19.06.2024
#доклад
#конференция
42

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. История создания стихотворения «Анчар»
  2. Жанр, направление, размер стихотворения
  3. Тема и проблематика произведения
  4. Сюжет и композиция стихотворения
  5. Образы и символы стихотворения
  6. Средства художественной выразительности
  7. Отражение стихотворения в музыке
  8. Подведем итоги

В этой статье мы проанализируем одно из известнейших произведений А. С. Пушкина – стихотворение «Анчар». Разберемся в проблематике произведения, рассмотрим сюжет, композицию и средства художественной выразительности.

История создания стихотворения «Анчар»

Пушкин написал стихотворение «Анчар» в 1828 году, после своей кавказской ссылки и восстания декабристов. Этот период оказал значительное влияние на его творчество, включая и «Анчар».

Некоторые исследователи считают, что стихотворение было написано в ответ на дело, возбужденное против Пушкина за его произведения «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Это дело было связано с политической цензурой и репрессиями в отношении литературной деятельности, особенно в свете растущего недовольства правительственной политикой и подготовки к декабристскому восстанию. «Гаврилиада» была сатирическим произведением, которое вызвало негодование правительства, а «Андре Шенье» рассматривалось как оскорбление в стихах.

Исторический фон, на котором было написано стихотворение «Анчар», связан с общим настроением в обществе, нарастающим духом протеста и сопротивления крепостническому строю. Это было время, когда в России нарастало общественное недовольство и готовился переворот против авторитарного режима. В этой атмосфере Пушкин, находясь на Кавказе, создавал свои произведения.

stihotvorenie

Фото: Midjourney

Замысел стихотворения «Анчар» связан с легендой о ядовитом дереве, которая имеет древние корни и широко распространена в различных культурах. В этой легенде рассказывается о растущем на Яве (по некоторым версиям, на других островах) дереве, известном как «чемерица» или «подсолнух яванский», которое было якобы ядовитым. По легенде, к этому дереву посылали преступников, чтобы те принесли яд вождю племени, как своеобразное испытание верности и доказательство отваги. Легенда была прочитана Пушкиным в заметках доктора Фуше, немецкого естествоиспытателя и исследователя, который описал якобы существующее ядовитое дерево и историю, связанную с ним.

«Анчар» впервые был опубликован в 1832 году в альманахе «Северные цветы». В этом произведении Пушкин поднимает важные для него темы: власть тирании, свобода, сопротивление.

Жанр, направление, размер стихотворения

«Анчар» – лирическое стихотворение, относящееся к жанру баллады, поскольку здесь есть сюжет и тайна. В нем Пушкин размышляет о силе яда и власти, используя образ ядовитого анчара как метафору.

По направлению это романтическое произведение с элементами экзотики и мистицизма, характерными для русского романтизма начала XIX века. По настроению – мрачное, безысходное произведение, проникнутое неотвратимостью гибели и всесилием власти.

Что касается размера, стихотворение написано четырехстопным ямбом, который придает ему характерный ритм и напевность.

Тема и проблематика произведения

Тема и проблематика стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина весьма многогранны и глубоки. Вот основные моменты, которые раскрываются:

  • Центральная тема – размышления о власти, ее опасной притягательной силе и губительном воздействии на человека. Анчар – это метафора тиранической, деспотической власти.
  • Поднимается проблема неизбежной расплаты за злоупотребление властью. Анчар – это смертельный яд, который убивает любого, кто осмелится вкусить его плоды.
  • Затрагивается тема соблазна власти. Пушкин пишет, что, несмотря на явную смертельную опасность, люди тянутся к запретному древу.
  • Развивается мысль о том, что власть развращает человека, делает его жестоким и бездушным палачом, лишенным сострадания.
  • Поэт обличает тиранию, деспотизм, для которого человеческая жизнь ничего не стоит.
  • Присутствует библейский мотив запретного древа познания, вкусив плоды которого, человек познаёт горечь и смерть.

Таким образом, в аллегорической форме Пушкин осмысливает феномен власти, показывая её разрушительную природу и губительное влияние на человеческую душу. Это произведение – глубокое философское размышление о трагедии тирании.

Сюжет и композиция стихотворения

Композиционно стихотворение делится на две части, почти равные друг другу: пять и четыре строфы.

Первая часть посвящена описанию страшного ядовитого дерева, к которому боятся подойти зверь и человек, не подлетают птицы, а ветер и дождь, соприкоснувшись с ним, становятся ядовитыми. Дерево символизирует абсолютное зло и власть над всем живым.

Вторая часть рассказывает о том, как владыка послал своего раба к дереву за ядом. Тот возвратился и принес требуемое, но сам умер у ног своего господина. А владыка напитал ядом стрелы, чтобы убивать своих врагов.

Образы и символы стихотворения

Центральные образы стихотворения – это анчар, раб и владыка.

Анчар предстает перед нами олицетворением зла, которое губит все живое. Он сам по себе – владыка, который дарует жизнь или смерть. В этом же стихотворении мы видим земного царя, который вынужден приобретать власть посредством анчара, взяв у него яд для убийства.

Стихотворение показывает нам власть слабого над сильным, утверждение тирании, когда господин может сделать с рабом все, что угодно. Так владыка посылает слугу добыть яд, при этом оба понимают, что он посылает его на верную смерть.

Господин здесь – собирательный образ тиранов вообще, как и раб – собирательный образ тех людей, которые готовы слепо подчиняться приказам свыше. Автор сочувствует рабу, называет его «бедным», но и осуждает его за то, что безоговорочно подчиняется приказу. И, конечно, автор выступает против монархической тирании, сравнивая ее с ядовитым древом, несущим смерть всему вокруг.

Здесь поэт предстает перед нами не борцом, а разочарованным повествователем, который с горечью наблюдает за несправедливостью мира.

Средства художественной выразительности

Язык Пушкина славится тем, что использует все богатства для того, чтобы как можно точнее передать идею. Из используемых тропов можно отметить следующие:

  • Эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «грозный часовой», «вихорь черный», «песок горючий». 
  • Метафоры: «день гнева», «древо смерти», «жаждущие степи», «послушно в путь потек».
  • Олицетворение: анчар выступает в качестве грозного часового.
  • Оксюмрон: зелень у поэта мертвая, чего быть не может. 
  • Инверсия: «вихорь черный», «зелень мертвая».
  • Антитеза: противопоставление живого и мертвого, раба и господина, свободы и подчинения.
  • Градация при помощи однородных членов: «принес и ослабел, и лёг».

С помощью этих средств Пушкин создает перед взором читателя скудную местность, где растет только одно жуткое ядовитое дерево, отравляющее все вокруг. Мы понимаем, как трудно и страшно было рабу, идущему за ядом и насколько жесток царь, пославший его туда.

Отражение стихотворения в музыке

Лирическая баллада Пушкина произвела глубокое впечатление, как ни удивительно, на композиторов. На слова стихотворения А. Аренским было создано произведение для хора, а Н. А. Римский-Корсаков написал романс с таким же название – «Анчар».

Подведем итоги

Стихотворение «Анчар» – это яркое лирическое произведение, в котором Пушкин показывает нам жестокость абсолютной власти. Он выступает, с одной стороны, против тирании, а, с другой, молча жалеет и осуждает тех, кто вынужден безропотно подчиняться ее власти.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!