06.07.2024
#История России
42

Западники и славянофилы: сходства, различия, причины конфликта

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Факторы, приведшие к появлению славянофильства
  2. Отличия двух направлений
  3. Истоки появления общественных течений
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Факторы, приведшие к появлению славянофильства

В современной истории принято считать, что разделение общественных взглядов было вызвано Петром Первым, так как реформаторская деятельность поставила народ перед выбором дальнейшего пути развития Российского государства. Правитель, пытавшийся во время своего правления модернизировать государство, привнес на родную землю множество новых идей, характерных только для общества стран западного зарубежья.    

К основным факторам, приведшим к возникновению славянофилов в России относятся:

  1. Реформаторскую деятельность Петра Первого.
  2. Православные и религиозные ценности народа.
  3. Разногласия в вопросе дальнейшего развития Российского государства.
  4. Понятие «Москва – третий Рим».

Первые споры касательно дальнейшего развития Российского государства начали возникать в пятнадцатом веке. Они возникали на фоне разногласий в религии и моральных ценностях общественности. На закате 1453 года Константинополь – главный православный и морально-духовный центр государства, был оккупирован турками, в связи с чем авторитет патриарха ослаблялся, и мнение касательно того, что Византийские священники утратили свою былую праведность, только усиливалось.

 В западной истории эти события уже прошли, поэтому Москве было необходимо отгородиться от вмешательства этих стран в область церковного вопроса. Запад оказал бы негативное влияние на Россию, что привело бы к утрате идентичности и не позволило выйти на собственный путь развития.

Последующее осознание факта необходимости собственного, не зависимого от Европы пути, произошло в шестнадцатом веке. Тогда появился знаменитый тезис – «Москва – третий Рим», что означало лишь то, что Россия может диктовать собственную схему развития, основополагающей составляющей которой является сбор российских земель и недопущение отрицательного влияния католической церкви.

 Реформы, проведенные на рассвете восемнадцатого века, были недопоняты большой частью населения России. Многие люди не считали принимаемые правителем меры нужными и разумными. Ходили разговоры о том, что царь был подменен в ходе своего визита в Европу.

Реформы Петра Первого раскололи государство на две части, первая из которых представляла славянофильство, а вторая – западничество, чем и были созданы предпосылки к появлению двух этих понятий.

Отличия двух направлений

Разногласия в выборе дальнейшего развития государства. Страны запада – идеал процветания для представителей западнического направления, а для оппонентов – пример утраты идентичности и генератор отрицательных мыслей. Поэтому последние и настаивали на собственном пути развития России.

Западники – приверженцы либеральных идей о полной свободе личности, славянофилы – поддерживали идею того, что государство – приоритет, а человек обязан служить общей государственной идее.

Свобода источников информации. Славянофилы считали, что цензура – нормальная вещь, когда это касается вопроса государственных интересов, в то время как западники являлись приверженцами полной свободы слова и мнения.

Религия – основа для славянофилов, ведь православие – основополагающая составляющая Российского государства, которое имеет свои православные ценности. Они считали недопустимым перенимание западного опыта, ведь Европа нарушила все каноны православия. Для оппонентов моральные и церковные ценности не были чем-то особенным, поэтому они регулярно высказывали мнение о свободе вероисповедания.

Истоки появления общественных течений

И западники, и славянофилы возникли в один временной промежуток, и факторами появления стали одни причины. Углубление к источникам раскола общества позволяет наиболее точно понять мышление обеих сторон.

Истоки западничества

Основной исток – вышеперечисленные реформы Петра Первого, но существует еще несколько факторов, которые причисляются к истокам возникновения западничества:

  1. Идеи Просвещения. В Восемнадцатом веке выдающиеся мыслители Европейских государств регулярно высказывали свое мнение о равности всех слоев населения, распространении образовательных программ и ограничении власти монархизма.
  2. Открытие западной части Европы. Когда народ Российского государства на протяжении двух веков, с 16 по 18, открывал новые земли, сразу прослеживалась разница между восточными и западными частями. У людей возникал вопрос – почему эти области значительно отстают в развитии, с чем это связано. Под влияние Европы попал и Петр Первый, который после очередного визита в страны запада начал создавать реформы на их примере. Было даже создано целое тайное общество, в состав которого входили дворяне, обсуждающие его реформаторскую деятельность.

Западничество и славянофильство стали основными системами взглядов на дальнейший путь развития России. Они появились в сороковых годах девятнадцатого века. 

Знаменитый в России того времени писатель Радищев считается одним из первых представителей западников. В своих высказываниях он регулярно высмеивал политическое и экономическое отставание Российского государства, прямым текстом объясняя, что это не новый путь – а полное отсутствие развития. 

Также с критикой Российского общества выступали Чаадаев, Соловьев, Тургенев и многие другие. Западникам жилось намного труднее, чем славянофилам, т.к. самодержавие не любило слушать критику в свой адрес. Поэтому многие представители западнических политических взглядов были вынуждены покинуть территорию государства.

Истоки славянофильства

Славянофильство имеет те же самые истоки, что и западничество – ведь оппозиция появилась на фоне одних событий в один временной промежуток. К предпосылкам этого направления относятся:

  1. Религиозные ценности. Первые споры между представителями двух направлений возникали на фоне церковной темы. В 1587 году открылся Патриархат на территории Москвы, который и стал живым доказательством необходимости имения собственного пути развития для государства.
  2. Тезис «Москва – третий Рим». Славянофилы были убеждены, что государство Российское имеет полное право диктовать свой путь развития и не зависеть от стран запада. В основе модели стояла защита русских земель от негативного влияния Европы.

Реформаторская деятельность Петра Первого стала последней каплей для раскола российского общества, взгляды которого разделились на две противоположные части.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту