Рады, что вам понравилась статья 😊
Креационизм (от лат. creare — творить) — теория, согласно которой весь мир создан сверхсуществом или божеством. Концепция креационизма зародилась вместе с появлением религии, но сам термин появился только во второй половине XIX века.
Идея божественного или сверхъестественного творения мира — одна первых попыток человека объяснить мироздание и жизнь.
Наиболее популярна версия сотворения человека и мира богом. Она имеет аналоги во многих религиях, наиболее распространено библейское описание. Схожестью в вероучениях стараются подтвердить правдоподобность версии, также частично креационисты претендуют на научность своих теорий.
К креационизму относят также взгляды, согласно которым сложные черты строения и поведения организмов невозможно объяснить естественными процессами, поэтому они требуют вмешательства сверхъестественного автора «разумного замысла».
Часть приверженцев божественного творения отрицают теорию эволюции. Они считают, что живые существа и неживые формы были созданы в завершенном виде. Но есть направления креационизма, пытающиеся найти точки соприкосновения с наукой. Таким образом креационизм представляет собой совокупность идей — от полностью философских и богословских до претендующих на научность.
Креационизм — это верование в то, что Вселенная, Земля и все живые существа были созданы сверхъестественным существом или существами. Это мировоззрение противопоставляется научным теориям, таким как теория эволюции. История креационизма охватывает множество культур и религий, начиная с древних времен и продолжаясь до наших дней.
1. Древние времена Идеи креационизма можно проследить до древних цивилизаций. Мифы и легенды о создании мира присутствуют в религиозных текстах и культурных преданиях многих народов. В средние века креационистские взгляды были доминирующими в европейской и исламской философии. Христианство, ислам и иудаизм имели свои собственные версии креации, основанные на священных писаниях. С развитием науки в XVII–XVIII веках появились альтернативные взгляды на происхождение мира и жизни, что привело к началу дебатов между креационизмом и наукой. 4. XIX век Публикация книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году вызвала значительные изменения в восприятии происхождения жизни. 5. XX век В XX веке креационизм продолжал развиваться и адаптироваться к новым научным открытиям. 6. Современность В XXI веке креационизм остается важной частью религиозных убеждений многих людей, несмотря на широкое принятие эволюционной теории в научном сообществе. История креационизма — это длинный и сложный путь, включающий взаимодействие религиозных, философских и научных взглядов. Вопреки научным открытиям, креационизм продолжает быть значимой частью мировоззрения многих людей и играет важную роль в культурных и образовательных дебатах по всему миру. Креационистские представления широко распространены в мифологии и религии различных культур и эпох, отражая веру в сверхъестественное создание мира и жизни. Эти представления можно найти в древних мифах, религиозных текстах и философских учениях. В древнеегипетской мифологии создание мира связывается с богом солнца Ра, который родился из первобытного океана Нуна и создал все живое своим словом и светом. Египтяне также верили, что фараоны, как представители богов на земле, играли ключевую роль в поддержании космического порядка и гармонии. Месопотамские мифы также содержат креационистские элементы. Вавилонский эпос «Энума Элиш» описывает создание мира богом Мардуком, который победил хаос и сформировал землю и небо из тела побежденного чудовища Тиамат. Люди были созданы из крови побежденного бога Кингу, чтобы служить богам. В древнегреческой мифологии мифы о создании мира и людей связаны с богами Олимпа. По Гесиоду, мир был создан из Хаоса, за которым последовали Гея (Земля), Тартар (Подземный мир) и Эрос (Любовь). Люди были созданы Прометеем, который также дал им огонь, украденный у богов. Индийская мифология, представленная в Ведах и Пуран, описывает создание мира богами Брахмой, Вишну и Шивой. Брахма, бог-творец, создал вселенную из собственного тела, а Вишну поддерживает ее существование, тогда как Шива отвечает за разрушение и обновление. В китайской мифологии мифы о создании мира связаны с Паньгу, который, по легенде, появился из гигантского яйца и разделил его на землю и небо. После своей смерти его тело превратилось в различные элементы природы, а люди возникли из паразитов, живших на его теле. Авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам — имеют свои версии креационизма. В иудаизме и христианстве Библия описывает создание мира Богом за шесть дней. Бог создал свет, небо, землю, растения, животных и, наконец, человека по своему образу и подобию. В Коране, священной книге ислама, также описывается создание мира и людей Аллахом, который создал человека из глины и вдохнул в него душу. В мифологиях и религиях коренных народов также присутствуют креационистские представления. Например, в мифах коренных американцев мир и люди часто создавались божественными сущностями или героями, которые использовали свою силу и мудрость для формирования природного порядка. Креационистские представления в мифологии и религии отражают глубокие философские и духовные поиски смысла жизни и природы мироздания. Они служат фундаментом для культурных и религиозных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Концепция креационизма в биологии появилась в конце XVIII — начале XIX века. Шведский естествоиспытатель и таксономист Карл Линней считал, что на Земле существует такое количество видов, которое появилось в результате сотворения мира. Британский геолог Чарлз Лайель придерживался взглядов о многократном творении живых существ. Французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк не признавал изменчивость организмов, допуская лишь незначительные изменения. В XIX эти и другие подобные теории были опровергнуты как ненаучные. Современный креационизм пытается примирить науку с религиозными верованиями. Приверженцы соединяют представления об эволюции с пониманием Бога как первоисточника и цели эволюции. Французский теолог и биолог Пьер Тейяр де Шарден утверждал, что Бог создал Вселенную и запустил процесс эволюции, высшей стадией которой будет ноосфера — сфера разума. В 1960-ых годах в США появился научный креационизм. Приверженцы настаивали, что существуют естественнонаучные подтверждения библейским сведениям. Движение настолько развилось, что последователи стали добиваться того, чтобы креационистские идеи стали школьным предметом. В современные дни организации, продвигающие креационизм, существуют во многих странах мира. Взгляды разных групп креационистов могут различаться между собой. Одни, так называемые младоземельные креационисты, настаивают на буквальном понимании библейской версии о создании мира. По их взглядам, Земля появилась несколько тысяч лет назад. Другие креационисты признают метафоричность и символизм Библии. По их версии, дни творения не должны пониматься буквально, потому что обозначают просто этап творения, а не краткий промежуток времени. Сторонники «староземельного креационизма» признают возраст Земли, по данным науки, но при этом отрицают многие другие научные утверждения. С развитием учения Дарвина в 60-ых годах XIX креационизм уступает первенство научным теориям и остается в религиозных и философских доктринах. В это же время креационисты попытались примириться с теорией эволюции, но оставались верны своим основным постулатам. Например, они признавали происхождение человека от общего с обезьяной предка, но считали, что появление сознания и души является божественным актом. Так на стыке примирения креационизма с дарвинизмом появился так называемый теистический эволюционизм. Другие креационисты стали заявлять о научных подтверждениях божественного творения, а саму науку — приравнивать к религии. В частности, они утверждали, что теория эволюции является лишь одной из версий существования мира. По их словам, она «всего лишь теория» и не имеет фактического подтверждения, а ученые признают ее на веру, подобно религиозной концепции. Такие утверждения креационистов вызывают научную критику. Концепции креационизма, даже утверждающие о научности, отвергаются большинством ученых как ненаучные. Креационизм не является научной теорией. Это следует из критерия научности К. Поппера, согласно которому, научная теория может быть экспериментально подтверждена или опровергнута. Таким образом, креационизм является религиозной верой и метафизическим учением, потому что оперирует непроверяемыми концептами (например, Бог). Те же утверждения, которые можно было проверить, оказались ложными. Распространенной среди креационистов идеей является утверждение об отсутствии переходных форм между человеком и обезьяноподобным предком. Понятие о недостающем звене возникло во времена, когда не было достаточно накоплено археологического и палеонтологического материала. Но с течением времени собирались знания по всем этапам эволюции человека. Современная антропология располагает достаточным описанием представителей ранних австралопитеков. Появляются сообщения о новых находках неизвестных гоминидов. Также опровергаются представления, касающиеся возраста Земли и Вселенной. Они используют недостоверные или устаревшие данные, выводы по одной области рассмотрения переносят на другие и совокупность данных в целом. В отличие от креационистских идей используемые в геологии радионуклидные методы дают абсолютные датировки, которые основаны на радиоактивном распаде. Также современное состояние Земли невозможно объяснить Всемирным потопом. Креационисты не учитывают принципы отложения осадочных пород, разную глубину залегания палеонтологических останков и т. д. Критике подвергается не только представление о божественном творении мира, но и другой постулат креационизма – разумный замысел. Биологи доказали, что существа, которых считают творениями Высшего Разума, могли возникнуть естественным образом,без вмешательства сверхъестественной силы. Также они показали, как сложные биохимические и физиологические процессы, например работа иммунитета, могли возникнуть путем усложнения простых систем. В ходе эволюционного развития такие системы могут вырабатывать новые функции. К креационизму нередко обращаются, когда сталкиваются с сложными моментами, которым на данный момент не могут найти достоверного объяснения. Креационисты смело решают их, ссылаясь на разумный замысел и участие божества. Но это не является полноценным аргументом. При этом креационисты не могут дать ответа о причинах возникновения мира и самого Творца или другого сверхестественного существа.
2. Средневековье
3. Новое время
Креационистские представления в мифологии и религии
Креационизм в биологии
Современный креационизм
Креационизм в последарвиновский период
Критика
Методологическая ненаучность
Критика креационистских концепций