Рады, что вам понравилась статья 😊
В период правления Петра I в Российской империи начался бурный подъем отечественной культуры, а как следствие, были затронуты вопросы грамотности населения. После смерти этого великого императора в стране особое внимание стали уделять преимущественно дворянскому образованию. Так, для детей привилегированного сословия возводились целые кадетские корпуса и специальные военные училища, куда ребят еще с совсем юного возраста обучали военному делу, а в некоторых случаях даже основам арифметики и грамоты.
Во второй четверти XVIII столетия люди, стоящие у власти в России, поняли, что нужно уделять гораздо больше сил развитию дворянства, ведь они на тот момент являлись надежной опорой самодержцев. Особое значение придавалось военной службе, которую проходили как сами дворяне, так и их дети. Например, известными училищами военного искусства того времени стали Навигацкая школа, позже переформированная в Морской кадетский корпус, Инженерный и Артиллерийский корпуса.
Исходя из того факта, что дворянское сословие было самым влиятельным на протяжении всего XVIII века, несложно догадаться, что государство активно занималось развитием их благополучия и образования, а также защищало все дворянско-кадетские корпуса. Однако низшие слои населения тоже не были обделены вниманием: на тот момент в России существовала целая система церковно-приходских школ, которые находились практически в каждом населенном пункте и были в большинстве своем бесплатными.
Прорывом в сфере образования и науки стало открытие известнейшей Российской Академии Наук, которая начала свою работу в 1725 году. Изначально в ней вели свою деятельность только влиятельные и значимые профессора иностранного происхождения, такие как Байер, Шумахер и др. Первый был величайшим историком за все время, который стал одним из основоположников норманнской теории. Второй оказал на развитие научных знаний куда меньшее влияние, но так или иначе запомнился современникам тем, что он был библиотекарем.
Фото: Fusion Brain
В таких крупных городах России, как Москва и Казань, в XVIII веке открылись первые в истории женские обучающие курсы и полноценные гимназии. Императрица Екатерина II в одно время планировала создать в стране единую систему образования, что позволило бы обучаться на равных представителям всех сословий. Однако задуманные планы не были осуществлены.
Русская литература XVIII века славится многочисленными произведениями величайших авторов. Из них выделяют знаменитых литераторов: М. Ломоносов, А. Кантемир и В. Тредиаковский.
В XVIII веке как в архитектуре, так и даже в литературе прослеживались хорошо выраженные черты классицизма. Но исходя из произведений вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что в их трудах было мало общего с римскими и древнегреческими истоками, а гораздо сильнее всего наблюдался интерес к национальной истории.
В. Тредиаковский был сторонником произведений на русском языке, поэтому он написал произведение под названием «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Среди другого его творчества также можно назвать труды «Рассуждение о комедии вообще» и «Рассуждение об оде вообще».
А. Кантемир запомнился современникам как противоречивый поэт, который нередко критиковал дворянское сословия, старался выявлять и подмечать их слабые стороны и недостатки. Одновременно с этим он являлся первым в России светским поэтом.
Фото: Fusion Brain
Михаил Васильевич Ломоносов добился огромного успеха в различных сферах человеческой деятельности. Выдающиеся результаты он смог показать также и в литературе, например, он стал автором таких трудов, как «Ода на взятие хотина» и «Древняя российская история». В свое время он написал «Русскую грамматику».
Консервативным идеологом дворянского сословия XVIII века стал известный историк Василий Татищев. В результате его литературной деятельности по большей мере создавались научные произведения, например, первый полноценный учебник по истории Российского государства — «История Российская». Татищев является автором «Лексикона Российского», а в своих трудах старался поддерживать интересы дворян и купечества.
Интерес к эпохе классицизма во второй половине XVIII века стал постепенно угасать, и на смену ему начали приходить произведения сентиментального характера. Первыми авторами таких литературных трудов стали поэты Сумароков и Тредиаковский. Высмеиванием дворян в негативном ключе занимались Денис Фонвизин и Гавриил Державин.
Огромную волну обсуждений в обществе вызвало произведение Радищева «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», которое имело крайне радикальный и противоречивый характер. После публикации данного труда над автором даже вели следствие и суд. Дело в том, что произведение содержало в себе крайние взгляды насчет самодержавной формы правления и чрезмерного угнетения крепостных крестьян, что вызвало у правящей верхушки явное негодование.
Фото: Fusion Brain
В XVIII стали появляться отечественные инженеры и изобретатели, которые нередко оказывались самоучками, а их технические новинки существенно переворачивали мир тогдашних людей и в теории могли бы открыть новые возможности для развития промышленности, транспорта и т.д., но в ход новшества пускались редко и практически не распространялись в масштабах. Так, из великих техников того времени можно выделить следующих личностей:
Фото: Fusion Brain
Чуть позже, в начале-середине XIX века, про вышеперечисленные изобретения российских авторов постепенно забыли, а больше внимание стали уделять современным и перспективным техническим новинкам из развитой Англии.
На протяжении всего XVIII века в России было построено много архитектурных сооружений, которые чаще всего выполнялись в стиле классицизма. Однако по мере развития культуры в стране также стали появляться здания и постройки, выполненные в барокко или рококо. Но стоить отметить, что архитектурные сооружения не были точной копией задуманных стилей: они нередко отклонялись от норм и включали в себя отличительные национальные черты. Так, в России в XVIII веке были построены следующие великие сооружения:
Перечисленные постройки были возведены в Петербурге. Поэтому город впоследствии стал называться «городом дворцов».
Фото: Fusion Brain
Что касается живописи, то в XVIII веке она также претерпела некоторые изменения и представляла собой портреты и картины без сюжета. Знаменитыми художниками того времени являлись:
Эти живописцы создавали творения, на которых были изображены исторические зарисовки, пейзажи, социальные композиции. Некоторые из них становились портретистами и выполняли портреты императрицы Екатерины II. Большинство произведений искусства носили черты реализма.
Распространенными в XVIII веке разновидностями театров были крепостные. Они присутствовали в домах зажиточных дворян, а функционировали с непосредственным участием крепостных крестьян.
История домашних представлений такого рода насчитывалось еще с конца XVII века, а просуществовала традиция вплоть до отмены крепостного права.
В XVIII веке в России стали зарождаться уличные театральные представления, которые устраивались чаще всего на городских улицах, площадях и даже в парках. Их отличительной чертой стало отсутствие сцены во время театральной постановки.
Попасть в театр общего доступа в XVIII веке могли все желающие, но при условии оплаты стоимости входа. Как правило, там устанавливались низкие цены на билеты — это было сделано для того, чтобы попасть на представление могли даже выходцы из беднейших низших сословий.
Русская национальная композиторская школа начала складываться в последней трети XVIII в. Главной задачей в этом культурном направлении стала необходимость сочетания черт европейского классицизма с национальными мотивами.
Фото: Fusion Brain
Тогда же выходят в свет первые сборники русских песен, написанные такими авторами, как И. Прач, Н. А. Львов и В. Ф. Трутовской.
Распространенным проявлением музыке в XVIII веке был оперный жанр. Он брал свое начало во французских традициях, а именно в музыкальном театре. Русские композиторы старались перенять некоторые образы европейских аналогов, но при этом разбавить их элементами национального творчества.