Рады, что вам понравилась статья 😊
Начало XVII века для России имело крайне тяжелые последствия. Смута затронула большую часть государства принесла разруху, голод и запустение. Это страшное событие не могло не стать тяжелым испытанием и для церкви, так как затронуло все духовенство от рядовых служителей до митрополитов и патриархов. Во времена Смутного времени в Москве происходили всяческие осквернения мощей святых польскими интервентами, грабежи и разрушение православных церквей. Массовым явлением стало убийство священнослужителей или их заточение в тюрьмы, пленение. Так, например, отец царя Михаила Романова, будущий патриарх Филарет восемь лет просидел в польском плену.
В этих условиях с середины XVII столетия происходит значительная централизация светской власти, что не могло не повлиять на взаимоотношения церкви и государства. Важно отметить, что и до этого периода взаимоотношения этих институтов не носили теплый характер. Уже в шестнадцатом столетии возникали конфликты между государством и церковью. Именно сложные взаимоотношения церкви и государства и стремление последней подчинить церковь себе принято считать одной из главных предпосылок церковной реформы и последовавшего за ней церковного раскола. В качестве предпосылки следует указать появление в сороковых годах семнадцатого века различных церковных кружков. Самым известный кружок назывался «ревнители древнего благочестия», он возглавлялся царским духовником Стефаном Бонифатьевым. Помимо него туда входили Иоанн — настоятель Казанского собора в Москве и будущий реформатор церкви Никон. В своих заседаниях они обсуждали свое видение дальнейшей судьбы православной церкви.
В XVII веке в Российском государстве религиозные таинства и обряды сильно отличались от общепризнанных христианских. В первую очередь от византийских и греческих обрядов, за основу которых и было взято христианство на Руси. Кроме того, многие религиозные тексты, иконы имели искажение и сильно отличались от старорусских. Русский царь Алексей Романов первым из высших кругов обратил внимание на эти противоречия и предложил принять меры для наведения порядка в церкви.
Государь Алексей Романов, понимая необходимость реформирования российской церкви, назначает на пост патриарха страны Никона. Именно этот человек вошел в историю как автор реформы Русской православной церкви, которая во многом и привела к религиозному расколу.
Биография Никона довольно хорошо известна. В миру Никон был известен как Никита Минов, родом он из обычной крестьянской семьи. С раннего возраста уделял внимание своему религиозному обучению, изучал церковные тексты и молитвы. В возрасте девятнадцати лет Никита стал священником в своей родной деревне. В возрасте тридцати лет будущий реформатор попал в Московскую Новоспасскую обитель, вскоре здесь состоялось знакомство Никиты Минова с молодым российским царем Алексеем Романовым. Эта встреча предопределила судьбу Никона, так как оба этих человека имели схожие взгляды и быстро сблизились.
Отличительной чертой Никона являлось жгучее стремление к власти. Буквально бредя этой идеей, он пытался всячески доказать свою значимость для государства и для русского государя. Для этого Никон всячески проявлял себя не только в религиозной сфере, но и в политической. В 1650 он активно принимает участие в подавлении восстания, которое вошло в историю как «Хлебный бунт», явившись главным инициатором жестокой расправы над участниками восстания. Будучи властолюбцем, жестоким, но в то же время грамотным деятелем, он являлся подходящим человеком для роли реформатора. Одной из проблем, связанных с выбором Никона в качестве автора реформ, было то, что он не обладал опытом в проведения подобных мероприятий, авторитетом у других священников не пользовался.
Основные изменения в Русской православной церкви произошли в 1653–1655 гг. Эта реформа имела под собой цель внести глубокие изменения в религию и выразилась в следующем:
Одним из ярых противников реформы Никона и лидером движения «старообрядцев» стал протопоп Аввакум. Он родился в 1620 году в Нижнем Новгороде в семье потомственного священника. Аввакум пошел по стопам отца в 24 года возглавил церковный приход в селе Лопатищи. Церковную реформу не принял и вскоре начал вести борьбу против нее. Благодаря своим вдохновленным выступлениям против Никона он обзавелся многочисленными сторонниками и среди высшего сословия. В 1664 г. за свои высказывания был сослан, а через два года Церковный Собор в Москве отлучил Аввакума от церкви и предал его анафеме. Он закончил свою жизнь до конца оставшись верным своей вере, своим убеждениям. После того как протопоп просидел пятнадцать лет в деревянном срубе, его приговорили к казни путем сожжения.
Аввакум оставил много произведений, сочиненных им в заточении. Самым известным из них является «Житие». В своих произведениях отстаивая интересы старой церкви, он обличал недостатки священнослужителей, жестокость проводимых церковных преобразований. В противоборстве со сторонниками Никона Аввакум критиковал и светскую власть, самого царя, бояр и пр. Известность Аввакума среди простого люда была велика, проповеди его находили существенную поддержку, особенно в крестьянской среде, которая наравне с низшим духовенством являлись твердыми его сторонниками. В распространении его трудов принимала участие даже тюремная охрана. В качестве способов отстаивания идей старой истинной веры он призывал к жестоким, бесчеловечным методам: самосожжение, проповеди о конце света.
По мере распространения реформ церковный раскол начал приобретать общенациональный масштаб, в процесс оказались вовлечены большие группы православных людей, официальная церковь и светская власть. Простое духовенство видело в реформе церкви притеснение своих интересов, убеждений, поэтому выступили защитниками старой религии. Их действия оказались направлены на вовлечение широких слоев прихожан на яростную защиту старой религии. В это движение включалось и горожане — посадские люди. Среди староверов были и представители части светской верхушки, даже среди окружения самого правителя. Самые отчаянные представители старообрядческого движения в своей политике руководствовались теми умозаключениями, идеями и мыслями, которые изложены в трудах протопопа Аввакума и других лидеров раскола. Сущность их идеологических догматов сводилась к следующему:
Фото: Midjourney v6
Фактически началом церковного раскола принято называть церковную реформу Никона. Хотя основные ее идеи затрагивали лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения Никона были болезненно приняты как крестьянами, так и низшим духовенством. Другой причиной раскола считают резкое и насильственное внедрение реформ в церковные массы.
Первыми против преобразований и действий патриарха Никона выступили протопоп Аввакум и Даниил. Они отправили записку царю, в которой защищали двоеперстие и писали об отмене поклонов во время богослужений и молитв. В дальнейшем число сторонников старой веры и противников новой только росло и привело в жестокое кровопролитие.
Фото: Midjourney v6
Вскоре, поняв, что реформа идет не так гладко и столкнувшись с сопротивлением народных масс, царь Алексей Романов вместе с патриархом Никоном собрали церковный собор, который заседал весной 1654 г. Одним из итогов собора стало утверждение необходимости приведения к каноническому виду церковных книг и обрядов по «древнерусскому и византийским» образцам. В 1656 г., продолжая курс по продвижению реформ и борьбе с ее противниками, патриархом Макарием в Успенском соборе были преданы анафеме те, кто продолжал креститься двумя пальцами. Позже Никон на недавно созванном соборе русских епископов призвал считать всех, кто продолжал креститься двумя перстами еретиками и проклясть их. Одним из священнослужителей противников реформы, занимавших высокий церковный чин, был епископ Павел. В 1654 году на Соборе он высказал негативное мнение о поклонах при молитвах, за что был лишен сана и отправлен в ссылку, где и скончался. После его смерти движение против реформы возглавили несколько священников среди которых выделяют протопопов Аввакума, Лонгина Муромского и Даниила Костромского. Противостояние реформам приобрело новый виток после конфликта Никона с царем и самовольного оставления им в 1658 г. сана патриарха.
Церковный собор, проходивший в Москве, подверг осуждению и низложил Никона за своевольное оставление им сана и подтвердил решение предыдущего собора. В дальнейшем приверженцев дореформенных богослужебных ритуалов и традиций стали называть раскольниками и жестоко преследовать. Церковный раскол явился трагической страницей для российского общества. Печальным в нем является и то, что в противоборство друг с другом выступили самые активные, образованные, твердые духом представители русского общества — люди, которые были готовы ради своих убеждений и веры пожертвовать не только радостями мирской жизни, но и самой жизнью.
В качестве положительных итогов реформы патриарха Никона принято считать то, что она помогла сформировать современные церковные традиции и унифицировать обряды.
Долгое время представители старообрядничества находились в опале, на них устраивались гонения. Их богослужения запрещались, а сами они вели отшельнический, образ жизни. Формально церковный раскол преодолели только в 1971 г., когда Русская православная церковь сняла анафему со старообрядцев. Подобный шаг являлся серьезным движением к преодолению многовекового противостояния. В начале 2021 года митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, отметил, что Русская православная церковь понимает серьезность церковного раскола XVII века и считает его национальной трагедией.
Сегодня старообрядческое движение продолжает существовать и насчитывает приблизительно 400 тыс. последователей.