Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье мы расскажем вам о ключевых реформах, проведенных Екатериной II в период ее царствования.
Императрица имела острый политический ум, дальновидность. Прекрасно понимала, что страна, обнищавшая в периоды Дворцовых переворотов, нуждается в тотальном реформировании. Реформы Екатерины Великой основывались на идеях Просвещенного абсолютизм. Многие идеи, предложенные правительницей, имели прогрессивный характер. Но далеко не все были реализованы в действительности.
Царица пришла к власти в результате Дворцового переворота. Она понимала, что не может не учитывать мнения дворянской верхушки, поскольку гвардия помогла ей взойти на престол.
Проведенные Императрицей преобразования способствовали укреплению положения дворянской верхушки, ухудшению положения крестьянства. Они имели огромную значимость для страны и послужили основой последующих преобразований.
Установленный Петром I государственный аппарат требовал реорганизации в соответствии с реалиями времени. Екатерина II вела реформаторскую деятельность в различных сферах административного управления, что позволило установить более жесткий контроль за деятельностью государственных органов.
Перед проведением реформы императрица посещала заседания Сената для лучшего понимания сущности его деятельности.
В 1763 г. был издан Манифест, согласно которому Сенат разделялся на 6 департаментов. Они выполняли разные функции:
Законодательную власть царица сосредоточила в своих руках. Сенат перестал иметь законодательные функции. Теперь его функции сводились к контролю за соблюдением законности. Он стал административным и судебным органом.
Реформирование Сената послужило основой для проведения последующих преобразований.
Изменение государственно-территориального управления стало проводиться с 1775 года. Официальной датой его начала считается 7 ноября. В этот день Екатериной был подписан документ, получивший название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».
Устанавливалась единообразная система территориального деления России. Раньше земли имели разные размеры, статусы. Теперь уезды были примерно равны в размерах, полномочиях.
Территория Империи делилась на губернии, в состав которых входили уезды. В губернию входило по 10 – 11 уездов. Многие бывшие провинции ликвидировались. В губернии числилось по 300 – 400 тысяч душ мужского пола. В уезде проживало примерно 30 000 душ. Территории теперь делились по принципу численности налогооблагаемого населения.
В результате в стране была создана 51 губерния. Раньше было 23. Города стали отдельными административно-территориальными единицами и подразделялись на кварталы, части. Установленная система действовала до 1917 г.
За финансы в губерниях отвечала Казенная палата. В уездах создавались казначейства. Впервые создавались государственные учреждения, выполняющие социальные функции. Ими являлись Приказы общественного призрения. В их ведении находились вопросы образования и здравоохранения.
Фото: сгенерировано https://fusionbrain.ai/editor/
Результатом стала оптимизация управления территориями, что позволило проще управлять финансами, сбором налогов. Новое административно-территориальное деление позволяло предотвращать народные восстания.
Созданные Екатериной II судебные органы делились по сословному принципу. Суды имелись у горожан, дворян, государственных крестьян. Помещичьих крестьян судил собственным судом помещик. Эта категория крестьянства вновь стала зависимой, как и во времена, когда на Руси действовала «Русская Правда».
Главенствующим органом в системе судопроизводства был Сенат. Высшими судебными инстанциями по уголовным и гражданским делам стали две соответствующие палаты.
Для каждого сословия учреждалось по 2 судебных инстанции (1-я и 2-я):
В губерниях создавались «совестные» суды. Они судили не только по закону, но и по справедливости, опираясь на традиции и обычаи местности. Рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела.
Фото: сгенерировано https://fusionbrain.ai/editor/
Итоги: увеличение бюрократического аппарата, в уездах не была решена проблема смешения судебных и полицейских функций органов власти.
Императрица руководствовалась принципом, что преступление проще предупредить, чем искать потом виновных лиц.
Реформа полиции тесно связана с губернской. Окончательное реформирование полицейских органов завершилось в 1782 году.
В крупных городах создавались Управы благочиния. Их возглавляли городничие, в подчинении которых находились по два пристава и ратмана. Последние выбирались. Управы следили за торговыми отношениями, за соблюдением санитарных норм, ловили беглых преступников, выполняли другие функции. Например, занимались воспитанием нравственности.
Цель — укрепление государственной власти и предотвращение народных волнений.
Положения о деятельности полицейских органов закреплялись в «Учреждении для управления губерний Всероссийской империи», «Уставе благочиния или полицейском». Последний закреплял положение о том, что Управы благочиния являются органами полицейского управления.
Города были поделены на части. В часть входило от 50 до 100 дворов. Порядок обеспечивали частные приставы.
В столице во главе Управы стоял генерал-полицмейстер. В Москве эти функции выполнял обер-полицмейстер.
Фото: сгенерировано https://fusionbrain.ai/editor/
В уездах открывались специальные школы, обучающие полицейских служащих. В полицию стали набирать профессиональные кадры.
В 1785 году была обнародована «Жалованная грамота городам». По ней определялся особый юридический статус городского сословия.
Цель «Жалованной грамоты» — создание единого городского сословия, укрепление позиций городов.
Городские обыватели или мещане подразделялись на категории. Категорий было 6. Критериями выступали имущественное положение, род занятий, особенности применения налогообложения.
Были установлены сословия:
«Жалованная грамота» устанавливала правовой статус каждой категории, их права и обязанности. Наиболее детально был прописан правовой статус ремесленников. Предполагалось, что они будут стимулировать развитие городского производства.
В городах устанавливалась собственная система управления. В ее состав входили: городской голова, совестные суды, городовые магистраты, Шестигласная дума, городская дума. Жителей городов записывали в городскую обывательскую книгу. В ней фиксировались семейное положение горожанина, его занятия, имеющаяся собственность и другие сведения. Органы городского самоуправления решали вопросы благоустройства, развития промышленности, торговли, взимания податей, обеспечения города продовольствием.
Фото: сгенерировано https://fusionbrain.ai/editor/
Система городского самоуправления стала основой для развития гражданского общества.
Большие затраты на военные действия и решения внутриполитических конфликтов привели к необходимости произвести изменения в экономике. Политика, проводимая прежними царствующими особами, также не способствовала укреплению экономического положения страны.
В декабре 1768 г. Манифестом Екатерины II было установлено, что в оборот вводятся бумажные деньги. Они получили название ассигнации. Самые маленькие ассигнации имели достоинство 25 рублей, а самые большие – 100. Введение бумажных денег связано с нехваткой серебра, а также с тем, что старые медные монеты были очень тяжелыми. Например, чтобы перевезти 500 рублей, требовалось брать подводу.
Фото: сгенерировано https://fusionbrain.ai/editor/
Возрастало количество денег в стране. Много монет уходило за границу из-за торговли. Серебряные рудники истощились.
Новые деньги обменивали на старые в Ассигнационном банке. Сначала банки были только в Петербурге и Москве. Затем стали открываться и в других городах. Обмен производился только на медные деньги.
К новым деньгам население относилось с недоверием. «Непонятные бумажки» не принимались к расчету. Первые деньги были не самого лучшего качества. Их легко подделывали. Купюры стоимостью 25 рублей легко превращались в ассигнации стоимостью 75 рублей. Последующие тиражи имели уже более высокое качество.
Бумажный рубль не был ничем обеспечен. Его стоимость равнялась 100 медным копейкам. В результате сложилась ситуация, когда в стране действовало две равных денежных единицы: серебряный рубль и бумажный. Ассигнации выпускались в большом количестве и в результате потеряли ценность. На падение их стоимости влияние оказывало нестабильное экономическое положение и войны.
Манифест начал действовать с марта 1775 г. Он отменил монополию на промышленность и другие виды предпринимательской деятельности. Ограничения были введены Петром I. Но они сильно тормозили развитие экономики.
Манифест отменял уплату налогов для занимавшихся добычей пушных зверей, ловлей рыбы, птицы. Можно было заниматься кузнечным делом и другими промыслами.
Купцы выделены в особое сословие. Они стали подразделяться на гильдии в зависимости от количества капитала:
Манифест был подписан после окончания русско-турецкой войны 1768–1774 гг.
Основой послужили особенности внешних связей России и трудности в экономике страны.
В 1766 г. Таможенным тарифом установлены новые пошлины на товары. На большинство из них пошлины не превышали 30%. И лишь на некоторые категории пошлины доходили до 200%.
Запрещен ввоз некоторых продуктов (хлебное вино, дорогие ткани, соль, французская водка, яды, меха). Устанавливался запрет на вывоз драгоценных металлов, материалов для военных нужд, пряжи, леса.
По Тарифу 1782 г. многие товары освобождались от пошлин. А средние показатели величины пошлин достигли 10%. На ввозимые товары пошлины понижались до 2%. На товары, для которых устанавливались ограничения, пошлина доходила до 40%.
В этом же году императрица подписала Указ о создании пограничной таможенной стражи. Однако контрабанда европейских товаров по-прежнему имела большие размеры.
В 1793 г. были прекращены торговые отношения с Францией. Корабли этой страны не имели права заходить в российские порты. Запрещено отправлять во Францию товары из России.
Преобразования во всех сферах повлияли на социальные изменения, которые породили необходимость проведения реформ.
Изменения коснулись всех слоев населения.
Улучшилось положение дворянства. В 1785 г. издана «Жалованная грамота дворянству». Документ предоставлял дворянам еще больше прав и привилегий.
В «Жалованной грамоте» содержались следующие положения:
Лишить звания дворянина можно было только за тяжкие преступления. Но на практике это происходило редко.
В 1785 г. издана «Жалованная грамота городам». Она разделяла все городское сословие на гильдии, в зависимости от рода деятельности и состояния.
Усилилась зависимость крестьян от помещиков. Они фактически стали собственностью хозяина. Барин мог обменять, подарить, женить своего крепостного. Он же судил всех своих крестьян. В нечерноземных губерниях крестьяне должны платить оброк. Крестьяне из черноземных губерний отрабатывали барщину. Крестьяне лишились свободы передвижения, не могли уходить на заработки. Положение государственных крестьян было немного лучше.
Крестьяне лишились права жаловаться на помещика. Хозяин же мог сослать их в ссылку или на каторгу.
Хуже стало положение духовенства. Оно лишилось самостоятельности и независимости после проведенной секуляризации церковных земель.
В 1786 г. был издан «Указ народным училищам». Вводился единый стандарт образования. Все имеющиеся в России учебные заведения должны были выстраивать систему образования на основании этого Устава. В документе закреплялись базовые принципы образования: бесплатность, доступность. Все положения Устава не были реализованы в полной мере.
Еще до издания Указа был проведен целый ряд преобразований:
Имелись планы по созданию сельских школ для крестьян. Эти идеи остались только на бумаге.
В 1763 году Екатерина II издала Указ о конфискации церковных земель вместе с крестьянами в пользу государства. Церковь лишилась независимости. Был отнят главный источник дохода церковнослужителей. Церковь стала полностью зависимой от государства.
Остальное недвижимое имущество оставалось во владении церкви.
Царствование Екатерины II ознаменовано такими результатами:
Реформаторские идеи императрицы носили прогрессивный характер. Однако не все они были реализованы. Внутренняя политика Екатерины Великой имела продворянский характер. Сохранившееся и усилившееся крепостное право тормозило развитие страны. Поэтому Российская Империя по уровню развития все еще отставала от ведущих европейских держав.