Рады, что вам понравилась статья 😊
На создание этой статьи у нашей команды ушло 20 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области истории и контент-менеджер.
Термин «Два Китая» используется для обозначения двух государств, которые имеют слово «Китай» в своем официальном названии:
Официальные позиции обоих государств утверждают существование лишь одного законного суверенного образования, которое охватывает как материковый Китай, так и Тайвань.
Правительство Китайской Народной Республики отвергает концепцию «двух Китая» и настаивает на «принципе одного Китая».
После Синьхайской революции 1912 года император Пу И был вынужден отречься от престола. Это событие открыло путь к созданию Китайской Республики, которую объявил Сунь Ятсен в Нанкине. Однако Гоминьдан, партия Сунь Ятсена, не признала легитимность Бэйянского правительства под руководством Юань Шикая, которое контролировало Пекин.
В последующие годы Китай переживал период политической нестабильности и хаоса. С 1912 по 1949 год страна была раздираема гражданскими войнами, военными диктаторами и японской оккупацией. В этот период власть переходила от одного правительства к другому. Среди них были:
В 1949 году Коммунистическая партия Китая под руководством Мао Цзэдуна одержала победу в гражданской войне и провозгласила Китайскую Народную Республику. Правительство Китайской Республики, возглавляемое Чан Кайши, было вынуждено бежать на Тайвань, где оно объявило Тайбэй временной столицей и продолжало претендовать на легитимность в отношении всего Китая.
До 1971 года Китайская Республика представляла Китай в ООН. Однако в 1971 году Генеральная Ассамблея ООН признала Китайскую Народную Республику единственным законным представителем Китая в ООН.
В начале 1990-х годов усилилось движение за независимость Тайваня. Это вызвало новый спор о легитимности правительств, поставив во главу угла статус Тайваня. Сторонники независимости утверждали, что существуют два независимых государства: Тайвань и Китайская Народная Республика. Эта позиция породила концепции «двух Китаев» и «одного Китая, одного Тайваня». Бывший президент Тайваня Чэнь Шуйбянь поддерживал эту позицию, что ослабило претензии Китайской Республики на легитимность в отношении всего Китая. Однако его попытка добиться признания Китайской Республики как независимого государства была прекращена президентом Ма Инцзю от Гоминьдана.
Китайская Народная Республика (КНР), которая управляет материковым Китаем, а также Гонконгом и Макао, и Китайская Республика (КР), контролирующая Тайвань, официально не признают суверенитет друг друга. Обе стороны настаивают на том, что только одно законное суверенное государство охватывает как материковую часть Китая, так и Тайвань. В то же время, в последние годы позиции обеих стран относительно концепции «двух Китай» или «одного Китая и одного Тайваня» стали значительно различаться.
Правительство КНР решительно возражает против признания Китайской Республики как легитимного государства. Оно также отвергает идею «двух Китаев» и строго следует «принципу одного Китая». В рамках этого принципа КНР утверждает, что все территории, находящиеся под контролем как самой КНР, так и КР, составляют единое и неделимое суверенное образование, именуемое «Китай».
Кроме того, в соответствии с теорией правопреемства государств, КНР заявляет, что она заменила Китайскую Республику как единственное государство, управляющее всем Китайским регионом. В этой связи правительство КНР считает текущее руководство Китайской Республики на Тайване незаконным, так как, по их мнению, оно было вытеснено и заменено другим.
До проведения реформы конституции в 1991 году Китайская Республика публично провозгласила свой суверенитет над материковым Китаем. Однако после реформы власти Тайваня уточнили свою позицию, подчеркнув, что они «не ставят под сомнение тот факт, что КНР контролирует материковый Китай». Данное изменение иллюстрирует развитие политических позиций и подходов к сложному вопросу о взаимоотношениях между Тайванем и материковым Китаем. С тех пор статус Тайваня и его взаимодействие с КНР остается важной темой для активных политических дебатов и дипломатических подходов, как внутри страны, так и на международной арене.
Китайская Республика и Китайская Народная Республика — это две стороны одной медали, каждая из которых имеет свою уникальную историческую и культурную идентичность. Несмотря на свой различный подход к управлению и политическим вопросам, обе стороны продолжают оказывать значительное влияние на ситуацию в регионе и в мире. Будущее отношений между двумя Китаем остается неясным, и вопрос о статусе Тайваня продолжает быть важной темой для международной политики и дипломатии.