22.08.2024
#доклад
#конференция
42

Виды исторических источников: как оценить материал исследования

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие исторического источника
  2. Классификация исторических источников
  3. Намеренные и ненамеренные письменные источники
  4. Близость к историческому процессу
  5. Методология работы с историческими источниками
  6. Подведем итоги
  7. Часто задаваемые вопросы

В мире исторической науки источники играют роль фундамента, на котором строится наше понимание прошлого. Они — те кирпичики, из которых историки складывают картину минувших эпох. Но как разобраться в многообразии исторических свидетельств? Как определить их ценность и достоверность? Источниковедение — специальная научная дисциплина — приходит на помощь исследователям, предлагая систему классификации и оценки исторических источников.

Понятие исторического источника

Что же такое исторический источник? А.Н. Поляков в учебном пособии «Русское источниковедение» даёт следующее определение:

🤔 Определение

«Исторический источник — это всё, созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о процессе развития общества».

Это определение подчеркивает два ключевых аспекта исторических источников: их связь с человеческой деятельностью и их информативность.
Исторические источники обладают двумя фундаментальными характеристиками: объективностью информации и неисчерпаемостью. Объективность подразумевает, что источник отражает реальные события прошлого, хотя и через призму восприятия его создателя. Неисчерпаемость означает, что каждое новое поколение историков может найти в источнике новую информацию, взглянув на него под другим углом.

Классификация исторических источников

Классификация исторических источников — это не просто академическое упражнение. Она помогает историкам структурировать огромные массивы информации и выбирать наиболее подходящие методы анализа для каждого типа источников.
Наиболее распространенная классификация основана на способе кодирования и хранения информации. Согласно этой типологии, источники могут быть вещественными (например, археологические находки), изобразительными (картины, фотографии), письменными (документы, летописи) и звуковыми (аудиозаписи). Некоторые исследователи дополняют этот список, выделяя лингвистические, этнографические и устные источники.
Письменные источники, будучи наиболее распространенными в исторических исследованиях, имеют свою подклассификацию. Они могут быть разделены на основные (летописи, документы, правовые акты) и дополнительные (литературные памятники, статистические документы, периодические издания, личные документы, научные труды).

Классификация по И. Дройзену

Иоганн Густав Дройзен, немецкий историк XIX века, предложил свою классификацию исторических источников. Он разделил их на две большие категории: предания (или традиции) и остатки.
К преданиям Дройзен относил всё, что было намеренно создано для передачи информации о прошлом. Это могут быть устные предания (мифы, легенды, анекдоты), письменные (мемуары, исторические надписи) и изобразительные (карты, планы городов, иконы).
Остатки, по Дройзену, — это то, что сохранилось от прошлого непреднамеренно. Сюда он включал предметы быта, произведения искусства, документы делопроизводства, а также обычаи и традиции.

Классификация по Л. Н. Пушкареву

Лев Никитич Пушкарев, советский историк, предложил более детальную классификацию. Он разделил источники по типу, роду и виду.
Типы источников у Пушкарева схожи с общепринятой классификацией: письменные, вещественные, устные, этнографические, лингвистические, фоно- и кинодокументы.
Для письменных источников Пушкарев ввел дополнительное деление на роды: повествовательные (где информация передается через восприятие автора) и документальные (отражающие объективную реальность).
Видовое деление Пушкарев применял только к письменным источникам, основываясь на их внутренней форме и структуре.

Классификация по С.О. Шмидту

Сигурд Оттович Шмидт, известный советский и российский историк, предложил свою классификацию, которая включает шесть типов источников: вещественные, изобразительные, словесные, конвенционные, поведенческие и звуковые.
Особенность классификации Шмидта в том, что она учитывает не только форму, но и содержание источников. Например, конвенционные источники (математические символы, ноты) выделены в отдельный тип из-за их особой природы условных обозначений.

Намеренные и ненамеренные письменные источники

Важное разделение исторических источников — на намеренные и ненамеренные. Эта классификация, предложенная французским историком Марком Блоком, основана на цели создания источника.
Намеренные источники создавались с целью оставить информацию для потомков. Классическим примером может служить «История» Геродота. Автор таких источников сознательно стремился зафиксировать определенные события или явления для будущих поколений.
Ненамеренные источники, напротив, возникали в процессе повседневной деятельности людей, без цели передачи информации потомкам. К ним относятся различные деловые документы, личная переписка, бытовые предметы. Марк Блок приводит в пример погребальный папирус древних египтян как образец ненамеренного источника.
Эта классификация особенно важна для правильной оценки информации, содержащейся в источнике. Намеренные источники часто дают более полную картину событий, но могут быть субъективны или даже намеренно искажать информацию. Ненамеренные источники, хотя и фрагментарны, часто более объективны и могут служить для проверки информации из намеренных источников.

Близость к историческому процессу

Еще один важный аспект классификации исторических источников — их близость к описываемым событиям. По этому критерию выделяют первичные, вторичные и третичные источники.
Первичные источники — это материалы «из первых рук», созданные непосредственными свидетелями или участниками событий. Это могут быть личные дневники, официальные документы, фотографии или артефакты того времени. Первичные источники наиболее ценны для историков, так как они наиболее непосредственно отражают изучаемую эпоху.
Вторичные источники — это материалы, созданные на основе первичных источников. К ним относятся исторические исследования, биографии, аналитические статьи. Они уже содержат элемент интерпретации и анализа, что может быть как преимуществом (предоставляя более широкий контекст), так и недостатком (внося возможные искажения).
Третичные источники — это обобщающие работы, такие как учебники, энциклопедии, справочники. Они полезны для получения общего представления о теме, но обычно не используются в серьезных исторических исследованиях.
Важно отметить, что категория источника может меняться в зависимости от контекста исследования. Например, исторический труд XIX века может быть вторичным источником по отношению к описываемым в нем событиям, но первичным источником для изучения историографии того периода.

Методология работы с историческими источниками

Работа с историческими источниками — это сложный и многоэтапный процесс, требующий от исследователя не только глубоких знаний, но и особых навыков. Рассмотрим основные этапы этой работы.

  1. Восприятие информации. На этом этапе историк знакомится с источником, стараясь сохранить объективность и не поддаться «фетишизму источника» — излишнему доверию к нему. Здесь важно выделить прямые факты и отметить моменты, вызывающие сомнения.
  2. Интерпретация смысла. Задача этого этапа — понять, что именно хотел сказать автор источника. Здесь применяются методы проверки подлинности источника, реконструкции контекста, сопоставления с другими известными фактами.
  3. Анализ содержания. На этом этапе историк детально изучает информацию, содержащуюся в источнике, оценивает ее достоверность и значимость.
  4. Оценка материала. Заключительный этап, на котором исследователь формулирует аргументированное мнение о ценности и достоверности источника.

Успех работы с историческими источниками во многом зависит от широты кругозора исследователя. Как отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский, «Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования».

Подведем итоги

Виды исторических источников разнообразны и многочисленны, что отражает богатство и сложность человеческой истории. Классификация источников — не просто академическое упражнение, а важный инструмент в работе историка, помогающий структурировать информацию и выбирать адекватные методы анализа.
Ключевые моменты, которые стоит запомнить:

  1. Исторические источники — это всё, что несет информацию о прошлом.
  2. Существуют различные системы классификации источников, но все они помогают историкам лучше понять природу и ценность изучаемого материала.
  3. Важно различать намеренные и ненамеренные, а также первичные, вторичные и третичные источники.
  4. Работа с источниками требует критического подхода и широкого кругозора.

Понимание различных видов исторических источников и методов работы с ними — ключевой навык для любого историка и важный элемент исторической грамотности для всех, кто интересуется прошлым.

Часто задаваемые вопросы

Могут ли современные материалы стать историческими источниками?
Да, любой материал, созданный сегодня, может стать историческим источником в будущем. Например, посты в социальных сетях или новостные статьи могут быть ценными источниками для будущих историков, изучающих нашу эпоху.
Как определить достоверность исторического источника?
Достоверность источника оценивается комплексно. Учитываются происхождение источника, его автор, время создания, сопоставление с другими источниками. Важно также понимать контекст создания источника и возможные мотивы его автора.
Какие источники считаются наиболее надежными?
Нельзя однозначно сказать, какие источники наиболее надежны. Каждый тип источников имеет свои сильные и слабые стороны. Например, официальные документы могут быть точны в датах и фактах, но могут скрывать определенную информацию. Личные дневники могут быть более откровенными, но субъективными. Историки стремятся использовать разные типы источников, сопоставляя их между собой.
Как изменились методы работы с историческими источниками в цифровую эпоху?
Цифровые технологии значительно изменили методы работы историков. Теперь доступны огромные базы данных оцифрованных документов, появились новые методы анализа (например, компьютерный анализ текстов). Кроме того, сами цифровые материалы становятся новым типом исторических источников.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!