-ого класса. 

Его учебный курс «История эллинизма» рассчитан на погружение в исторические условия и предпосылки, которые в итоге привели к становлению эпохи эллинизма. Излагая в труде политические события каждого эллинистического государства, Олег Юрьевич уделяет особенное внимание изучению специфики этой эпохи. 

Возникновение эллинизма как эпохи. Предэллинизм

Зарождение эллинистического мира возникло еще во времена общегреческого похода против Ахеменидской державы. Основной целью такого шага было, прежде всего, объединение греческих полисов. Некоторые историки считают Александра первым эллинистическим правителем. Но это весьма спорный момент.  Скорее он был последним Ахеменидом. В 334-330 гг. Александр разгромил армию Персидского царя Дария lll. Создание империи Александра Македонского считается зарождением эпохи эллинизма.

Становление эпохи эллинизма

Эпоха эллинизма длилась три века, однако единого мнения касаемо периодизации в научном сообществе нет. 

Ранний эллинизма зародился с момента создания империи Александром Македонским. Царство на Балканах просуществовало с 9 века до н.э. до 146 года до н.э. Александру Македонскому покорились народы Персидского государства, где находился знаменитый город Вавилон. Важным событием для мировой торговли и международной политики стало основание крупного города Александрия. В число завоеваний вошли также страны Малой Азии — Лидия, Сирия, Египет, Финикия, Мидия, Фригия. Становление Македонской империи оказало всемирно-историческое влияние на геополитику. 

Однако покорение городов было вовсе не спортивным интересом Александра Македонского и не стремлением получить как можно больше богатств и власти земель над странами и народами. Воспитанник Аристотеля имел философскую цель и стремился объединил народы, «стирая» классовые границы между образованными греками и варварами. Александр Македонский создал крупнейшую мировую империю, объединив Древний Восток и Запад. 

Общество, экономика и межгосударственные отношения в эпоху высокого эллинизма 

В этот период межгосударственные отношения  строились по принципу нажима местной знати на правящую греко-македонскую верхушку. В эти годы бурно развивался Родос, Пергамское царство при Аттале I (241–197) и Евмене l (197–152) прославилось невиданными богатствами. Высокий эллинизм — период ожесточенных пунических войн, которые не давали покоя Риму. Он длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году, когда разрушили Коринф. 

После внезапной смерти великого полководца и царя 10 июня 323 г. до н.э. начался период «классического» эллинизма. Александр Македонский не оставил после себя наследников, а потому власть поделили между собой его преемники-полководцы – диадохи. Войны диадохов постепенно превращали завоеванные территории в мир эллинистических государств. Характерной чертой этой эпохи становится культ царя. Эта тенденция берет начало еще во времена предэллинизма, когда монета становится основой пропаганды для распространения портрета монарха. После смерти Александра Македонского его популярность не только не упала, но и возросла до обожествления образа. Однако постепенно эллинистические правители сменили его лик на монетах на свой собственный. Однако тенденция к обожествлению властителя стала прекращаться в культ личности и нумизматика стала основой продвижения образа правителя. 

В период классического эллинизма появляются более устойчивые и развитые государства Селевкидов, Птолемеев, Антигонидов, появляются новые формы рабовладельческой экономики, упразднение греческих полисов. К развитым эллинистическим государствам также можно отнести Пергамское и Понтийское царство, а также Ахейский союз на землях Греции. Ранние государственные устои, культурные идеологии, а также устройство общества становятся пережитком прошлого. Также этот период обозначается завершающим этапом возникновения восточного и римского эллинизма и окончательным укреплением позиций греческих колонистов в Египте.

Завершающий этап существования и развития эллинизма начался примерно в конце III века до н.э. Диадохи все чаще стали привлекать к войнам и междоусобицам римские войска. К этому моменту Древний Рим нарастил небывалую силу и мощь, используя хитроумную систему дипломатии и развивая военное искусство. Предоставляя защиту более слабым государствам, Рим исполнял свою задачу, но тем самым делал правителей стран более уязвимыми и зависящими от их военной мощи. В союзное государство, после окончательного установления политической опеки над ним, римляне ставили марионеточного правителя. Постепенно Рим все больше расширял свои владения далеко за Италию, поглотив окончательно эллинистические государства. Сначала были покорены Греция и Македония – II век до н.э., затем завоеваны и поделены между Римом и восточными государствами земли Селевкидов – I век до н.э., а затем пал и Египет, разгромленный войсками Октавиана. Эллинистические государства пали, оставив после себя мощное культурное наследие, которым римляне восторгались и стремились освоить.  

Хронологические рамки

Исходя из хронологии событий в период эллинизма можно выделить конкретные периоды этой эпохи:

  • Предэллинизм или ранний период эллинизма – 334-280 гг. до н.э. 
  • Классический эллинизм – 280-220 гг. до н.э.
  • Поздний эллинизм – 220-30 гг. до н.э.

Характеристика эллинизма и эллинистических государств

Эллинизм – феноменальное явление объединения двух цивилизаций, ранее находившиеся в противостоянии друг к другу.  Предпосылки к изменению геополитики образовались у греков еще в IV веке до н.э., когда бурное развитие полисов привело к тому, что Эллада была втянута в Пелопонесскую войну. Афины потеряли политический вес после сокрушительного поражения и подорвали ресурсы греческих полисов. Война повлекла за собой кризис политической системы, опирающейся на классические полисы, которые не могли обеспечить помощь обедневшим гражданам, потерявшим земли и доход.  Кроме того, численность населения росла, земель не хватало. Античные полисы требовали реструктуризации, однако на греческих устоях того времени создать новую систему было невозможно. 

Тем временем на Востоке были накоплены огромные ресурсы и богатства, но их практически не использовали для развития хозяйства, земледелия и градостроительства. Сокровища персидских царей не были востребованы в том числе и из-за специфики древне-восточного менталитета.

В результате синтеза богатого Востока и бедной Греции образовалось общество совмещающее в себе неклассическую античность и нетрадиционную восточность. В эллинистических государствах такое смешение повлияло на рабовладельческий строй и развитие сельского-хозяйства. В Греции было распространено классическое рабство, где человек вместе с орудием является собственностью хозяина. На Востоке же давно действовала система закабаления крестьян. Литературные источники малоазийских надписей позволяют изучить сочетание классических форм рабства и эксплуатации «царских людей» – жителей сельских  поселений. Однако научное сообщество до сих пор изучает то, какое место античное рабство занимало в социальной структуре эллинистических государств. 

Экономическое развитие эллинистического общества отмечается высоким уровнем развития торговли и ростом производства товаров. 

Эллинистические цари отказались от системы древневосточной и полисной системы изоляции и поощряли развитие торговли и путей сбыта товаров различными преференциями. Правители следили за безопасностью на дорогах, совершенствовали структуру дорог, строили новые пути, а одним из наиболее ярких решений стала чеканка монет из запаса драгоценных металлов персидских царей. 

Одной из главных проблем Греции было ограниченное количество рынков сбыта. В эпоху эллинизма для греков и жителей Востока появились новые возможности для продажи товаров. В новых поселениях жители нуждались в товарах греко-македонского производства, в привычных предметах обихода. 

Помимо развития торговых отношений эпоху эллинизма можно отметить интенсивным градостроительством. Многие из возникших городов стали в последствии крупнейшими ремесленными и торговыми центры, которые сохранили свою деятельность даже после падения эпохи эллинизма.

Эллинистические государства и города

Владения Александра Македонского после его смерти были поделены между собой его ближайшими соратниками – диадохами. В результате образовалось несколько эллинистических государств – Пергамское царство, Каппадокия (на территории современной Турции), Вифиния, Коммагена, Понтийское царство. 

Наиболее крупными эллинистическими государствами с развитой городской структурой стали царства Селевкидов и Птолемеев. 

Эллинистические государства и города

Борьба за власть привела к ожесточенным боям и конфликтам. После битвы при Ипсе в 301 г. до н. э. держава разделилась на отдельные страны. 

Бывшие главнокомандующие Александра основали собственные династии и объявили себя царями. Однако влияние Древней Греции сильно сказалось на развитии досуга, искусства, архитектуры новых государств. Перенявшие греческую культуру города стали называть эллинистические.

Александрия Египетская – крупнейший центр эллинистических государств

Одним из самых крупных эллинистических городов считается Александрия Египетская, которая была основана Александром в ходе восточного похода 332 г. В гавани торговые корабли встречало одно из чудес света – Фаросский маяк. Он служил ориентиром для всех странников. Александрия славилась концентрацией торговых возможностей и привлекала своими возможностями поставок и разнообразием ассортимента. В город привозили вино, драгоценные металлы, древесину, купцы приезжали в поисках слоновой кости, папируса, качественного льна, а также за зерном. 

Со временем Александрия Египетская стала культурным и просветительским центром эллинистических государств. 

Главным достоянием города в то время был научно-исследовательский Александрийский мусейон (музей или храм муз). Его основал Птолемеи I в начале III в. до н.э. В музее работали математики, астрономы, медики, георграфы. «Сердцем» Александрийского музея считалась уникальная библиотека. В ней были собраны всевозможные памятники письменности, собрания сочинений, документы. Египетские цари помогали собирать для хранения наиболее ценные материалы. Один из государей передал в библиотеку коллекцию книг Аристотеля. 

Династия Птолемеев 

Царскую династию Птолемеев основал в 305-30 до н.э. Птолемей I Сотер. Он получил земли после разделения владения Александра Македонского между диадохами. В жестоких боях с другими военачальниками Сотер смог расширить свои владения, захватив Киренаику, южную Сирию и Кипр. При нем развернулось строительство Александрии, внедрялась практика выделения земель наемным войскам. Благодаря Сотеру получилось объединить греческие и египетские верования, учредив культ бога Сераписа.  В народе укрепилось такое понятие как царский культ. После его смерти усилить влияние государства в Средиземном море удалось Птолемею II Филадельфе (любящий сестру). Ряд территорий малой Азии и Эгейский бассейн были присоединены к владениям династии, благодаря созданию мощного флота. При нем формировалась система социально-экономических отношений, в которой преобладало государство. Система основывалась на эксплуатации «царских земледельцев», работающие на арендованных царских землях. В этот период процветала и монополизация ремесленного дела. Развивались различные формы внешнеэкономического принуждения и разветвленная система налогообложения. Все это позволяло пополнять казну огромным денежным и натуральным доходом, который тратился на содержание двора, войска, подати храма и пр.

Наибольшего расцвета империя достигла при Птолемее III Евергета, который вернул утраченные земли Киренаики, при победе в войне с Селевкидами возвращена часть южной Сирии, также удалось расширить владения Малой Азии. Повторившаяся война с Селевкидами привела к утрате земель Сирии и других завоеванных территорий. Обострившиеся междоусобные войны, убийства царей, народные волнения, потеря территорий привели к зависимому положению династии. Новые наследники так и не смогли возродить былую мощь. Последним правящим фараоном из династии Птолемеев была царица Клеопатра VII, которая оставила огромный след в истории человечества. В 30 гг до н.э. Октавиан, разгромил египетскую армию и присоединил земли, обозначив их частью римской империи. Египет стал римской провинцией.  

Клеопатра.jpg

Династия Селевкидов

Друг детства Александра Македонского, один из диадохов, Селевк получил во владение земли Вавилонии. Он сумел создать огромное государство, рассредоточившееся от Средиземного моря до Индии. Экономическое положение державы и развитие хозяйства было возможным благодаря разнообразию природных богатств и удачному географическому положению. Активно развивалась торговля, благодаря наличию сухопутных и водных путей. Однако военно-административное объединение, созданное Селевкидом оказалось непрочным. 

Его преемники не смогли удержать во владениях часть городов Малой Азии – Каппадокию, Понт, Вифинию, Пернам. Длительные сирийские война II—III вв. до н.э.во времена царствования Антиоха III Великого (223–187) завершились завоеваниями Келесирии, Финикии и Палестины. Но неудача в сражении с Римом и навязанный Апамейский договор 188 до н.э окончательно уничтожили могущество Селевкидов. Ослабленное внутри династическими распрями государство пытался укрепить Антиох IV Эпифан (175–163) и с помощью насильствнной эллинизации изменить идеологию и создать единство. Однако это привело лишь к восстанию иудеев. В 64 г до н.э. селевкиды теряют свои владения, а оставшаяся часть государства (Сирия) становится римской провинцией.  

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура

Искусство эллинизма характеризуется смешением восточной и греческой культуры. В ранний период эпохи особую роль в характере множества произведений сыграло влияние греков. Памятники архитектуры и изобразительного искусства сохраняли в себе элементы классики. Отличительной чертой высокого эллинизма стало появление драматических образов, элементов трагических и идиллических тем, в искусстве прослеживается помпезность и камерность. Исторические события, ожесточенные войны, давление греко-македонской знати оказали свое влияние на искусство того времени. 

На народы Восточного Средиземноморья греческое искусство произвело огромное впечатление. Эллинистический стиль скульптур, например, практиковался в Анатолии. Египет же не так активно внедрял греческое искусство, придерживаясь своего собственного египетского стиля строительных конструкций. Тем не менее эллинистическая живопись иллюстрируется египетскими портретами мумий Фаюм. Материковая часть Европы находилась практически полностью под влиянием греческих стилей. Особенно это ярко отражено в римских рельефных скульптурах, хотя она ничем не уступала греческим творениям. Римская архитектура также оказала влияние и на греческие конструкции, что привело к улучшениям и изобретению арки, свода, купола и бетона. 

Греческая живопись практически не сохранилась. Немногие росписи и фрески, дошедшие до наших дней, были найдены в плохом состоянии. Однако через изучение римских картин можно увидеть влияние греческого искусства. Портреты мумий Фаюм, раскопанные к югу от Каира представляют собой большую серию панно. Они были скреплены с погребальной тканью, которой оборачивали тела умерших. На данный момент найдено 900 таких портретов. 

Эллинистический период в архитектуре и скульптуре характеризуется появлением драматических сочетаний, гигантизма и камерности образов и широким развитием садово-паркового декора. 

Новые тенденции в архитектуре и скульптуре сохраняли некую холодностью, в связи с противоречивостью эллинистической действительность. Застой и упадничество в экономике Родоса заставляли мастеров уделять внимание контрастам. Они любили создавать эффект неожиданности, хотя в V веке господствовали идеи неизбежности.На искусство в целом повлияло также и возникновение общегреческого языка койне. Это событие также нашло отклик в формах архитектуры. Планировка, характерная для эллинистических городов, была строго упорядочена. Пересечение улиц под прямым углом, прямизна, широкие улицы до четырех метров — это было свойственно для большинства новых городов. Особенной чертой новых столиц было расположение в центре общественных и культурных центров. На склонах гор строили районы с террасной планировкой. 

Эллинистические зодчие старались оставить потомкам художественные образы подобные Парфенону. Их восхитительные строительные комплексы, ансамбли пространств, нашли отражение чувств тех, кто вырвался на свободу из тесных рамок устаревших полисов. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту