Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье мы расскажем об эпохе Нового времени в европейской и мировой истории — ее определении, основных чертах, ключевых событиях и значительном влиянии на дальнейший ход исторического развития.
Определение Новое время — период всемирной истории, охватывающий примерно 1500–1900 годы н.э. Этот термин появился в середине 19 века и отделял современный период истории от предшествующей эпохи Средневековья.
Термин «Новое время» был введен в научный оборот итальянскими гуманистами периода Возрождения 14–15 веков, такими как Флавио Бьондо и Леонардо Бруни. Они противопоставляли «нынешнюю эпоху» (что позже стали называть Новым временем) античным цивилизациям Древности, которые считались «старым временем» или «древними временами».
В эпоху Просвещения 17–18 веков представление о трех хронологически разграниченных периодах истории — Древний мир, Средние века и Новое время — окончательно утвердилось в культурном сознании. Влиятельные философы того времени, такие как Вольтер и Руссо, использовали эту периодизацию в своих трудах.
Немецкий историк и философ Кристоф Целлариус в 1688 году издал труд, где впервые в названии упоминались три исторические эры — древняя, средняя и новая. Это оказало огромное влияние на закрепление данных терминов.
В 19 веке в работах историков и философов вроде Гегеля, Маркса и Конта эти понятия окончательно вошли в научный обиход, описывая три глобальных исторических периода человеческой цивилизации на основе типа производства, социальной организации и мировоззрения.
Главными культурно-историческими чертами и феноменами эпохи Нового времени, которые определили ее новаторскую сущность в сравнении со Средневековьем, были:
Гуманизм — новое мировоззрение, которое утверждало ценность человека как уникальной личности, ее разума, достоинства, прав и свобод. Человек становился центром философской мысли и творчества вместо схоластической религии. Гуманисты провозглашали право людей на земное счастье, свободное развитие своих способностей и автономию личности от церковной догмы. Наиболее ярко гуманизм проявился в эпоху Возрождения 14–16 веков в философии Пико делла Мирандолы, Эразма Роттердамского, творчестве писателей Петрарки, Боккаччо, художников Рафаэля, Микеланджело и др.
Крупнейшие мыслители-гуманисты создали новую систему ценностей, в центре которой была не Божественная истина, а свободная и творческая личность. Возродился интерес к античным философам, которые утверждали достоинство человека. Гуманисты открыто критиковали католическую церковь за догматизм, невежество и ханжество. Их идеи способствовали Реформации и разрушению средневековой религиозной системы.
Рационализм — опора на разум, логику и науку как главные и достоверные способы постижения устройства природы и общества, отход от средневековой религиозной догматики. Рационалисты отстаивали роль наблюдения и эксперимента как критериев истины. Рационализм развивался в философских учениях Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Лейбница, научных открытиях Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Исаака Ньютона.
Коперниканская революция низвергла представления о Земле как центре Вселенной и потрясла устои средневекового мировоззрения. Стали формироваться научные методы, основанные на опыте и логике — индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистическая дедукция Р. Декарта. Это привело к бурному развитию естественных наук и распространению научного мышления как высшей формы познания мира.
Индивидуализм — утверждение ценности личности, ее уникальности, неповторимости, прав и свобод. Культ героической личности ярко проявился в литературе того времени: в драматургии В.Шекспира («Гамлет», «Король Лир»), романах М.Сервантеса («Дон Кихот»), произведениях Ф.Рабле, мемуарах Б.Челлини. Это было прямой противоположностью средневековому взгляду на человека лишь как часть сословия или общины.
Философы вроде Д. Локка настаивали на естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность. Ценились такие качества личности, как инициатива, предприимчивость, самостоятельность — рождался новый тип деятельного и свободомыслящего буржуа. Обосновывались идеи правового государства, защищающего права и свободы граждан.
Секуляризм — процесс обмирщения культуры, «расколдовывание» мира, ослабление влияния церкви и религиозных догм на различные сферы жизни общества. Секуляризм был обусловлен ростом научных знаний, развитием капиталистических отношений, буржуазными революциями, разделением светской и духовной властей в ряде стран.
К концу 18 века под натиском рационализма религия постепенно утратила роль главного мировоззрения в Европе. На смену ей пришли идеи Просвещения, свободомыслие и материализм. Церковный брак уступил место гражданскому, образование вышло из-под контроля духовенства, светские суды заменили инквизицию. Культура освободилась от религиозной цензуры — появились первые атеистические произведения.
Борьба против клерикализма и замена религиозного миропорядка светским привела к кризису старого и формированию нового общества и личности Нового времени.
К ключевым политическим, социальным, научным, культурным событиям и процессам эпохи Нового времени относятся:
Серия экспедиций европейских мореплавателей привела к открытию Америки, новых морских путей в Азию, расширила географические представления. Наиболее известны плавания испанских и португальских мореплавателей. В 1492 году Христофор Колумб, пытаясь найти западный морской путь в Индию, открыл Багамские острова и часть Карибских островов, познакомив Европу с Америкой. В 1498 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путем вокруг Африки.
Фернан Магеллан в 1519–1522 годах совершил первое кругосветное плавание, доказав шарообразность Земли. Его экспедиция открыла Филиппинские острова и пролив между Атлантическим и Тихим океанами, названный впоследствии Магеллановым проливом.
Открытия Жака Картье в 1534–1542 годах положили начало освоению Канады. Франсиско Писарро в 1531–1533 годах завоевал Перу. Фернандо Кортес в 1519–1521 годах захватил Мексику. Америго Веспуччи, совершая плавания вдоль восточного побережья Южной Америки в 1497–1504 годах, пришел к выводу, что это новые континенты, названные позднее Америкой.
Итоги открытий были эпохальными: они расширили географические познания, привели к получению европейцами колониальных владений в Америке, Африке и Азии, спровоцировали трансфер культур, технологий и этносов между Старым и Новым Светом. Великие открытия обогатили мировую цивилизацию и открыли путь для последующей экономической и геополитической глобализации.
В 1517 году немецкий монах Мартин Лютер открыто выступил с критикой католической церкви и обвинил ее в продаже индульгенций и отходе от первоначального христианского учения. Это стало сигналом к началу Реформации — массового религиозно-общественного движения, которое охватило большую часть Европы.
Протестанты провозгласили новые принципы вероучения:
Реформационная критика коснулась также социально-экономических устоев феодализма.
В 1521 году Лютер был отлучен от церкви, но его идеи получили широкое распространение. В 1524 году начались Крестьянские войны в Германии, социально-революционное движение в поддержку реформаторов. После них реформация приобрела умеренный буржуазный характер. В 1525 году от католицизма откололась англиканская церковь. К 1555 году лютеранство признавалось в ряде немецких княжеств.
Вторая ветвь реформации, кальвинизм, зародилась в 1530-х годах усилиями Жана Кальвина в Швейцарии. Кальвинисты создали строгую аскетичную религию, которая стала идеологической основой протестантского предпринимательства. В 1560-х годах кальвинизм победил в Шотландии и Нидерландах после вооруженных конфликтов с католиками.
Таким образом, Реформация потрясла устои католической церкви и средневекового миропорядка, дала импульс зарождению капитализма и развитию буржуазных обществ. Она привела к окончательному расколу западного христианства на католицизм и протестантизм.
Этот один из самых масштабных и разрушительных военных конфликтов 17 века в истории Европы вспыхнул из-за накопившихся религиозных и территориальных противоречий между католическими и протестантскими державами после Реформации.
Поводом к войне стал династический спор в Богемии, где гнев протестантов вызвало стремление католического Габсбургского дома полностью установить свою власть. В 1618 году в Праге вспыхнуло антигабсбургское восстание, с которого началась затяжная война.
В конфликт постепенно оказались втянуты большинство европейских держав, которые разделились на два противоборствующих лагеря — католическую коалицию во главе с императором Священной Римской империи и протестантскую сторону под руководством шведов. Военные действия сопровождались разорением целых регионов.
В 1648 году был подписан Вестфальский мир, который закрепил господство протестантских держав. Католическая коалиция потерпела поражение, значительно ослабли позиции Священной Римской империи и Испании. Утвердился новый баланс сил в Европе, были окончательно признаны Нидерланды и Швейцария как независимые государства.
Итоги войны ускорили процесс развития буржуазных отношений, утверждения национальных государств и абсолютизма, секуляризации. Война открыла новую эпоху в международных отношениях, которые теперь основывались не на религиозном единстве, а на принципе государственного суверенитета.
В 1642 году в Англии разгорелся вооруженный конфликт между сторонниками парламента («круглоголовыми» пуританами) и роялистами, сторонниками короля Карла I из династии Стюартов. Причинами революции стали нарастающие противоречия между абсолютистскими устремлениями монарха и требованиями буржуазии и джентри ограничить королевскую власть.
В 1649 году после решающей победы парламентских войск при Нейзби Карл I был казнен по приговору специального суда. В стране была упразднена монархия и провозглашена республика во главе с лордом-протектором Оливером Кромвелем. Был принят ряд прогрессивных экономических актов, которые упразднили монополии, феодальные повинности, поместное землевладение.
Однако жесткий пуританский режим Кромвеля, который опирался на армию, вызвал недовольство широких слоев населения. После смерти Кромвеля в 1660 году монархия в Англии была восстановлена в обновленном, конституционном виде. Хотя революция не достигла всех целей, она заложила основы парламентаризма и гражданских свобод.
Конфликт между 13 британскими колониями в Северной Америке и Британией стал первой успешной буржуазной революцией в Новое время, которая привела к образованию независимого государства США.
Поводом к войне стало так называемое «Бостонское чаепитие» 1773 года, когда колонисты выбросили в море груз чая с английских кораблей в знак протеста против высоких налогов и торговой монополии метрополии. Восстание переросло в вооруженные столкновения в 1775 году — битвы при Лексингтоне и Конкорде стали началом войны.
Главным событием стало принятие 4 июля 1776 года Декларации независимости США, которая провозгласила создание суверенного государства. В документе были изложены идеи естественных прав человека и народного суверенитета. Основными полководцами Войны за независимость были Джордж Вашингтон и французские союзники американцев.
В 1783 году после побед колонистов в сражениях при Саратоге и Йорктауне Великобритания признала независимость США в Парижском мирном договоре. Это стало первым в истории случаем, когда колония вырвалась из-под власти метрополии и образовала новое буржуазно-демократическое государство.
Одно из ключевых событий Нового времени, которое стало кульминацией борьбы против феодального строя и абсолютизма. Революция нанесла сокрушительный удар по старому порядку и утвердила буржуазный строй во Франции.
В 1789 году финансовый кризис из-за расточительства двора Людовика XVI привел к созыву Генеральных штатов. Третье сословие, которое выражало интересы буржуазии, объявило себя Учредительным собранием. 14 июля 1789 года началось восстание парижан, которые взяли Бастилию — оплот монархии.
В 1791 году была принята первая буржуазная конституция, которая упразднила феодальные порядки и сделала Францию конституционной монархией. Но в 1792 году монархия была свергнута и установлена республика. Ее защитники — якобинцы во главе с Робеспьером установили революционный террор для подавления контрреволюции.
В 1799 году к власти пришел генерал Наполеон Бонапарт и сверг правительство Директории. Несмотря на стихийность и кровопролития революции, в результате были уничтожены абсолютизм и сословный строй. Утвердились новые буржуазные порядки: принцип народного суверенитета, гражданское равноправие, утверждение прав личности и частной собственности.
Переход от ручного труда к машинному промышленному производству начался в 1760-х годах сначала в Англии, а позже распространился на другие страны Западной Европы и США. Причинами промышленной революции были развитие капиталистических отношений, технический прогресс, накопление капиталов, рост городов.
Важнейшими предпосылками стали изобретения в текстильной промышленности: прялка «Дженни» Харгривса, «водяная» машина Аркрайта, механический ткацкий станок Картрайта. Кульминацией стало создание универсального парового двигателя Уатта в 1784 году. Это привело к полной механизации производства и переходу к фабричной системе.
К середине 19 века промышленный переворот в основном завершился и наметились контуры индустриального общества. Возникли крупные индустриальные центры — Манчестер в Англии, Рур в Германии. Сформировались новые классы — промышленная буржуазия и наемный пролетариат.
Деревня опустела из-за миграции рабочей силы в города, произошла урбанизация. Резко выросла производительность труда, что сделало промышленность основой экономики. Мануфактурный капитализм сменился промышленным, товарное производство вытеснило натуральное хозяйство.
Так буржуазный индустриальный строй пришел на смену феодализму как господствующая система эпохи Нового времени. Промышленная революция коренным образом изменила социально-экономический облик Европы и Северной Америки.
Изменения, заложенные в эпоху Нового времени, коренным образом преобразили весь дальнейший ход развития человечества и создали новые социокультурные, экономические и политические реалии как в Европе, так и во всем мире.
Буржуазный рационализм, индивидуализм, секуляризм, динамичная рыночная экономика и представительная демократия — все эти основы современного западного общества берут истоки именно в эпохе Нового времени. Она коренным образом изменила вектор развития человечества.