04.07.2024
#доклад
#конференция
42

Церковный раскол в России — важнейшее историческое событие XVII века

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Предпосылки раскола
  2. Реформы Патриарха Никона
  3. Раскол (старообрядчество)
  4. Причины и природа церковного раскола
  5. Влияние раскола на церковь и государство

Предпосылки раскола

Начало XVII века для России имело крайне тяжелые последствия. Смута затронула большую часть государства принесла разруху, голод и запустение. Это страшное событие не могло не стать тяжелым испытанием и для церкви, так как затронуло все духовенство от рядовых служителей до митрополитов и патриархов. Во времена Смутного времени в Москве происходили всяческие осквернения мощей святых польскими интервентами, грабежи и разрушение православных церквей. Массовым явлением стало убийство священнослужителей или их заточение в тюрьмы, пленение. Так, например, отец царя Михаила Романова, будущий патриарх Филарет восемь лет просидел в польском плену.

В этих условиях с середины XVII столетия происходит значительная централизация светской власти, что не могло не повлиять на взаимоотношения церкви и государства. Важно отметить, что и до этого периода взаимоотношения этих институтов не носили теплый характер. Уже в шестнадцатом столетии возникали конфликты между государством и церковью. Именно сложные взаимоотношения церкви и государства и стремление последней подчинить церковь себе принято считать одной из главных предпосылок церковной реформы и последовавшего за ней церковного раскола. В качестве предпосылки следует указать появление в сороковых годах семнадцатого века различных церковных кружков. Самым известный кружок назывался «ревнители древнего благочестия», он возглавлялся царским духовником Стефаном Бонифатьевым. Помимо него туда входили Иоанн — настоятель Казанского собора в Москве и будущий реформатор церкви Никон. В своих заседаниях они обсуждали свое видение дальнейшей судьбы православной церкви.

Реформы Патриарха Никона

В XVII веке в Российском государстве религиозные таинства и обряды сильно отличались от общепризнанных христианских. В первую очередь от византийских и греческих обрядов, за основу которых и было взято христианство на Руси. Кроме того, многие религиозные тексты, иконы имели искажение и сильно отличались от старорусских. Русский царь Алексей Романов первым из высших кругов обратил внимание на эти противоречия и предложил принять меры для наведения порядка в церкви.

Государь Алексей Романов, понимая необходимость реформирования российской церкви, назначает на пост патриарха страны Никона. Именно этот человек вошел в историю как автор реформы Русской православной церкви, которая во многом и привела к религиозному расколу.

Биография Никона довольно хорошо известна. В миру Никон был известен как Никита Минов, родом он из обычной крестьянской семьи. С раннего возраста уделял внимание своему религиозному обучению, изучал церковные тексты и молитвы. В возрасте девятнадцати лет Никита стал священником в своей родной деревне. В возрасте тридцати лет будущий реформатор попал в Московскую Новоспасскую обитель, вскоре здесь состоялось знакомство Никиты Минова с молодым российским царем Алексеем Романовым. Эта встреча предопределила судьбу Никона, так как оба этих человека имели схожие взгляды и быстро сблизились.

Отличительной чертой Никона являлось жгучее стремление к власти. Буквально бредя этой идеей, он пытался всячески доказать свою значимость для государства и для русского государя. Для этого Никон всячески проявлял себя не только в религиозной сфере, но и в политической. В 1650 он активно принимает участие в подавлении восстания, которое вошло в историю как «Хлебный бунт», явившись главным инициатором жестокой расправы над участниками восстания. Будучи властолюбцем, жестоким, но в то же время грамотным деятелем, он являлся подходящим человеком для роли реформатора. Одной из проблем, связанных с выбором Никона в качестве автора реформ, было то, что он не обладал опытом в проведения подобных мероприятий, авторитетом у других священников не пользовался.

Реализация реформы

Основные изменения в Русской православной церкви произошли в 1653–1655 гг. Эта реформа имела под собой цель внести глубокие изменения в религию и выразилась в следующем:

  • замена крещения двумя перстами на троеперстие;
  • поклоны до земли теперь заменялись на поклоны до пояса;
  • внесены изменения в религиозные книги и иконы;
  • изменилось написание имени Господа: теперь вместо «Исус» необходимо писать «Иисус»;
  • изменение церковных обрядов: теперь Крестный ход необходимо совершать не по часовой стрелке, а против;
  • запрет на строительство шатрово-купольных церквей.

Раскол (старообрядчество)

Одним из ярых противников реформы Никона и лидером движения «старообрядцев» стал протопоп Аввакум. Он родился в 1620 году в Нижнем Новгороде в семье потомственного священника. Аввакум пошел по стопам отца в 24 года возглавил церковный приход в селе Лопатищи. Церковную реформу не принял и вскоре начал вести борьбу против нее. Благодаря своим вдохновленным выступлениям против Никона он обзавелся многочисленными сторонниками и среди высшего сословия. В 1664 г. за свои высказывания был сослан, а через два года Церковный Собор в Москве отлучил Аввакума от церкви и предал его анафеме. Он закончил свою жизнь до конца оставшись верным своей вере, своим убеждениям. После того как протопоп просидел пятнадцать лет в деревянном срубе, его приговорили к казни путем сожжения.

Аввакум оставил много произведений, сочиненных им в заточении. Самым известным из них является «Житие». В своих произведениях отстаивая интересы старой церкви, он обличал недостатки священнослужителей, жестокость проводимых церковных преобразований. В противоборстве со сторонниками Никона Аввакум критиковал и светскую власть, самого царя, бояр и пр. Известность Аввакума среди простого люда была велика, проповеди его находили существенную поддержку, особенно в крестьянской среде, которая наравне с низшим духовенством являлись твердыми его сторонниками. В распространении его трудов принимала участие даже тюремная охрана. В качестве способов отстаивания идей старой истинной веры он призывал к жестоким, бесчеловечным методам: самосожжение, проповеди о конце света.

По мере распространения реформ церковный раскол начал приобретать общенациональный масштаб, в процесс оказались вовлечены большие группы православных людей, официальная церковь и светская власть. Простое духовенство видело в реформе церкви притеснение своих интересов, убеждений, поэтому выступили защитниками старой религии. Их действия оказались направлены на вовлечение широких слоев прихожан на яростную защиту старой религии. В это движение включалось и горожане —  посадские люди. Среди староверов были и представители части светской верхушки, даже среди окружения самого правителя. Самые отчаянные представители старообрядческого движения в своей политике руководствовались теми умозаключениями, идеями и мыслями, которые изложены в трудах протопопа Аввакума и других лидеров раскола. Сущность их идеологических догматов сводилась к следующему:

  • непризнание новых таинств и обрядов, таких как троеперстие, поясной поклон вместо земного;
  • отвергали изменения, вносимые в религиозные тексты;
  • неприятие всего нового, защита национальной самобытности, идентичности;
  • проповедовались радикальные методы борьбы за «старую веру» вплоть до самосожжения.

Религиозный обряд староверов

Фото: Midjourney v6

Причины и природа церковного раскола

Фактически началом церковного раскола принято называть церковную реформу Никона.  Хотя основные ее идеи затрагивали лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения Никона были болезненно приняты как крестьянами, так и низшим духовенством.  Другой причиной раскола считают резкое и насильственное внедрение реформ в церковные массы. 

Первыми против преобразований и действий патриарха Никона выступили протопоп Аввакум и Даниил. Они отправили записку царю, в которой защищали двоеперстие и писали об отмене поклонов во время богослужений и молитв. В дальнейшем число сторонников старой веры и противников новой только росло и привело в жестокое кровопролитие.

Проповедь священника старообрядца

Фото: Midjourney v6

Влияние раскола на церковь и государство

Вскоре, поняв, что реформа идет не так гладко и столкнувшись с сопротивлением народных масс, царь Алексей Романов вместе с патриархом Никоном собрали церковный собор, который заседал весной 1654 г. Одним из итогов собора стало утверждение необходимости приведения к каноническому виду церковных книг и обрядов по «древнерусскому и византийским» образцам. В 1656 г., продолжая курс по продвижению реформ и борьбе с ее противниками, патриархом Макарием в Успенском соборе были преданы анафеме те, кто продолжал креститься двумя пальцами. Позже Никон на недавно созванном соборе русских епископов призвал считать всех, кто продолжал креститься двумя перстами еретиками и проклясть их. Одним из священнослужителей противников реформы, занимавших высокий церковный чин, был епископ Павел. В 1654 году на Соборе он высказал негативное мнение о поклонах при молитвах, за что был лишен сана и отправлен в ссылку, где и скончался. После его смерти движение против реформы возглавили несколько священников среди которых выделяют протопопов Аввакума, Лонгина Муромского и Даниила Костромского. Противостояние реформам приобрело новый виток после конфликта Никона с царем и самовольного оставления им в 1658 г. сана патриарха.

Церковный собор, проходивший в Москве, подверг осуждению и низложил Никона за своевольное оставление им сана и подтвердил решение предыдущего собора. В дальнейшем приверженцев дореформенных богослужебных ритуалов и традиций стали называть раскольниками и жестоко преследовать. Церковный раскол явился трагической страницей для российского общества. Печальным в нем является и то, что в противоборство друг с другом выступили самые активные, образованные, твердые духом представители русского общества —  люди, которые были готовы ради своих убеждений и веры пожертвовать не только радостями мирской жизни, но и самой жизнью.

В качестве положительных итогов реформы патриарха Никона принято считать то, что она помогла сформировать современные церковные традиции и унифицировать обряды.

Значение для современности

Долгое время представители старообрядничества находились в опале, на них устраивались гонения. Их богослужения запрещались, а сами они вели отшельнический, образ жизни. Формально церковный раскол преодолели только в 1971 г., когда Русская православная церковь сняла анафему со старообрядцев. Подобный шаг являлся серьезным движением к преодолению многовекового противостояния.  В начале 2021 года митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, отметил, что Русская православная церковь понимает серьезность церковного раскола XVII века и считает его национальной трагедией.

Сегодня старообрядческое движение продолжает существовать и насчитывает приблизительно 400 тыс. последователей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!