Рады, что вам понравилась статья 😊
🤔 Определение«Новое мышление» во внешнеполитических делах Советского Союза — это политическая концепция, основанная на философских принципах. Она существовала в период перестройки государства.
Когда Горбачев только что пришел к Советской власти, он старался придерживаться старых внешнеполитических принципов, которые преследовали недавние его предшественники. Однако уже в 1987–1988 гг. взгляды Генерального секретаря КПСС стали кардинально меняться — именно так зародилась новая теория участия государства во внешней политике, получившая название «нового политического мышления». Она была построена на базе философского течения, а причинами ее появления являются:
Михаил Сергеевич Горбачев. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain
Основная суть политической концепции «нового мышления» содержалась в Горбачевской авторской книге, которую он написал в 1987 году. На ее страницах он тщательно и подробно расписал ключевые принципы данной теории.
Политическая сфера жизнедеятельности государства и общества имеет тесную связь не только с экономикой, но и с другими сторонами человеческой жизни. Это говорит о том, что политика так или иначе отражается в какой-то мере и на повседневном быту любого гражданина. В соответствии с этой закономерностью Горбачев решил воплотить в жизнь преобразовательный план, который был направлен преимущественно на экономическую и политическую сферы Советского Союза (однако в процессе его разработки он совсем не подумал, как на такое решение отреагируют ведущие державы мира).
Но на тот момент сильнейшие государства планеты вовсе не интересовались внутренней политикой СССР — тогда у них было достаточно своих проблем, необходимых к незамедлительному решению. Одни лишь Соединенные Штаты пытались распространять влияние на Европейские державы путем создания на их территориях военных баз. Главная опасность такой внешнеполитической тенденции США для Советского Союза заключалась в том, что в пределах его досягаемости были сооружены установки для запуска ракет малой и средней дальности, что не могло не вызывать беспокойство в верхних эшелонах Горбачевской власти.
Изначально полагалось, что в теории американские ракеты, размещенные на территории Западных стран, не несли серьезной угрозы для Советского Союза. Однако позже власти СССР узнали об их современном оснащении и высокой дальности действия (по предположению ученых военной сферы, они могли преодолевать расстояние от 1000 до 4000 км). Просочившаяся в СССР информация навела настоящую панику, ведь такого мощности твердотопливных американских ракет более чем хватало для поражения стратегически важных Советских объектов.
Американские твердотопливные ракеты средней дальности. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain
Чтобы не допустить возможных неблагоприятных последствий для государства, Горбачев направил все усилия для создания договоренности с Европейскими державами. Но из-за продолжительной политики «железного занавеса» страны не только практически перестали общаться, но и по-прежнему были негативно настроены друг против друга. В таких условиях у Советского Союза появилась острая необходимость в налаживании взаимоотношений с Западными государствами.
Нахлынувшие обстоятельства вынудили Горбачева принимать решительные действия. Так как наладить взаимоотношения с Европой не представлялось возможным, он решил начать преобразовательную работу во внутренних делах государства. В первую очередь он почистил министерство иностранных дел — большая часть заседавших в нем дипломатов была отстранена от должности. Такой шаг на пути к внутренней реформации государства позволил приблизить шансы к перевороту событий в пользу СССР.
В результате изменения внутреннего состава МИДа Горбачев назначил на должность главы бывшего руководителя ЦК КП Грузии — им являлся Шеварднадзе. По сути, человек вообще не имел никакого опыта в плане руководства действиями во внешней политике, однако этот факт ничуть не смутил Генерального секретаря КПСС. Горбачев полагал, что за счет такой перемены в МИДе ему удастся выступить дипломантом от лица Советского Союза и таким образом достичь главной цели — улучшить взаимоотношения с Западом, а также заключить с ним ряд антиамериканских договоренностей.
Секрет успеха таких внутренних преобразований заключался в том, что к Горбачеву, в отличие от его предшественников, Западные лидеры относились более приветливо. Поэтому, собственно, Генеральный секретарь решил воспользоваться такой возможностью и попытаться наладить отношения с Европой — этим объясняются изменения в министерстве внутренних дел.
Главы Европейских держав действительно рассматривали Горбачева как возможного союзника и партнера в ряде взаимоотношений. Это было связано с тем, что предыдущие вожди отличались от его своим пренебрежительным отношением к Европе — поэтому они крайне редко делали визиты в страны Запада и не заключали никаких серьезных договоренностей.
Визит Советского правительства в Европу. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain
Замкнутость предшествующих лидеров СССР не была характерна Горбачеву — он, наоборот, стремился наладить тесные связи со своими Европейскими соседями. Такая тенденция нашла положительный отклик у многих глав Западных держав, которые тоже были не против рассмотреть сотрудничество с Советским Союзом.
Принципы «нового мышления» были следующими:
Концепция «нового политического мышления» Горбачева, которая подразумевала дружбу и гармонию во всем мире, была построена на базе философских учений таких известных мыслителей и научных деятелей, как Эйнштейн, Кант, Рассел, Ганди и др. Поэтому назвать ее чисто авторской и оригинальной задумкой вряд ли получится.
Выше были перечислены основные тенденции по развитию мира. Однако для внешней политики Советского Союза были сформулированы другие направления:
Горбачев планировал наладить дружеские отношения не только с ближайшими соседями — Европейскими государствами, но и хотел добиться выгодного сотрудничества с Соединенными Штатами. «Новое политическое мышление» позволило урегулировать спорные моменты с Америкой, а также заключить важнейшие в истории советско-американские соглашения по ядерному разоружению.
В 1990 году в результате очередной успешной договоренности с Соединенными Штатами Советский Союз принял меры по сокращению регулярной вооруженной силы — это привело к уменьшению расходов на нужды армии, а также позволило уменьшить ее постоянный численный состав на 500 тыс. человек. В 1991 году страны заключили договор, согласно которому происходило сокращение СНВ.
Советская армия при Горбачеве. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain
Политика СССР, проводимая в соответствии с принципами «нового мышления», позволила государству избежать участия в ряде военных конфликтов в мире, но одновременно с этим Горбачеву не удалось предотвратить усиление экономического кризиса, что привело к значительным внутренним проблемам.
Концепция «нового политического мышления» Горбачева принесла свои положительные плоды. После ряда успешных внешнеполитических договоренностей Советский Союз раскрыл свою сущность и перестал быть для многих стран мира «государством-врагом номер 1». Это привело к установлению более тесных торговых, экономических и политических взаимоотношений между державами, что позволило СССР добиться определенной роли в различных международных организациях и мировых структурах.
Торговля между СССР и Европой. Картинка сгенерирована ИИ Fusion Brain
Одновременно с этим наладилась более дружественная обстановка на планете — с момента реализации теории «новой политики» было уничтожено большое количество ядерного вооружения, что позволило заметно ослабить напряжение в мире.