Рады, что вам понравилась статья 😊
Сельская община на Руси возникла на основе кровно-родовых связей. Кровное родство долгое время было объединяющим фактором. Позже родство заменили совместное проживание и труд.
Отечественные историки выделяют три вида крестьянской общины:
По некоторым сведениям, поземельная община существовала на русских землях до появления Московского княжества.
Во время Петра I поземельная община вновь возродилась на Руси. Император издал указ о подушных податях. Свободные крестьяне автоматически становились государственными. Отныне государственные крестьяне платили налог в российскую казну, а за общиной закреплялось право владеть наделами земли.
После вступления указа в силу маленькие деревни, хутора начали стремительно исчезать. Параллельно стали образовываться крупные сельские общины. Они объединялись в волостные, в городах появлялись городские общины, на посадах — слободские.
Уникальность русской сельской общины состоит в том, что она просуществовала до ХХ в.
Община являлась юридическим собственником земли. Главным органом, регулирующим отношения между членами общины, был сельский сход. На сходе в обязательном порядке присутствовали представители каждого семейства, в основном мужчины, староста и писец, который записывал все решения общины. На сельском сходе решались следующие задачи:
На сельском сходе выбирали старосту, сборщика податей, представителей для волостного схода, где уже избирался волостной суд, волостной староста, формировалась волостная управа. За исполнением решений, принятых на сходе, следил староста.
К началу XX в. в Российской империи проживало 130 млн. крестьян, что составляло 4/5 всего населения государства. В это время крестьянство оказалось в глубоком кризисе, что во многом было спровоцировано «половинчатой» реформой 1861 г. об отмене крепостного права.
Реформа 1861 г. делала крестьян зависимым от общины. Сельские жители не получили ни полной свободы, ни достаточного количества земли. Чтобы выйти из общины, крестьянин должен был внести выкупной платеж за землю.
Неспособность производить выкупные платежи стала причиной бедственного положения крестьянского населения. Для аренды, покупки наделов земли крестьяне занимали деньги у ростовщиков и помещиков. Долги в Крестьянском банке росли. Большинство крестьян попросту были неспособны их выплачивать. После революции 1905–1907 гг. государство пошло навстречу крестьянству и списало «сельские» задолженности.
Крестьяне, оставаясь зависимыми от общины, не проявляли интереса к земле. Наделы земли были разбросаны по разным полям, чтобы обеспечить сельских жителей равными условиями. В этот период наблюдался резкий рост рождаемости. Хорошей земли часто не хватало для всех крестьян. Малоземелье стало причиной основных социально-экономических противоречий в сельских общинах.
Положение крестьян усугублялось тем, что лесные угодья, луга, реки, озера, которыми сельские жители свободно пользовались до реформы 1861 г., остались в руках помещиков. К этому добавились также проблемы неурожайности, падежа скота, пожаров, неразвитой инфраструктуры. В России в н. ХХ далеко не везде была проложена железнодорожная дорога для скорейшей доставки зерна. Давали знать высокий уровень детской смертности среди сельского населения, отсутствие медицинского обслуживания, малограмотность крестьян.
Необходимость реформ в аграрном секторе страны назрела еще в конце XIX в. Но решать крестьянский вопрос начали после революции 1905–1907 гг., где крестьянство сыграло значительную роль. Половину европейской части Российской империи охватило крестьянское движение. Боясь повторений подобных волнений, правительство серьезно задумалось над положением крестьян.
Определение: Сельская община — социальный институт, основанный на соседских связях, ставящий своей целью урегулирование земельных вопросов.
В кругу сельской общины формировалось мировоззрение крестьянина, представления о чести, справедливости, добрых и плохих поступках человека.
Община была накопителем древних знаний о мире и традициях, хранительницей нравственных устоев. Жизнь в общине обусловила формирование общинного сознания, которое на практике проявлялось в совместном выполнении работ, взаимовыручке, поддержке, помощи. В тяжелые времена, которыми так богата крестьянская жизнь, община помогала выжить, потому как в ней испокон веков ценилось готовность человека прийти на помощь в сложной ситуации.
Нравственная культура общинной жизни всегда находилась на высоком уровне. Благодаря ей сформировались самые ценные черты русского характера — трудолюбие, чувство общности, ответственность, сострадание. Община всегда защищала наиболее уязвимые слои населения — сирот, одиноких женщин, стариков.
Тяжким грехом считалось не накормить нищего, голодного человека, даже если нужно было отдать последний кусок хлеба. Сельская община за свой счет содержала богадельни, больницы, школы, хлебные склады.
В человеке ценилось трудолюбие, потому что оно спасало человека от нравственного падения, помогало выполнять основную миссию крестьянина — ухаживать за землей-кормилицей, выращивать на ней плоды для продолжения рода, чтобы жизнь на земле никогда не прекращалась. Лень, пьянство, воровство, стремление нажиться за счет соседей резко осуждались. Община всегда старалась избавиться от таких людей. Обычно «лентяев» записывали в рекруты.
В ХХ веке в России правительство начало активно проводить аграрную реформу, предложенную П. А. Столыпиным. Государство стремилось сделать из крестьянина собственника земли. Реформа была призвана разрушить сельскую общину. Общинная жизнь, по мнению самого П. А. Столыпина, сильно тормозила развитие капитализма в деревне. Изменения на селе должны были смягчить кризис малоземелья. В рамках решения данного вопроса власти активно поддерживали переселенческую политику П. А. Столыпина.
Согласно реформе, крестьяне могли выйти из общины и потребовать надел земли. Члены общины имели право на часть земельного надела. Крестьянин мог получить хутор, если покидал общину, или отруб, если выходил из общины, но жить оставался в родной деревне.
Чтобы узаконить процесс выхода из общины, власти создали землеустроительную комиссию, которая занималась выделением хуторов или отрубов, межеванием земель, выделением участков в частную собственность.
В результате реформы резко возросло количество продаж земельных участков. Крестьянам, выкупившим землю в частную собственность, государство оказывало агрономическую помощь (мелиорация, передовые системы полеводства, внесение удобрений и пр.).
Многие крестьяне, продав наделы, переезжали в Сибирь, на Дальний Восток, где благодаря переселенцам возникло 10 тыс. поселений.
В 1917 г. из-за Первой Мировой войны реформу свернули. Несмотря на успехи, добиться основной цели не удалось. В ходе реформы устои крестьянских общин основательно разрушились. Это заложило фундамент для формирования буржуазных отношений. С другой стороны, реформа обеспечила социальное расслоение крестьянства, ставшим основой социальных противоречий в деревне.
Сельская община была промежуточным звеном между крестьянином и государством. Традиции, обычаи, устои общины стали основой русского характера и менталитета.
Община сформировала:
Община заложила извечное стремление человека к сильной централизованной власти, испокон веков царившей на Руси.