26.07.2024
#доклад
#конференция
42

Военная реформа Александра II: путь к модернизации российской армии

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Предпосылки реформы
  2. Суть военной реформы и ее задачи
  3. Ход реформы
  4. Результаты реформы

Военная реформа Александра ii

Фото: Нейроплод

Предпосылки реформы

Поражение Российской Империи в крымской войне (1853–1856) показало военную отсталость страны. В 1861 году Император назначает военным министром Дмитрий Милютина. После назначения он предоставляет доклад со всеми назревшими проблемами:

  • огромные, неэффективные финансовые вложения в небоеспособную армию;
  • формирование армии путем рекрутского набора и двадцатипятилетний срок службы;
  • обучение рекрутов офицерами запаса, отсутствовало разделение войск на «действующие» и «резерв»;
  • отсутствие военного образования у большей половины офицеров;
  • государственные учреждения не контролировали призыв и военно-техническое оснащение армии.

Милютин настаивал, необходимо грамотно распределять солдат между резервными и регулярными войсками. Предлагал увеличить резервные войска, уменьшить регулярный состав, для быстрой мобилизации необходимого количества военнослужащих в случае войны. Милютин озвучил необходимость принятия мер по уменьшению срока службы, обновлению уставов и строительству военных училищ.

Суть военной реформы и ее задачи

Самой сложной задачей стала необходимость повышения боевых качеств и боеготовности армии с параллельным уменьшением денежных расходов. Единственный способ решения задачи Милютин видел в уменьшении военного контингента армии в мирное время, с сохранением возможности увеличить его в случае войны. Помог бы в этом случае обученный запас.

Для реформирования военно-окружной системы Российской империи и решения вышепоставленных задач министр Милютин предложил несколько задач, озаглавив их как «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». Предложения должны были помочь преобразовать армию.

Организационные изменения

Реформирование территориального управления войсками заняло период с 1862 по 1864 год.

Необходима была реорганизация армейских резервов. Это помогало сократить трату денег на содержание военного контингента, редко участвовавшего в воинской службе.

Далее возникла необходимость доукомплектовать действующие воинские части войсками из запаса. Они должны были быть освобождены от подготовки рекрутов в военное время.

Обучением возложили на запасные войска, в мирное время не состоящие на воинской службе. Например, когда идет война, запасные войска отправляются на фронт, а в мирное время они же обеспечивают обучение новобранцев.

Чтобы в короткие сроки восполнить потери боевых частей, действующие войска начали пополняться новобранцами, а не формировать из них новые боевые единицы.

Также Милютин предложил поделить территорию Российской империи на 15 военных округов. Во главе каждого округа назначали двух командующих. Первый для выполнения надзора за действующими войсками в своем округе. На второго командующего возлагались снабженческие функции. Управление военными округами возлагалось на штаб окружного управления. В него входило общее командование и управление артиллерией, госпитальное, инженерное и общее командование.

Реорганизация коснулась и Военного министерства. Министр получал больше полномочий, ему стали подчиняться все сферы управления армией. Аппарат министерства сократился на 1000 человек, а канцелярская переписка снизилась в половину. В министерстве организовали Главный штаб. Он отвечал за решение всех вопросов, связанных с руководством военно-сухопутными силами Империи.

Технологические нововведения

Еще одной проблемой стало устаревшее стрелковое оружие. Гладкоствольные капсюльные ружья образца 1845 года, они заряжались с передней части и сильно проигрывали английским и французским заряжающимся с задней части.

В 1856 году была сконструирована капсюльная винтовка, заряжающаяся с дула. Таким оружием к 1865 году снабдили 100% солдат.

Совершенствовалось и оружие для пехоты. В 1868 году появляется винтовка Бердана, а через два года ее модифицируют. Уже в 1877–1878 годов, во время русско-турецкой войны, армия была оснащена нарезными винтовками малого калибра. Преимущество их заключалось в небольшом весе и дальности стрельбы.

В 1870 году армия получает скорострельные картечницы Гатлинга и картечницы Барановского, Скорострельностью такого орудия составляла 200 выстрелов в минуту.

За все время реформы, количество артиллерийских батарей возросло с 130 до 300, а количество орудий с 1100 до 2500, при условии, что в резерве имелось 800 орудий.

Реформа военного образования

Одной из идей Д. А. Милютина стало воспитание из офицеров, образованных и всесторонне развитых людей.

До реформы образование они получали дома или в гимназии, а обучение военному искусству проходило уже на военной службе. С 1863 года среднее образование предоставлялось выпускникам военной гимназии. Из старых кадетских корпусов выделили старшие классы и сформировали училища. Обучение длилось два года. Из младших классов сформировали шестилетние гимназии, в них велась подготовка к училищу.

Для лиц, не имеющих среднего образования, в 1864 года были организованы юнкерские училища. Они также вели кадровую подготовку офицерского состава.

В 1867 году открывается Военно-юридическая академия. Солдаты начинают обучать грамоте, в полках и ротах открываются библиотеки.

В результате, с 1868 года получить звание офицера за выслугу лет стало невозможно. Теперь необходимо было окончить курс военного училища или стать юнкером.

Для развития военного образования основано Главное управление военно-учебных заведений с педагогическим комитетом во главе. Также велась активная разработка пособий для обучения в училищах и академиях.

В 1863 году созданы для «ученых» родов войск Михайловская артиллерийская академия и Николаевская инженерная академия. Их создание обусловлено вниманием военного руководства к специфическим войскам, требующим специальное изучение.

Методы обучения также претерпели изменения. Телесные наказания больше не применялись в армии, офицерам стала присуща дисциплина и профессионализм в военном деле, благодаря новым методам воспитания и обучения. Для офицеров понятие образования стало неотъемлемым.

Введение новой униформы

По указу Александра II началось внедрение новой униформы. В первую очередь ей вернули удобство. Убрали громоздкие и неудобные шапки, узкие лосины и мундиры, создававшие дискомфорт в боевых условиях. Серый и синий оттенки формы могла спасти солдату жизнь, обеспечив тактическое преимущество на поле боя.

Военная форма стала похожа на одежду крестьян. Широкий покрой давал возможность надевать теплое белье, что имело большую важность для солдат в холодные периоды. К тому же, пошив такой формы значительно сокращал расходы. В обиход пришли шинели с отложным воротником, закрывающим уши, сверху надевался теплый башлык.

Каски остались только у гвардейцев. Ранцы и сумки стали легче, ширину ремней для их носки уменьшили. Ходить на дальние расстояния в таком обмундировании стало гораздо проще, армия становилась мобильнее.

Ход реформы

В ходе проведения реформы изменился общий срок воинской службы. Сухопутные войска теперь служили в общей сложности 15 лет (6 лет в армии и 9 в запасе), морские — 10 (аналогично 7 лет и 3 года). При наличии начального образования, срок уменьшался до 4 лет, а если высшее до полугода. Освобождались от призыва единственные сыновья в семье или тот новобранец, чей старший брат уже был призван или вернулся со службы.

В начале 1870 года создается «Устав о всесословной воинской повинности». Его появление означало упразднение рекрутчины. Все мужчины, достигшее 21 года, независимо от сословия, подлежали воинскому призыву. Часть зачислялась с последующим переводом в запас и в ополчение, а другая — сразу в ополчение.

Все это обеспечивало постоянный резерв армии в мирное время, а в случае войны позволяло развернуть массовую мобилизацию.

От воинской повинности освободили духовенство, Северный Кавказ, жители Средней Азии, Крайнего Севера и Сибири.

Милютиным в войсках введена физическая подготовка, реформирована боевая подготовка. Теперь важное внимание уделялось практической стороне дела, в первую очередь стрельбам.

В 1870–1871 гг. прошла реорганизация госпиталей, службы снабжения. Улучшились питание солдат и офицеров, бытовые условия

Результаты реформы

Внедрить задуманное быстро не удалось. Все нововведения дали о себе знать ближе 1864 году, спустя два года, после их начала. Общие итоги реформы можно резюмировать так:

  • численности армии снизилась почти на половину;
  • в юнкерские училища принимали учеников независимо от сословия;
  • основан Главный штаб императорской армии;
  • отменены практически все телесные наказания;
  • все виды войск перевооружены современными эффективным оружием;
  • на смену рекрутскому набору пришла воинская обязанность.

Военная реформа 1874 года стала последней Великой реформой. Милютин убедил Александра II улучшить положение солдат. Модернизация облегчила воинские тяготы крестьянства и помогли повышению народной грамотности. Российская армия начала соответствовать требованиям нового времени. К 1870-х году по боеспособности она не уступала армиям европейских стран, что подтверждается победой в русско-турецкой войне.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!