16.08.2024
#История России
42

«Новое мышление» во внешней политике

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Концепция «нового политического мышления»
  2. Экономические и политические преобразования внутри страны
  3. Внутренняя реформация внутри государства
  4. Суть новой политики
  5. Результаты новой политики
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Концепция «нового политического мышления»

🤔 Определение

«Новое мышление» во внешнеполитических делах Советского Союза — это политическая концепция, основанная на философских принципах. Она существовала в период перестройки государства.

Когда Горбачев только что пришел к Советской власти, он старался придерживаться старых внешнеполитических принципов, которые преследовали недавние его предшественники. Однако уже в 1987–1988 гг. взгляды Генерального секретаря КПСС стали кардинально меняться — именно так зародилась новая теория участия государства во внешней политике, получившая название «нового политического мышления». Она была построена на базе философского течения, а причинами ее появления являются:

  1. Активизация тенденций по началу гонки вооружений с другими странами мира, что привело бы к заметному ухудшению экономического положения в государстве в условиях тогдашнего свалившегося кризиса.
  2. Опасность возрождения новой «холодной войны».
  3. Отсутствие возможности у Советского Союза осуществлять поддержку соцстран — опять же вытекает из неблагоприятной экономической ситуации.
  4. Необходимость начала внешнеполитической торговли с державами мира.

Михаил Сергеевич Горбачев

Михаил Сергеевич Горбачев. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain

Основная суть политической концепции «нового мышления» содержалась в Горбачевской авторской книге, которую он написал в 1987 году. На ее страницах он тщательно и подробно расписал ключевые принципы данной теории.

Экономические и политические преобразования внутри страны

Политическая сфера жизнедеятельности государства и общества имеет тесную связь не только с экономикой, но и с другими сторонами человеческой жизни. Это говорит о том, что политика так или иначе отражается в какой-то мере и на повседневном быту любого гражданина. В соответствии с этой закономерностью Горбачев решил воплотить в жизнь преобразовательный план, который был направлен преимущественно на экономическую и политическую сферы Советского Союза (однако в процессе его разработки он совсем не подумал, как на такое решение отреагируют ведущие державы мира).

Но на тот момент сильнейшие государства планеты вовсе не интересовались внутренней политикой СССР — тогда у них было достаточно своих проблем, необходимых к незамедлительному решению. Одни лишь Соединенные Штаты пытались распространять влияние на Европейские державы путем создания на их территориях военных баз. Главная опасность такой внешнеполитической тенденции США для Советского Союза заключалась в том, что в пределах его досягаемости были сооружены установки для запуска ракет малой и средней дальности, что не могло не вызывать беспокойство в верхних эшелонах Горбачевской власти.

Изначально полагалось, что в теории американские ракеты, размещенные на территории Западных стран, не несли серьезной угрозы для Советского Союза. Однако позже власти СССР узнали об их современном оснащении и высокой дальности действия (по предположению ученых военной сферы, они могли преодолевать расстояние от 1000 до 4000 км). Просочившаяся в СССР информация навела настоящую панику, ведь такого мощности твердотопливных американских ракет более чем хватало для поражения стратегически важных Советских объектов.

Американские твердотопливные ракеты средней дальности-

Американские твердотопливные ракеты средней дальности. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain

Чтобы не допустить возможных неблагоприятных последствий для государства, Горбачев направил все усилия для создания договоренности с Европейскими державами. Но из-за продолжительной политики «железного занавеса» страны не только практически перестали общаться, но и по-прежнему были негативно настроены друг против друга. В таких условиях у Советского Союза появилась острая необходимость в налаживании взаимоотношений с Западными государствами. 

Внутренняя реформация внутри государства

Нахлынувшие обстоятельства вынудили Горбачева принимать решительные действия. Так как наладить взаимоотношения с Европой не представлялось возможным, он решил начать преобразовательную работу во внутренних делах государства. В первую очередь он почистил министерство иностранных дел — большая часть заседавших в нем дипломатов была отстранена от должности. Такой шаг на пути к внутренней реформации государства позволил приблизить шансы к перевороту событий в пользу СССР.

В результате изменения внутреннего состава МИДа Горбачев назначил на должность главы бывшего руководителя ЦК КП Грузии — им являлся Шеварднадзе. По сути, человек вообще не имел никакого опыта в плане руководства действиями во внешней политике, однако этот факт ничуть не смутил Генерального секретаря КПСС. Горбачев полагал, что за счет такой перемены в МИДе ему удастся выступить дипломантом от лица Советского Союза и таким образом достичь главной цели — улучшить взаимоотношения с Западом, а также заключить с ним ряд антиамериканских договоренностей.

Секрет успеха таких внутренних преобразований заключался в том, что к Горбачеву, в отличие от его предшественников, Западные лидеры относились более приветливо. Поэтому, собственно, Генеральный секретарь решил воспользоваться такой возможностью и попытаться наладить отношения с Европой — этим объясняются изменения в министерстве внутренних дел.

Главы Европейских держав действительно рассматривали Горбачева как возможного союзника и партнера в ряде взаимоотношений. Это было связано с тем, что предыдущие вожди отличались от его своим пренебрежительным отношением к Европе — поэтому они крайне редко делали визиты в страны Запада и не заключали никаких серьезных договоренностей.

Визит Советского правительства в Европу

Визит Советского правительства в Европу. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain

Замкнутость предшествующих лидеров СССР не была характерна Горбачеву — он, наоборот, стремился наладить тесные связи со своими Европейскими соседями. Такая тенденция нашла положительный отклик у многих глав Западных держав, которые тоже были не против рассмотреть сотрудничество с Советским Союзом.   

Суть новой политики

Принципы «нового мышления» были следующими:

  • Снизить уровень разногласий между странами мира, а также наладить дружескую обстановку со всеми державами.
  • Создать постоянные и тесные взаимоотношения с Европейскими державами, отказаться от противостояний идеологических, политических и других взглядов. Наладить единство ведущих держав в мире, добиться сотрудничества с ними для достижения общих целей и реализации интересов. Сделать так, чтобы человеческие естественные права были высшей ценностью на всей планете.

Концепция «нового политического мышления» Горбачева, которая подразумевала дружбу и гармонию во всем мире, была построена на базе философских учений таких известных мыслителей и научных деятелей, как Эйнштейн, Кант, Рассел, Ганди и др. Поэтому назвать ее чисто авторской и оригинальной задумкой вряд ли получится.

Выше были перечислены основные тенденции по развитию мира. Однако для внешней политики Советского Союза были сформулированы другие направления:

  1. Налаживание взаимоотношений с Европой.
  2. Развитие и укрепление постоянных политических и торговых связей с державами мира.
  3. Урегулирование спорных вопросов и противоречий с целью предотвращения международных противостояний.

Горбачев планировал наладить дружеские отношения не только с ближайшими соседями — Европейскими государствами, но и хотел добиться выгодного сотрудничества с Соединенными Штатами. «Новое политическое мышление» позволило урегулировать спорные моменты с Америкой, а также заключить важнейшие в истории советско-американские соглашения по ядерному разоружению.

В 1990 году в результате очередной успешной договоренности с Соединенными Штатами Советский Союз принял меры по сокращению регулярной вооруженной силы — это привело к уменьшению расходов на нужды армии, а также позволило уменьшить ее постоянный численный состав на 500 тыс. человек. В 1991 году страны заключили договор, согласно которому происходило сокращение СНВ.

Советская армия при Горбачеве

Советская армия при Горбачеве. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain

Политика СССР, проводимая в соответствии с принципами «нового мышления», позволила государству избежать участия в ряде военных конфликтов в мире, но одновременно с этим Горбачеву не удалось предотвратить усиление экономического кризиса, что привело к значительным внутренним проблемам. 

Результаты новой политики

Концепция «нового политического мышления» Горбачева принесла свои положительные плоды. После ряда успешных внешнеполитических договоренностей Советский Союз раскрыл свою сущность и перестал быть для многих стран мира «государством-врагом номер 1». Это привело к установлению более тесных торговых, экономических и политических взаимоотношений между державами, что позволило СССР добиться определенной роли в различных международных организациях и мировых структурах.

Торговля между СССР и Европой

Торговля между СССР и Европой. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain

Одновременно с этим наладилась более дружественная обстановка на планете — с момента реализации теории «новой политики» было уничтожено большое количество ядерного вооружения, что позволило заметно ослабить напряжение в мире.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту