14.08.2024
#доклад
#конференция
42

Земская реформа Александра II

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Предпосылки реформы
  2. Содержание реформы
  3. Функции земств, прописанные в положении 1864 года

Предпосылки реформы

Чтобы понять специфику реформы и предпосылки, необходимо знать, какой страну принял Александр II. Престол император унаследовал после смерти своего отца Николая I. Новоиспеченному правителю предстояло решить множество проблем. Россия проиграла Крымскую войну 1853-1856, поэтому в стране, привыкшей демонстрировать силу на международной арене, царило непонимание. Многие осознали: причиной поражению стала отсталость России в оружии, и других областях. Было необходимо срочно реформировать застоявшуюся систему, дабы наверстать конкурентов.

Император начал с крепостного права, которое отменил в 1861. Манифест, несмотря на тщательную проработку, не вызвал у дворян одобрения. Наоборот, они были крайне недовольны тем фактом, что сословие лишили возможности спокойно владеть крестьянами. Правительство быстро это осознало, поэтому необходимо было провести новую реформу, теперь в пользу дворянского сословия. При этом важно было соблюсти намеченный либеральный курс и не «напакостить» крестьянам. Помощь пришла откуда не ждали — от коррупции и плохого состояния российских провинций, называемых губерниями и уездами.

Трудности сильно вредили государству, но решались весьма посредственно из-за раздутого бюрократического аппарата. Происходило так: в уезд требовалось назначить нового главу администрации — назначался министром внутренних дел в Петербурге. Новому главе уезда давался план развития региона, который необходимо выполнить, и капитан- исправник отправлялся в вверенную часть государства. Тут-то случались основные казусы: глава уезда начинал пользоваться служебным положением: брал взятки, воровал выделенные деньги, зная, что его могут убрать с должности в любой момент. Если попадался честный капитан- исправник, ему было тяжело реализовать выданный государством план. Причина  —  особенности региона. Правительство могло требовать собрать урожай в несколько тонн пшеницы, а в уезде почти всегда холодно и вырастить зерно тяжело. Или просят прислать тысячу рекрутов, а в деревнях старики. Из-за этого провинция сильно страдала. Тогда Александр II и советники придумали поистине гениальное решение.

Императору предложили не выдавать четкий план развития региона капитан-исправнику в Петербурге, а позволять жителям уездов решать, что полезно и необходимо. Делалось это из расчета, что местные органы самоуправления лучше знают особенности региона и искренне заботятся о его благосостоянии. Большинство в собраниях, решавших, как будет развиваться регион, отводилось дворянам — отличный способ задобрить их после отмены крепостного права. Крестьянское сословие тоже не обижали: они могли принимать участие в решениях проблем.

Приятным бонусом шло подавление революционных настроений. Отец нынешнего императора рьяно боролся с революционерами в пределах родной страны и в иностранных государствах: русские войска подавили волнения в Венгрии и Польше. Поэтому отечественные революционеры накопили море энергии, для последующей борьбы с царизмом. Это, конечно, заботило Александра II, поэтому энергию народа решили направить в мирное русло: пусть решают местечковые трудности.

Идея создания органов самоуправления на местах понравилась царю и правительству. Решили начать разработку соответствующего проекта.

В 1859 началось создание проекта реформы, написанием занялся Н.А.  Милютин. Государственный деятель в проекте, не считая прочего, предлагал превратить Государственный совет в новый представительный орган. Император посчитал план Милютина слишком радикальным, поэтому переделать проект поручили П. А. Валуеву — министру внутренних дел. Новый проект снискал одобрение Александра II и 1 января 1864 было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». 

Содержание реформы

Согласно тексту «Положения», в государстве теперь появлялись новые распорядительные органы местного самоуправления — губернские уездные собрания; губернские земские собрания. Депутаты собраний назывались гласными — имели право на решающий голос при решении вопроса. Гласных депутатов, окончательно решавших вопросы региона на губернских земских собраниях, избирали по трем куриям.

🤔 Определение

 Курии — категории, на которые в дореволюционной России классифицировались избиратели в зависимости от социального и имущественного положения.

Существовало три курии:

  1. Уездные землевладельцы. Человек входил в эту курию, если имел не меньше 200 десятин земли, собственность суммой больше 15 тысяч рублей, обладал доходом больше 6 тысяч рублей в год. В эту группу часто входили местные дворяне. Конечно, были и мелкие землевладельцы, но они собирались в группы, где избирали представителя для участия в выборах депутатов от курии;
  2. Городские избиратели. К ним относились купцы 1,2,3 гильдии, владельцы недвижимости стоимостью не меньше 2 тысяч рублей, владельцы торгово-промышленных заведений с оборотом больше 6 тысяч рублей в год;
  3. Выборные от сельских обществ. Основу курии составляли крестьяне, однако сюда могли входить священники и местные дворяне.

С первыми двумя куриями было просто: депутатов избирали прямо на съезде выборщиков. Сложнее дела обстояли с выборами в третьей курии. На сельском сходе избирали представителей для волостного схода, там решали, кто отправиться в качестве выборщика на уездный съезд, а уже там выбирали депутатов на уездное земское собрание. Создание многоступенчатых выборов для крестьян сделано осознанно: таким образом стремились уменьшить представительство крестьян и ограничить участие в самоуправлении неблагонадежных людей.

На уездных земских собраниях решали, кто отправиться на губернское собрание. Существовало единственное правило: один выборный от шести уездных гласных. Гласные выбирали исполнительные органы самоуправления — земские управы. Их председателей утверждали власти — в уезде губернатор, в губернии министр внутренних дел. Собрания и управы избирались на три года и работали круглогодично.

Стоит заметить, что реформа распространялась на отдельные регионы Российской империи. Изначально органы местного самоуправления появились в 34 регионах России в ее европейской части. Изменения прошли мимо регионов, где было плохо развито землевладение, например, в Сибири и Астраханской губернии. Реформа не касалось территорий, где большинство помещиков имели не русское происхождение. Таковыми были территории Украины, Беларуси, Польши, Кавказа и Литвы. Позже действие реформы распространят на Оренбургскую, Астраханскую, Ставропольскую губернии. Избранность реформы считают главным ее минусом.

Справедливости ради, стоит заметить: в 1913 реформа распространилась на калмыков и казахов. В 1917, уже при Временном правительстве, земские собрания появились в азиатской части империи, но просуществовали недолго, лишь до Гражданской войны.

Функции земств, прописанные в положении 1864 года

Земства сосредотачивались на решении вопросов, касающихся экономических потребностей уезда или губернии, улучшением инфраструктуры населенных пунктов и дорог, также заботой о школах, медицинских учреждениях и системе страхования. 

На этом функции земств ограничивались. Они не имели политического веса и не могли заниматься политикой. Земствам строго запрещалось объединятся между собой. Полиция и охранные предприятия не подчинялись земствам. Финансировались органы местного самоуправления с помощью местных налогов — сборов и повинностей. Государство продолжало контролировать деятельность земств. Председателем земства мог стать только местный предводитель дворянства. Именно губернатор утверждал должности на уездном собрании, а министр внутренних дела — на губернском собрании. Губернатор или министр внутренних дел могли наложить запрет на решения земств. 

Таким образом правительство блестяще реализовало задуманное: дворяне получали новое преимущество, а права крестьян не урезались; реформа имело либеральное направление, но местное самоуправление оставалось подконтрольным государству. Однако Александр III в 1890 ограничил права земств в «Земском положении».

В.И. Ленин считал земства настолько бесполезными, что называл писал «Земства есть пятое колесо русского государственного управления». Несмотря на прочие недостатки, лишь относительную самостоятельность, земства сыграли важную роль в жизни русского общества. Во многих уездах и губерниях стали активнее строиться дороги, в селах появлялись доступные больницы, также открывалось все больше земских школ. Темпы роста увеличились так, что к началу XX века земские школы составляли 60% общего числа учебных заведений Российской империи. Важно отметить: большинство земских служащих были одержимы идеей помочь простому народу бескорыстно, ведь зарплаты были мизерными. В земствах начала формироваться мощная оппозиция царизму, которая выльется в народовольческое движение.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!