Рады, что вам понравилась статья 😊
В данной статье разберемся с определением и значением естествознания. Ученикам в рамках начальной школы России выдается общий предмет – окружающий мир. В средней школе он делится на историю, биологию, географию, а за тем физику и химию. Почти все эти дисциплины являются частью одного большого научного раздела – естествознание. Подробнее определим структуру и значение данной науки.
Определение: Естествознание – совокупность теоретических и практических знаний о природе. Дословный перевод можно получить разбором слова на два корня: «естество» – природа и «знание».
Человек не сразу разделял науку на узкие специализированные дисциплины. Можно отметить, что «естествознание» зародилось уже 3 000 лет назад. Первыми методами сбора научной информации были рутинные дела: сбор ресурсов, охота на животных, земледелие и рыбалка. Постепенно, с развитием человечества, важность накопления и систематизации знания росла.
Рождается философия, которая помогает человеку ответить на вопросы смысла и существования. Многих знаменитых философов относят к эпохе Древней Греции.
Рождается чисто теоретическая физика в трудах Аристотеля. Экспериментальной методики тогда не была. Аристотель полагался только на собственные гипотезы и теории предыдущих мыслителей.
Со временем знания накапливаются, а новые экспериментальные методы познания придумываются и используются. Перед человеком появляется огромная сеть научных знаний, которые необходимо систематизировать. И первым этапом систематизации будет выделение отдельной дисциплины – естествознания.
Отдельно выделим функции естествознания:
Естествознание становится основой для развития новых областей: сельского хозяйства, промышленности и культуры. Биологические аспекты данной науки находит отражение в медицине и фармакологии. В культуре естествознание отражается в виде культуроведения, этики и философии. Необходимо четко определить структуру естествознания.
Все элементы естествознания взаимосвязаны и выстроены по иерархии. Каждая последующая дисциплина становится более сложной и необычной. Перечислим науки, начиная с самой основной и дадим им характеристики.
В естествознании есть два противоположных процесса:
Таким образом, естествознание занимается рассмотрением абсолютного любого процесса или предмета в жизни человека. И дальнейшее развитие человечества будет сопровождаться формированием естественнонаучных познаний.
Естествознание занимается рассмотрением процесса или явления с точки зрения нескольких наук. Таким образом, получается применить широкий спектр законов и выявить целостное представление процесса или явления. Важно в конце подводить общие черты и значение предмета естествознания.
Все методы естествознания совпадают с методиками научных исследований. Поэтому также поделим их на две группы: теоретические и эмпирические.
Среди теоретических методик выделяют: индукцию, дедукцию, аксиоматический метод, анализ и синтез. Рассмотрим более подробно.
Среди эмпирических методов принято выделять: наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью.
Определим значение естествознания в жизни человека.
Естествознание применяет комплексный подход в рассмотрении предметов и объектов исследования. Это позволяет получить целостное представление их природы. Необходимо отличать предмет и объект исследования.
Определение: Объект исследования – конкретная существенная материальная часть мира. Например, человек или организм человека.
Определение: Предмет исследования – процесс, закономерность или явление, связанные с объектом исследования. Например, иммунный ответ человеческого организма.
Человечество использует естественнонаучные познания для формирования отраслей деятельности. Так появляются культура, промышленность, сельское хозяйство. Естествознание позволяет выявлять новые методики использования и переработки ресурсов, разрабатывать новые передовые технологии, автоматизировать трудоемкие и рутинные процессы.
Естествознание продвигает передовые отрасли: космонавтику, ракетостроение, нанотехнологию, медицину.
В теоретическом плане естествознание продвигает области образования и научных исследований. Принимает во внимание методики представления знаний и помогает сформировать подход по их преподаванию. Разрабатывает новые способы получения знаний и систематизирует их.