Рады, что вам понравилась статья 😊
С ноября 1799 г. военачальник занимал должность первого консула Французской республики, а через 5 лет стал императором.
С периодом консульства связно изменение государственного устройства Франции. 1800 г. отмечен административной реформой. В государстве появился институт префектов и супрефектов, возглавлявших департаменты и округа.
Должность мэра появилась в городах и сельских населенных пунктах.
Положительным следствием этой реформы стала организация сбора налогов и рекрутский набор в армию. Директория в 1790-е не справилась с этими задачами.
Фото: образ Наполеона, NeuralWriter
Начало императорского периода совпало с войной Третьей коалиции. Франции требовалось увеличить численность вооруженных сил. Наполеон провел военную реформу. Она предполагала такие меры:
Такая армия оказалась способна победить любого противника в континентальной Европе, но потерпела поражение в войне 1812 г.
Помимо военной, Наполеон провел реформы в экономической, социальной и духовной сферах.
Вскоре после революции, в 1794 г., в Париже была основана Политехническая школа. В 1804 г. Наполеон пожаловал этому учебному заведению военный статус и разместил учеников в казармах. Среди выпускников Военной школы Первой империи были:
Часть учащихся и выпускников заведения оказались участниками Египетской экспедиции.
С 1 мая 1802 г. началось создание лицеев. В общих чертах это учебное заведение имело сходство с иезуитским коллегиумом. Дети учились в них 6 лет. Основными предметами были математика и латынь, а второстепенными — история и география. Через 6 лет после реставрации Бурбонов в лицеях стали преподавать греческий и естественные науки.
К 1805 г. в Первой империи действовало 30 лицеев. Колледжей было в 8 раз больше. По замыслу Наполеона, в лицеях обучали элиту нации.
Декрет с изложением программы вышел в марте 1808 г. Учебное заведение функционировало в режиме – «школа-пансион». В них существовал надзор в военном стиле, а учащиеся носили форму.
Первые лицеи появились в Монпелье, Руане, Безансоне, Бордо, Марселе, Лионе и в других городах. После лицея следовало сдать экзамен для поступления в университет.
После свержения Наполеона лицеи стали называться «королевскими колледжами».
В 1808 г. в Первой империи провели университетскую реформу и усилил контроль над системой образования. В том же году вышел декрет о создании императорского Университета. Его управление осуществляли Великий магистр и Университетский совет.
Особенность была в том, что он охватывал все учебные заведения империи, как частные, так и государственные.
Сложившаяся в начале XIX века система образования включала в себя шесть компонентов:
В 1802–1804 гг. во Франции открылось:
С целью эмиссии банкнот и хранения золотого запаса в 1800 г. основан Банк Франции. Он представлял собой частное акционерное общество и был национализирован только после Второй мировой войны. В 1806 г. банком стал руководить управляющий, имевший двух заместителей.
Перед государством стояла задача ликвидации дефицита государственного бюджета. В 1803 г. введена конвертируемая валюта — серебряный франк. Власти установили стандарт золотого содержания и стали выпускать монеты в 20 франков — наполеондоры. Они просуществовали до 1914 г.
С целью упорядочения в империи всех видов экономической деятельности в 1807 г. принят Коммерческий кодекс.
Войны с почти всеми государствами Европы требовали развития собственного производства. В 1801 г. во Франции появилось Общество поощрения национальной промышленности.
В начале XIX века были приведены в порядок пути сообщения, сухопутные и речные.
Во Франции появились: Совет по делам фабрик и заводов, Главный совет торговли, а также торговые палаты.
В 1806 г. началась антибританская политика «континентальной блокады», оказывающая положительное влияние на развитие промышленности во Франции. Для войн требовалось много пороха, холодного оружия и обмундирования. К 1812 г. в Первой империи действовало 200 механических прядильных фабрик. Развитию легкой промышленности способствовало изобретение в 1805 г. станка Жаккарда.
В 1801 г. было подписано соглашение между Папой Римским и консулом Франции. В историю оно вошло под названием Конкордат. Понтифик признавал новую власть Франции, а католичество было объявлено религией большей части населения. Конкордат гарантировал свободу вероисповедания. Правительство контролировало деятельности религиозных организаций и назначало епископов.
✏ ЗаметкаВ 1805 г. началось восстановление богословского образования. Сначала власти восстановили католические семинарии, а затем — протестантские академии
В 1804 г. на референдуме была учреждена «Конституция XII года». Первая империя заменила республику. Началось восстановление упраздненных в ходе революции институций «Старого режима».
Наполеон восстановил дворянское сословие. Появились новые придворные должности, а также маршалы в армии.
При дворе был восстановлен этикет и появились титулы церемониймейстера, егеря, камергера.
Император французов ужесточил цензуру. Из 73 парижских газет осталось 13 и те действовали под контролем властей. Жозеф Фуше возглавил полицию. В 1810 г. министром полиции стал Савари. Последний относился к молодым сподвижникам императора и поэтому отличился на государственной службе после революции 1830 г.
С 1 января 1807 г. в империи начал действовать Гражданский процессуальный кодекс.
Фото: образ порта во Франции, NeuralWriter
Несмотря на военные неудачи, французского императора считают «отцом современной Европы». Идеи меритократии, равенства граждан перед законом, религиозной терпимости и секулярного образования стали достижениями его правления и остались потомкам.
В первые годы XIX века Наполеону удалось покончить с анархией, которая стала следствием революции 1789 г. Его нововведения пережили Первую империю на десятилетия.