Рады, что вам понравилась статья 😊
Николай Степанович Гумилев — российский прозаик, переводчик, путешественник, первооткрыватель акмеизма, драматург, этнографист и меценат. Помимо литературы развивался в африканистике, посещал Африку с целью научных открытий. Подарил большую часть экспонатов для изучения Африки в Русский музей. Участвовал в военных действиях, отличился за героизм. Как автор, вдохновлялся бытом, мог написать шедевр после прогулки по зоопарку, что и случилось с текстом «Жираф». Также источником вдохновения для него служили его ведения, стихотворение «Заблудившийся трамвай было написано после одного из них. Окончив гимназию, поспешил продолжить обучение в Париже, где познакомился с Толстым, Фараковским. Начал издавать журнал «Сириус». В журнале Гумилев печатал первые стихи жены — Анны Ахматовой, репродукции картин друзей-художников, собственные стихи под чужими именами, одним из которых был псевдоним «Грант». Второй поэтический сборник помог Гумилеву стать узнаваемым лириком. Автор великого «Цеха поэтов», породившего акмеизм, противостоял символизму. Организация литераторов печатала понятные тексты, без заумных метафор и скрытых смыслов, не уступающие имеющимся литературным произведениям. Два года Николай Степанович не мог жениться на Ахматовой: путешествия, траур по отцу мешали совершить ответственный шаг. Готовый променять богемный образ жизни на службу идеи, с достоинством прожил жизнь и оставил богатое культурное наследие.
Гумилев — один из наиболее популярных поэтов Серебряного века. Получив гимназическое образование в Кронштадте, мог посвятить жизнь написанию работ зарубежной публике. Но Родина играла для автора особую роль, даже когда та его пугала, причиняла боль. По натуре Николай Степанович – человек с активной гражданской позицией. В период Первой Мировой войны мог отсидеться на чужбине, совесть не позволила оставаться в стороне от военных событий, происходящих на Родине, поэтому автор не только вернулся, но и вступил в элитный кавалерийский корпус, получив два Георгиевских креста за храбрость. В период Русской революции поэт также не смог не выразить гражданскую позицию и не приехать обратно в Россию. Но в этот раз мнение прозаика шло вопреки государству. Свое негативное отношение автор выражал в бесчисленном множестве метафор, заключенных в его произведениях. Одним из таких лирических текстов стало стихотворение «Заблудившийся трамвай». Задумка произведения зародилась у Гумилева по возвращении после праздного вечера домой. Он увидел видение с летающим по небу трамваем. Прецедент заставил поэта через прошлое задуматься о будущем, строки нового произведения появлялись из воздуха, помогая Гумилеву составить стихотворение меньше, чем за час. Для Николая Степановича результат превзошел ожидания, за такой период он не ожидал написать текст, подобный получившемуся.
Логически текст делится на 3 части:
1. Повествование, как автор (лирический герой) «вскочил на подножку» трамвая.
2. Рассказ о странных вещах, окружающих героя.
3. Повествование о Машеньке, мертвых головах, продаваемых «вместо капусты и брюквы».
В конце стихотворения, помимо сожаления, что автор не смог спасти Машеньку, когда девушка «стонала в горнице», из-за того, что «шел представляться Императрице», присутствует смелое утверждение о свободе. Конкретно Гумилев предлагает мысль: подлинная свобода наступает после смерти человека.
Стихотворение написано в жанре элегии в модернистском течении акмеизма. Текст демонстрирует переживания автора о революции и будущем России.
Текст представляет собой монолог лирического героя, рассказывающего о странном путешествии, символизирующем суровую действительность времени. Стихотворение описывает сон. Говоря, что перед лирическим героем пролетел трамвая, автор метафорично передал, как трамвай неожиданно проезжает, так и революция неожиданно появилась в информационном поле поэта. На протяжении текста автор просит остановить трамвай, но получает отказ из-за невозможности. Под трамваем Гумилев представляет революцию, бешено мчащуюся вперед и уже не способную остановиться. И как герой вскочил на подножку трамвая, так и автор вернулся в Россию в 1918, в самый разгар процесса. В этот момент сворачивать с пути трамваю было уже поздно. Вскоре удивление героя сменяется страхом. Текст хорошо представляет читателю звуки, производящиеся в период пролета трамвая. Карканья ворон и звуки лютни: все это постулаты, символизирующие тотальный хаос и разруху. В строчке «мы проскочили через Неву, Нил и Сену» Николай Степанович повествовал читателю о зарождении борьбы против рабства на Ниле, Великой Французской революции и Октябрьской революции.Трамвай начинает проезжать по человеческим судьбам. Больше он не олицетворяет свободу, только страх, гнетущую атмосферу. Машина привозит людей на странную станцию, где торгуют человеческими головами, принадлежавшими тем, кто, как автор, боролся с тотальной ложью, произволом времени, плыл против течения. Мчавшиеся на трамвае революционеры готовы «сожрать» оппозицию, как капусту.Герой замечает бывший дом невесты Маши. Место, когда-то наполненное пением, теперь тихо, безлюдно. Скорее всего Машенька умерла, как и другие вокзальные «головы». Герой винит себя в смерти возлюбленной. Он слышал стоны Маши, но не помог ей, отправился «представляться Императрице». Образ Маши автором олицетворяет царскую Россию. Далее автор выдвигает теорию, что свободным можно стать только после смерти. Осознание заставило автора переосмыслить отношение к смерти, принимая ее с распростертыми объятиями.Герой извиняется перед Машей, признаваясь ей в большой, искренней любви. Автор не думал, что можно так любить и грустить.
Безусловно, тема текста — отношение автора к сложившейся социально-политической ситуации в стране. Помимо основной темы, поднимается проблема любви Родины, ностальгии, безысходности, озверевшей толпы, страха, непонимания, свободы, смерти и потери любви к жизни.
Автор не отошел от собственной индивидуальности — текст наполнен обогащающими текст смыслами фразами: