20.07.2024
#доклад
#конференция
42

П. А. Столыпин: реформы и их итоги. Причины гибели

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Вклад Столыпина в развитие России
  2. Ключевые реформы П. А. Столыпина
  3. Национальный вопрос и реформы
  4. Причины гибели Петра Столыпина и итоги реформ
  5. Итоги реформ и исторические последствия

В российской истории начала XX века Петр Аркадьевич – личность масштабная и противоречивая одновременно. Убежденный монархист, он проводил передовые для царской России буржуазно-демократические реформы. Его преобразования аграрной сферы, образования, правовой системы и промышленного сектора способствовали экономическому развитию страны, но жесткие репрессивные меры и ограничение свобод вызывали недовольство в обществе. Тем не менее реформаторская деятельность П. А. Столыпина оставила глубокий след в развитии России. 

Вклад Столыпина в развитие России

Петр Аркадьевич Столыпин принадлежит к древнему дворянскому роду с глубокими традициями государственной службы и верности империи. Отец, генерал от артиллерии и комендант Московского Кремля Аркадий Столыпин, отстаивал интересы России в Крымской (1853–1856) и русско-турецкой (1877–1878) войнах. Мать, княжна Наталия Горчакова, была фрейлиной высочайшего двора. 

На свет Петр Столыпин появился в Дрездене в 1862 году. Детские годы прошли в переездах: сначала подмосковное имение Середниково, затем литовская усадьба Колноберже, некоторое время Швейцария, потом Вильно. С началом в 1877 году русско-турецкой войны глава семьи Аркадий Дмитриевич в составе действующей армии оказывается в Болгарии. За ним последовали и домочадцы. После войны Столыпины оседают в Орле, где в 1879 году юный Петр поступил в 7-й класс мужской гимназии, которую успешно окончил за два года.

Заметка Его интересовала агрономия, поэтому он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета по этой специальности. В 1885 году блестящая учеба завершена кандидатом с присвоением служебного чина коллежского секретаря, что соответствовало получению ученой степени.

Государственная служба началась с министерства государственных имуществ, а через 4 года последовал переход в министерство внутренних дел и направление в Ковно (ныне Каунас). Здесь Столыпин получает пост уездного предводителя дворянства и возглавляет суд мировых посредников. В его ведении разрешение земельных споров, развитие сельского хозяйства и просветительская работа с крестьянством. 

В 1902 году указом министра внутренних дел В. К. фон Плеве Петр Столыпин стал губернатором Гродно. Через год перспективный чиновник получает перевод в Саратовскую губернию. По сути это стало повышением, поскольку руководить предстояло крупнейшим городом России с развитой промышленностью и торговлей. Здесь Столыпина застали бурные события первой русской революции 1905 года. По стране катилась волна народных бунтов, кровавых и беспощадных. 

Заметка При подавлении крестьянских протестов Петр Аркадьевич проявил жесткость, бесстрашие и абсолютную преданность монархии, за что удостоился высочайшей благодарности и особого расположения императора. В 1906 году Николай II пожаловал выдающемуся губернатору пост министра внутренних дел. Через два месяца императорским указом упразднена Государственная Дума I созыва, а Петр Столыпин назначен председателем совета министров с сохранением прежнего поста. 

Ключевые реформы П. А. Столыпина

Пост премьера оставался за Петром Аркадьевичем до его гибели в 1911 году. Эти годы отмечены рядом глубоких преобразований, инициатором и вдохновителем которых стал сам председатель Совмина. Часть новшеств строилась на основе давно разработанных министерскими ведомствами проектов, но оказавшихся по разным причинам «под сукном». Наконец, летом 1906 года правительству представлена программа реформ Петра Столыпина. Она состояла из двух частей. 

Реформаторские идеи для немедленного претворения:

  • земельные и землеустроительные вопросы;
  • разработка организационно-административных мероприятий в области равноправия граждан;
  • еврейский вопрос, свобода вероисповедания в целом.

Вопросы для обсуждения и утверждения в Государственной Думе:

  • правовые и организационные изменения крестьянского землевладения;
  • вопросы индустриализации и улучшения быта рабочих;
  • преобразование местных судов и реформа полицейского ведомства;
  • реформа местного самоуправления и система подоходного налога;
  • введение земского и городского управления в Прибалтийском, Северо и Юго-западном краях, в губерниях Царства Польского;
  • изменения в системах среднего и высшего образования. 

Лозунг преобразований «сначала умеренность, потом реформы» предполагал постепенный характер изменений. Однако для осуществления программы Столыпин разработал жесткую бюрократическую систему контроля, которой лично и руководил. 

Аграрная реформа

Аграрная реформа считается наиболее значимой для Российской империи инициативой Петра Аркадьевича. Смысл преобразований заключался в постепенном переходе крестьян с общинного землевладения к индивидуальному хозяйствованию. По Указу императора крестьяне получили право выхода из общины с передачей им в собственность земельных наделов. По сути это был шаг к созданию класса самостоятельных крестьян-землевладельцев. Вместе с этим появилась программа переселения сельского населения на свободные земли Сибири и в другие отдаленные регионы. 

Реализация обширного плана подразделялась на этапы.

Подготовительный (1906–1907)

Основой для реализации первых мероприятий стало Положение о российском землеустройстве от 9 ноября 1906 года. Законопроект устранял насильственное прикрепление крестьян к общине, давал право свободно выйти из нее и получить при этом собственный «нарез» земли в собственность. Для поддержки и финансирования реформ Столыпин активизировал деятельность появившегося еще в 1882 году Крестьянского банка. Сельскому населению предоставляли необременительные кредиты на покупку земли и развитие домохозяйств, организацию регулярной торговли продуктами собственных подворий.

Параллельно Крестьянский банк стал посредником в сделках купли-продажи наделов между помещиками и крестьянами. Он выкупал помещичьи земли и на льготных условиях перепродавал наделы успешным крестьянам-частникам. Займ выдавался под 4,5% годовых на срок 50 лет и дольше. Землевладельцы обустраивали хозяйство, улучшали условия труда и жизни, а необременительный платеж растягивался на 2-3 поколения.  

Основной этап (1907–1911)

За первые три года программы заработал ряд законов, укреплявших права крестьян на выход из общины и закреплявших частную форму собственности на участки. Юридическая возможность получения самостоятельности в хозяйствовании появилась только 14 июня 1910 года после издания императорского указа. Для претворения в жизнь «столыпинских» реформ и решения вопросов землеустройства в деревни направлялись хорошо подготовленные специалисты. 

Крестьяне выходили из общины на следующих условиях:

  • сохранение закрепленного ранее имущества;
  • выбор типа участка по желанию крестьянина – надела-«отруба» с сохранением ранее закрепленного за семьей деревенского двора или получение хутора вне деревни;
  • соединение при необходимости нескольких уже выделенных наделов;
  • выдача участков безземельным семьям. 

Важной составляющей аграрной реформы стало добровольное переселение безземельных крестьян на свободные территории Сибири и Дальнего Востока. В результате решался вопрос аграрного перенаселения центральной части Российской Империи и осваивались отдаленные регионы. При этом государство предусмотрело для крестьян льготы:

  • получение денежной ссуды;
  • освобождение от налогов на 5 лет;
  • снятие воинской обязанности с мужчин.

За 7 лет из центральной России переехали 8 миллионов семей, из них почти 17% вернулись назад, не сумев обжиться на новом месте. 

Заключительный этап (1911–1914)

В этот период активно поддерживалось создание хуторов и отрубов, что закрепляло у крестьян самосознание свободного землевладельца. Заработали системные мероприятия по агрономическому образованию крестьян, замены «дедовской» системы хозяйствования на новые технологии и методы ведения сельского хозяйства. 

К 1911 году сформировались крепкие крестьянские хозяйства с эффективной агротехникой и заинтересованностью в результатах труда. Они стали основой для развития предпринимательства и торговли в сельском хозяйстве. По различным данным в 1916 году в России насчитывалось порядка 2,6 миллиона полноценных землевладельцев. Все они вышли из общинных крестьян. 

Реформа образования

Столыпин стремился преобразовать Российскую Империю в страну всеобщей грамотности. Для этого требовалась модернизация образовательной системы, в результате 3 мая 1908 года появился план масштабной школьной реформы. Главный акцент делался на введении начального 4-летнего обучения детей 8-12 лет на безвозмездной основе. Параллельно появилась система материальной поддержки учителей. В профессию пришли квалифицированные кадры, качество преподавания вышло на новый уровень.

Заметка За 6 лет реформы с 1908 по 1914 год общий бюджет народного образования Российской империи вырос почти втрое, появилось 50 тысяч новых школ. Однако полная реализация всего задуманного требовала 10–15 лет от старта реформ, и времени элементарно не хватило. 

Вторым направлением образовательной реформы стала новая сеть профессиональных училищ и школ по обучению отраслевых специалистов. Появились программы подготовки в области промышленности и сельского хозяйства, направления для мелких ремесленников. Образовательные реформы не обошли стороною и высшую школу. Столыпин расширил автономию университетов с поддержкой академических исследований, предусмотрел создание новых научно-профессиональных кафедр.

Заметка Примечательно, что в рамках образовательной реформы «реакционер и ретроград» Петр Столыпин давал доступ к получению грамотности для женщин. Это был невиданный шаг в направлении гендерного равенства и социальной модернизации глубоко патриархального уклада российской жизни. 

«Столыпинская» судебная реформа 

Реформа затронула гражданское судопроизводство и расширяла судебно-правовую сеть. Преобразования устраняли перекосы реформаторства Александра III и возрождали местные суды в их первоначальном виде. Идея Петра Аркадьевича состояла в следующих моментах:

  • создание и укрепление единого правового поля страны с детальным определением прав человека в гражданском процессе и во время предварительного следствия;
  • введение гражданской и уголовной ответственности чиновников, нарушающих права и свободы граждан;
  • отказ от сословного судопроизводства – волостных и земских начальников из местных дворян;
  • унификация законодательства и введение новых правовых норм, вместо устаревшей практики вынесения решений, основанных на традициях и обычаях;
  • повышение образовательного и профессионального ценза судей. 

Согласно законопроекту «О преобразовании местного суда» правосудие становилось доступным для обычного гражданина. 

Заметка Вводился институт мировых судей, которым отошли мелкие уголовные дела и незначительные гражданские споры. Это разгрузило суды общей юрисдикции, повысило качество отправления правосудия.

Работали мировые судьи преимущественно в сельской местности, избирались на 3 года органами местного самоуправления – земским Собранием или местной Думой. Их должности были несовместимы с государственной службой или выполнением общественных обязанностей. Это был важный шаг к большей независимости и приближенности к населению мировых судей. 

Земство и реформы

Органы местного самоуправления в форме земств появились еще в 1864 году в рамках Великих реформ Александра II. Они предоставляли населению возможность участвовать в управлении делами своего региона. Однако к началу XX века самоуправление столкнулось с бюрократизмом, недостатком финансирования и катастрофической зависимостью от центральных властей. 

Столыпин видел в местном самоуправлении инструмент для продвижения реформ на местах, поэтому изменения касались самых значимых моментов работы региональных органов:

  • предоставление больших полномочий и компетенций в сферах здравоохранения, образования, региональной экономики;
  • укрепление финансовой базы и повышение административной независимости земств, для чего им давалось право на введение местных налогов и сборов;
  • преобразование выборной системы – расширялось представление социальных кластеров в земствах, избирательные права появились даже у крестьянства.

Идея усиления местного управления столкнулась с серьезным противодействием на местах. Столыпин вводил земские органы в сильно зависевших от польской шляхты западных губерниях, что потенциально улучшало положение проживавшего там русского и белорусского населения. Дума поддержала реформы, но «сочувствующий» шляхте Госсовет земства в западных «окраинах» не одобрил.  

Реформа промышленности и рабочий вопрос

Идея с промышленной реформой оказалась для Столыпина не самой успешной, хотя и была составлена детальная программа. Причина в жестком сопротивлении преобразованиям крупной буржуазии. Изменения разработала Комиссия по рабочим вопросам еще в январе 1905 года.

Ключевые моменты реформы:

  • организация обязательных больничных касс на производствах с внесением взносов и промышленниками, и рабочими;
  • улучшение условий труда и отдыха рабочих, для чего планировалось создать при фабриках специальные органы из рабочих и представителей администрации (прообраз современных профсоюзов);
  • сокращение рабочего дня с 11–12 часов до 9–10 часов, введение законодательного регулирования сверхурочных работ, организация обеденных перерывов на 1–2 часа;
  • запрет ночного труда женщин и подростков, ограничения на их использование в подземных работах.

Все это вызвало протесты промышленников. Также сложно проходил проект по введению страхования рабочих на опасных и вредных производствах. После долгих прений страховые законы были приняты Думой в январе 2012 года и тут же стали причиной разногласий между рабочими и промышленниками. 

Заметка Рабочая реформа Столыпина считается провальной. Результатом стало усиление стачечного движения, подъем революционного движения и мощное недовольство буржуазии. Хотя в этот же период отмечен колоссальный рост промышленного производства – свыше 8% в год. 

Национальный вопрос и реформы

Премьер стремился к укреплению национальных основ огромной империи, поэтому продвигал жесткую национальную политику и разработал запрет на «инородческие» сообщества. Петр Аркадьевич сильно урезал в правах Финляндию (на тот момент входила в состав России), практически лишив регион автономии. Эти действия стали ответом на рост сепаратистских настроений финнов. 

Сложной темой того времени был еврейский вопрос. Столыпин видел необходимость смягчения антисемитских законов и интеграции евреев в общественную жизнь страны. Он поддерживал их переселение за черту оседлости, предпринимал попытки смягчить ограничения на получение образования и профессиональную деятельность. Однако консервативные силы и глубокие антисемитские настроения мешали радикальным изменениям.

Национальная программа Столыпина постепенно сложилась. В условиях неизбежного размытия сословных устоев Российской Империи для решения национального вопроса он предложил создать политическую нацию с ядром из большого русского народа.

Заметка Сюда входило триединство великорусов, малорусов и белорусов. Это никоим образом не умаляло права многочисленных этнических меньшинств и народностей страны, а вело к укреплению их положения на основе лояльности и верности государству и национальному развитию империи. 

Причины гибели Петра Столыпина и итоги реформ

Успешный премьер-министр и его реформы мешали многим. С 1910 года начался конфликт Столыпина с представителями крупной буржуазии, считавшими его латентным революционером, и монархистами, упрекавшими премьера в ослаблении самодержавия. Ну а жесткие меры по борьбе с революционным движением вызвали недовольство среди радикально настроенных слоев общества.

Петр Столыпин был убит 1 сентября 1911 года в Киеве во время торжеств в оперном театре, посвященных 50-летию освобождения крестьян. Убийцей оказался анархист и агент царской охранки Дмитрий Богров. Именно последнее обстоятельство породило небеспочвенные предположения о политическом и отчасти социальном характере убийства и стоявших за спиной Богрова влиятельных организаторах. Трагические события прервали ход реформирования, но масштаб проделанной до этого работы очевиден.

Итоги реформ и исторические последствия

Аграрные реформы стали стержнем всех преобразований Столыпина. Почти 4 млн десятин общинных земель перешли в рыночный оборот. К 2013 году посевные площади увеличились на 10% в среднем по стране, а в регионах с массовым выходом из общин до 150%. За счет применения рационального хозяйствования в 2,5 раза выросло производство сельскохозяйственной продукции. К 1912 году, уже после смерти Петра Аркадьевича, экспорт зерна составлял 25% от мирового объема, а в урожайные годы достигал 35-40%.

За пять лет премьерства Столыпину удалось вывести страну из глубокого кризиса и перейти в цикл устойчивого экономического развития. К 1914 году Россия стала абсолютным лидером по темпам экономического развития среди промышленно развитых стран. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!