Сущность межгрупповых конфликтов
При анализе понятия межгрупповых конфликтов выделяют такой базовый элемент, как участие в столкновении мнений, интересов социальных групп. Они различаются по количеству и статусу. Включаются социальные объединения, трудовые коллективы в борьбу по разным поводам, например, за раздел сфер влияния, обладание ограниченными по объему ресурсами и т.д.
Межгрупповыми считаются конфликты, как формальных утвердившихся в обществе объединений, так и неформальных союзов. Начинаются спорные моменты в некоторых ситуациях со столкновения отдельных личностей, выражающих коллективное недовольство.
Различные проблемы, возникающие в коллективах, обусловливают форму конфронтации между группами:
- Соперничество. Действия вступивших в конфликтную ситуацию групп направлены на обладание одинаковыми благами, что приводит к обострению противоречий.
- Прямое столкновение (конфронтация). Проявляется в стремлении нанесения противостоящей организации урона, ослабляющего ее позиции.
- Господство. Целью становится получение значительного преимущества во властных полномочиях, владении ресурсами и т. п. над противоборствующей командой.
Причины межгрупповых конфликтов
Исследователи выделяют несколько факторов, приводящих к конфронтации между коллективами, группами, объединениями:
- Распределение ресурсов. При получении одним коллективом меньших благ по сравнению с другим возникает недопонимание и недовольство.
- Взаимозависимость задач. На крупных предприятиях производительность отдельных цехов находится в прямой зависимости от выполнения планов другими разделами. При сбоях в поставках, проведении ремонта снижается уровень дохода, что вызывает разногласия и даже прямую вражду.
- Различие в целевой установке. Несколько специализированных разделов одной организации не всегда способны выработать единую линию по развитию производства. Например, отдел сбыта, ориентируясь на рыночные изменения, заинтересован во внедрении новой продукции, а производственным подразделениям выгоднее работать на имеющихся линиях, не вкладывая средства в модернизацию.
- Неудовлетворительные коммуникации. Вспышки разногласий, приводящие к межгрупповой конфронтации, иногда случаются по причине получения людьми недостоверной или неполной информации о создавшейся обстановке.
Последствия межгрупповых конфликтов
Выделяют два типа конфликтных проявлений. В зависимости от их протекания и завершения констатируют результат.
- Функциональные или конструктивные межгрупповые конфликты. Они заканчиваются принятием удовлетворяющих обе стороны решений, способствующих дальнейшему положительному развитию взаимоотношений.
Последствия таких разногласий:
- члены групп в итоге не считают себя ущемленными, так как причастны к мирному взаимовыгодному завершению конфликта;
- согласованное и устраивающее обе стороны решение быстрее находит практическое воплощение;
- противоборствующие союзы приобретают навыки разрешения спорных проблем посредством применения приемов сотрудничества и взаимопонимания;
- внутри организации устанавливается благоприятный микроклимат, основанный не на страхе и беспрекословном подчинении приказам, а на конструктивном диалоге и соблюдении дисциплины.
Для людей становится полезным понимание того факта, что не всякий спор приводит к вражде. При правильной расстановке акцентов удается быстро разобраться в причине разногласий и выработать пути их разрешения без ущерба для производства
2. Дисфункциональные (деструктивные) конфликты. Быстро разрастающиеся враждебные противоборства не позволяют участникам взаимодействовать, что затрудняет принятие решений.
Последствия таких разборок:
- формирование конкурентных межгрупповых взаимоотношений, приводящих к снижению производительности;
- отсутствие желания переходить к конструктивному диалогу, доброжелательным отношениям, сотрудничеству;
- представление о противоборствующей стороне, как о враждебной группе, оценивание ее позиции и действий, как неправильных и отрицательных;
- провозглашение каждым включенным в деструктивный конфликт объединением своей правоты и исключительности;
- прекращение или ограничение взаимодействия и общения с противостоящей командой;
- восприятие каждого промаха противника с чувством превосходства и ликования;
- формирование убеждения о важности достижения в конфликтной ситуации победы любой ценой без рассматривания взаимовыгодного решения, позволяющего прекратить противоборство;
- создающее помехи в работе, снижающее производительность чувство неудовлетворенности, раздражения, обиды.
Пути разрешения межгрупповых конфликтов
Завершающая стадия конфликтного противоборства зависит от масштаба проблемы, вызвавшей враждебность и от настроя втянутых в разборки людей.
Выделяют следующие стили поведения, которые становятся базой при поиске путей разрешения межгрупповых конфликтов:
- Избегание. Тактику уклонения избирают конфликтующие группы (или одна из сторон) с целью снижения напряженности. Чаще причиной служит нежелание пассивных участников отстаивать мнения и интересы, вызывающие споры.
- Аккомодация (приспособление). Выражается в стремлении одной враждебно настроенной стороны принять установки и правила противостоящего альянса.
- Сотрудничество. В этой ситуации конфликтующие команды настроены на взаимодействие. Они включаются в совместный поиск вариантов взаимовыгодного решения. Каждая группа ориентируется на достижение своих целей, но одновременно осознает необходимость компромисса. При избрании способа сотрудничества удается завершить обеим сторонам противоборство с минимальным уроном, сохранив при этом нормальные отношения.
Межгрупповой конфликт возникает в результате недопонимания, получения недостоверной информации, несправедливого распределения благ, различия в целях. Для быстрого конструктивного взаимовыгодного разрешения спорной ситуации нужно выявить причины ее развития, проанализировать взаимоотношения и приоритеты противоборствующих сторон.