04.07.2024
#доклад
#конференция
42

Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. А. Блок

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Исторический контекст  создания
  2. Значение поэмы в творчестве Блока и русской литературе
  3. Сюжет и композиция
  4. Художественные особенности
  5. Символизм и образы
  6. Система персонажей и их характеристика
  7. Политический и философский подтекст
  8. Влияние на литературу

Исторический контекст  создания

Поэма «Двенадцать» написана в начале 1918 года за очень короткий срок, как признался поэт, создана на одном дыхании всего за несколько дней под влиянием двух революций  – Февральской и Октябрьской.

Тема революции поднята А.А. Блоком, когда большевики только что пришли к власти. Еще задолго до этих исторических событий поэт предчувствовал грядущие социальные потрясения мирового масштаба, предвидел их последствия. «Над всей Европою дракон, разинув пасть, томится жаждой… Кто нанесет ему удар?..» – писал он в одной из своих поэм.

«Двенадцать» – следствие мучительных размышлений поэта о судьбе Родины. Блок понимал, что Запад всегда мечтал о слабой, управляемой России, о хаосе. Но пришли к власти большевики и сохранили единую Россию. Вот почему Блок пошел на сотрудничество с новой властью. Иного пути для русского национального поэта не было.

Значение поэмы в творчестве Блока и русской литературе

Для многих представителей серебряного века  революция стала кровавой трагедией. И вот вышла поэма Блока «Двенадцать». Она не была похожа ни на что им созданное ранее и произвела на современников двойственное впечатление.

Многие отвернулись от Блока, т.к. не разделяли восторгов по поводу очистительной революционной стихии. Критиковали его такие известные поэты, как Иван Бунин, Николай Гумилев, Анна Ахматова.

Сторонники большевистской власти тоже отнеслись к поэме настороженно. Их смущал финал произведения с Христом. 

Всякая революция – бунт сатаны против Бога. А в поэме Блока лицо эпохи и внутренний мир его «двенадцати разбойников» обозначила «свобода… без креста».

Блок сам некоторое время пребывал в состоянии эйфории. Он считал, что это самое значительное, что создано им за всю жизнь.

Поэма имела огромный успех. Через три года она вышла отдельной книгой. Цитаты из неё брали на агитационные плакаты. Еще при жизни автора поэма была переведена на несколько языков. Даже сегодня произведение вызывает оживленные споры.

Поэма «Двенадцать» стала вершиной поэтического творчества А.А. Блока и является шедевром русской литературы начала XX века.

Поэма Александра Блока имеет особое значение для последующих поколений. Именно с неё начинается советская литература.

А.А. Блок своей поэмой подытожил серебряный век русской поэзии, которая вобрала  важнейшие темы и традиции пушкинского золотого века.

Сюжет и композиция

Сюжет произведения двойной – внешний (житейский) и внутренний. Сначала читатель видит  картину петроградских улиц, слышит говор случайных прохожих. Затем становится свидетелем убийства возлюбленной красноармейца Петрухи, слышит большевистские лозунги. Далее видит бродячего пса, который везде таскается за патрульными. Пес символизирует старый мир, уже отживший свое. Затем сюжетная линия ломается, перед строем блюстителей порядка возникает  фигура Христа с красным флагом.

Поэма состоит из двенадцати глав. Убийство Катьки стало  кульминацией произведения. Однако во время великих исторических перемен страдания героев оказываются лишь неуместной песчинкой в буре страстей.

В поэме сталкиваются старый мир, нарисованный в образах буржуя, голодного пса, и новый, представителями которого являются 12 красногвардейцев. Но идея произведения не ограничивается изображением конфликта старого и нового миров. Конфликт поэмы глубже. Бандитам-красноармейцам, идущим «без имени святого», никого не жаль. Они готовы, не раздумывая, проливать кровь.

Финал поэмы – самый неожиданный для читателей. Почему Христос? Споры не утихают уже более ста лет.

Художественные особенности

Поэт нарисовал реальные картины родного города, к тому же вложил в события символический смысл. Он воспринимает революцию как «мировой пожар». 

Двенадцать красноармейцев патрулируют улицы Петрограда, одновременно они олицетворяют апостолов нового мира. 

Поэт рисует красногвардейцев во всей красе: «На спину б надо бубновый туз». Двенадцать  страшны в своей ненависти к верхам. Но у них важная миссия: они вестники нового мира. Автор ведет своих героев через двенадцать глав из старого мира к новой жизни.

Но идут они «без имени святого» – вот что волнует Блока. Главный враг их не пес голодный. Их беспокоит другой – кто машет красным флагом впереди. Отсутствие Бога в душах не позволяет им увидеть присутствие Христа. Они стреляют в него. Но разве возможно истребить в себе совесть, человечность, любовь, человеколюбие?

За блоковским Христом скрывается длительная, мучительная история нравственно-этических исканий русской интеллигенции.

В эпической поэме созданы реальные картины жизни Петрограда спустя два месяца после залпа Авроры. Картины-главки, как калейдоскоп, сменяют одна другую и образуют масштабную панораму. 

Одна глава напоминает нам городской романс, другая – поэтическую декламацию. Тут есть революционные лозунги, звучат песенно-частушечные ритмы, несколько раз повторяется звукоподражание выстрелу. Все вместе сливается в неподражаемую музыку революции.

Для создания образной системы произведения поэт использовал основные три цвета: черная ночь, белый снег, пурпурно-красный флаг и кровь на снегу. Полутонов нет, все предельно четко.

Нужно отметить такие художественные особенности:

  • необычная композиция;
  • обилие ярких символов;
  • цветовая гамма;
  • музыка революции. 

Поэма «Двенадцать» – вершина поэтического мастерства Блока. Недаром она читалась,  перечитывалась, рождала споры.

Символизм и образы

У поэта что не жизненное явление, то символ, выражающий какую-либо идею. Так черный вечер, снежный Петроград с разгулявшимся ветром несут великие перемены. Ветер символизирует неведомую силу, что сносит все на своем пути, белый снег – новую жизнь, очищение от всего ненужного, что мешает великим преобразованиям.

Символизм и образы

Фото: Kandinsky 3.1

Мы видим старушку, интеллигента, попа, барыню, бродягу, буржуя, слышим обрывки их фраз. С помощью ряда образов поэт раскрыл отношение к революции разных слоев общества.

Контрастны действия, чувства героев, которые переходят от любви к ненависти, от убийства к отчаянию. Петруха страдает, но услышав оправдание совершенному преступлению – «нынешнее время» все спишет – готов на новые грабежи.

Поэма строится на антитезе, контрастах цвета, действий героев. Темп и мелодия стиха тоже контрастируют. Буря революции дарит новые идеи, жизнь, несовместимую со старыми взглядами.

Но революция несет страдания, проливается кровь невинных людей. Автор говорит об этом открыто. Красный часто мелькает в толпе. Это цвет крови ненужных жертв.

Белый, красный, черный – в реальной жизни для поэта-символиста нет полутонов. Черная ночь, черная злоба контрастируют с белым снегом, розами венца Христа, с большевистским  флагом. Через кровь народа от черного прошлого должны прийти к светлому будущему. Но однозначной трактовки символов нет, каждое время воспринимает события по-своему.

Ночной патруль состоит из 12 человек. Но образы красногвардейцев никак не охарактеризованы. Мы не знаем их имен, возраста, не видим их портретов, не можем узнать, что привело героев к большевикам. Главное – символическое число 12.

Двенадцать гвардейцев «идут державным шагом…» – они хозяева жизни, вершители судеб.  За ними ковыляет «пес голодный» – старая жизнь так легко не отпускает. А в душах красногвардейцев сумятица и страх – им везде чудится враг. 

Появление Христа «в белом венчике из роз» было воспринято неоднозначно. Блок услышал много критики именно из-за образа Христа. Объяснение светлому образу не дал и он сам.

Появление Христа «в белом венчике из роз»

Фото: Kandinsky 3.1

Система персонажей и их характеристика

В поэме не так много героев, каждый из них нарисован четко, лаконично. Одна группа персонажей – представители старого мира, другая – будущего.

Самый яркий, убедительный образ – двенадцать красногвардейцев. Это бывшие солдаты, скорее, каторжники, которых выпустили на волю и дали оружие. Образы обезличены, нет ни имен, ни индивидуальных особенностей каждого. Они олицетворяют силу, ярость, ими движет ненависть к угнетателям, поэтому легко убивают, грабят, упиваются властью,  безнаказанностью. Это преступная масса, лишенная разума. Но именно они должны привести страну к новой жизни.

Петруха – единственный из двенадцати, кто наделен именем, переживаниями. Он  страдает, еще не привык убивать, не совсем потерял Бога. Герой не до конца привык к коллективу, но после упреков товарищей быстро подстроился под общее мнение.

Катька – воплощение блудницы, убита за то, что проводила время не с красноармейцем, а с «буржуем Ванькой», предателем-жандармом. Развратнице нет места среди строителей новой жизни, она пережиток прошлого. 

Буржуй на перекрестке, барыня, старуха, которой жаль огромный лоскут, пес паршивый – герои лаконичные, яркие, оказавшиеся на перекрестке жизни, олицетворяют пережиток прошлого.

Полной неожиданностью для читателя стал образ Христа. Ключом к пониманию образа служит фраза «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». Иисус ведь тоже пошел против старого мира. Он предводитель мучеников за судьбу человечества. 

Нельзя не заметить образ рассказчика, от чьего имени ведется повествование, дается оценка грозным событиям. Чувствуется, что невидимого героя революция освободила от угнетения и креста, отменила  христианские заповеди «не убий», «не укради». «Уж я семечки полущу», «ножичком полосну». 

Но как у поэта-символиста, утонченного лирика, события освещаются со слов такого аморального типа? Однако вспомните стихотворение Блока «Фабрика». Поэт уже тогда осознавал свою кровную связь с Россией, предчувствовал неизбежность перемен и тяжелые испытания для Родины.

«В литературоведении нет единого мнения о том, кто же главный герой поэмы. Одни считают, что это стихия революции, другие называют двенадцать красногвардейцев, третьи указывают на повествователя» (Ременик Г. Поэмы Александра Блока, – М., 1959).

Политический и философский подтекст

В «Записках о «Двенадцати» Блок писал, что если кто-то видит в поэме политические стихи, тот  слеп к искусству. «Поэма написана, когда проносящийся революционный циклон производил бурю во всех морях – природы, жизни и искусства» (Блок А. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. – С. 474).

Стихия ветра, мировой пожар охватили вселенную. А стихии, как мы знаем по мифологии, силы творящие. Поэт вслушивается, старается понять дальнейший ход событий.

Чем все закончится, что сотворит стихия ветра вместе с русским бунтом? Что-то новое, порядок, противоположный хаосу бунта, «черной злобе».

Влияние на литературу

Александр Блок является последним поэтом серебряного века. Его поэзия трудна для понимания, но именно Блок сделал модернизм доступным не только узкому кругу лиц, а обычным читателям.

Блок – голос переломного для России времени. Пророческая сила поэмы «Двенадцать» проявилась в том, что в трагических событиях эпохи он расслышал скрытый от современников «державный шаг» холодной, голодной, ограбленной и, казалось, безвозвратно погибшей великой страны. России суждено было в обозримом будущем вновь обрести величие и мощь.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!