19.08.2024
#доклад
#конференция
42

Что такое фантастика

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Немного из истории
  2. Особенности жанра
  3. «Жесткая» и «мягкая» научная фантастика
  4. Разновидности жанра

Существует несколько значений слова фантастика. Во-первых, она может обозначать издаваемую литературную продукцию, имеющую ряд определенных, узнаваемых черт. Во-вторых, это может быть название определенного историко-литературного феномена. И, в-третьих, фантастика является определенной категорией дискурса. Большинство слов, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, которые стали для нас обыденными, пришли в наш язык из научной фантастики.

 Теперь, рассказав о многозначности слова «фантастика», мы можем перейти к точному определению лексемы из «Литературного энциклопедического словаря».

 

🤔 Определение

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать), разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого — вымышленного, нереального, «чудесного мира».

В большинстве случаев повествование фантастического произведения строится по принципу «а что если…».

 

Немного из истории

Фантастика как жанр литературы начала развиваться по меркам истории не так давно, в конце XIX века на территории России и западных стран, но стала набирать популярность в середине XX века. 

Свои истоки фантастика берет еще в народно-поэтическом сознании. Элементы этого жанра можно заметить в волшебных сказках, героическом эпосе и легендах, где коллективное воображение сочетало мифические образы и мотивы с реальными событиями. 

Огромную роль в возникновении фантастики сыграла вера в чудо. Человек с первобытных времен и до современности верит в него. «Эстетика чудесного» давала возможность людям придумывать огромное количество сюжетов, в которых невообразимым и загадочным образом разрешалась некая опасная ситуация.

Таким образом, фантастика берет свое начало уже в древнейших мифологиях, верованиях и религиях.

В зарубежной литературе XVII–XVIII веках фантастика являлась лишь необычным стечением обстоятельств, дополнительным и усложняющим художественным фоном. В это время она не могла выйти на первый план, потому что классицизм, господствующий в XVIII веке, был ей чужд.

Чуть позже, в XIX веке фантастическое начало занимать романтиков. Для романтизма характерны мотивы двоемирия, сюжеты входа в потусторонний мир, продажи души дьяволу, встречи с мертвецами и привидениями и так далее. 

До этого времени фантастика являлась лишь приемом изображения сюжетов и историй в художественных произведениях. Но в конце XIX века появляется интерес к фантастике как таковой, что связано с техническим прогрессом, которого достигло человечество. В ХХ веке с развитием космонавтики развивалась и фантастика как жанр литературы.

Считается, что фантастика стала самостоятельным жанром благодаря Жюлю Верну. В его приключенческих рассказах часто встречаются взгляды в будущее и описания научных подробностей. Но он лишь продолжал и развивал традиции предшествующей литературы. А Г. Уэллс создал совершенно новую разновидность фантастической литературы. У Ж. Верна испытание в произведениях проходят не только герои, но и сами научные идеи и гипотезы, например, возможно ли долететь до Луны? А у Г. Уэллса испытывается философская идея, которая обретает антропологический смысл. Также Уэллс первый в истории литературы использует в качестве героев жителей других планет и цивилизаций. Часто поведение героев иных миров сравнивается с человеческим.

ХХ век считается расцветом этого жанра. Появлялись журналы, которые специализировались на фантастических и научно-фантастических историях. Но к XXI веку эта популярность начала угасать, однако вовсе не забываться. До сих пор фантастика занимает отдельное место в современной литературе и является любимой у многих читателей.

Такое быстрое распространение жанра дает право сделать вывод, что он выполнял важную социокультурную функцию. В XX веке развитие технологий стремительно возросло и приобрело новый ритм, к которому людям было сложно адаптироваться. Ведь в их привычную и спокойную жизнь простых людей врывались современные и непонятные инновации. К такому быстро не привыкнешь. Фантастика помогала им осмыслить и принять происходящее вокруг.

Рассматриваемый жанр хоть и перестал быть столь популярным, но все еще развивается и живет. Это связано с тем, что фантастика по-разному заинтересовывает новые поколения читателей и оказывать невероятное воздействие. Читая фантастику, читатели невольно испытывают «ощущение чуда». То самое «ощущение чуда», которое еще в древние времена положило начало развитию этого прекрасного и интереснейшего жанра.

Самыми известными и популярными писателями-фантастами на данный момент являются Джордж Мартин, Нил Стивенсон, Стивен Кинг, Нил Гейман, Харуки Мураками, Франц Кафка, Рэй Брэдбери и другие.

Особенности жанра

Как мы выяснили, фантастика имеет богатую и длинную историю происхождения и становления, а следовательно, имеет свои характерные особенности.

  1. Нереальность происходящего. Данный жанр по своей природе ориентирован на вымысел.
  2. Связь с мифологией, фольклором и романтической литературой.
  3. Схематичность построения сюжета.
  4. Разновидность фантастической литературы определяется спецификой моделирования художественного пространства, характеристикой героев, их целями и задачами.
  5. Взаимодействие с другими жанрами и направлениями серьезной и развлекательной литературы.

«Жесткая» и «мягкая» научная фантастика

Научная фантастика разделяется на две основные категории: «жесткая» и «мягкая». Первая включает в себя точные естественные науки, например, физика, химия и так далее. Вторая категория характеризуется с социальными науками, а именно с антропологией, психологией, политологией и другими. Бывает и так, что эти две категории смешивают. «Жесткая» фантастика добавляет реальности и правдивости в сюжет книги, логичности происходящему, а «мягкая» добавляет яркий эмоциональный фон произведению.

Разновидности жанра

Вообще к фантастике относятся все произведения, которые содержат элемент ирреальности, то есть элемент, который не может существовать в реальном мире или это существование еще не доказано. Обычно она включает в себя много научной тематики, что дает возможность взглянуть по-другому на взаимоотношения человека с техникой и окружающим миром.

Научная фантастика

Научная фантастика обозначает основную часть фантастической литературы. Она появилась с целью пропагандировать среди людей науку и технику.

 Авторы этого поджанра использовали в своих произведениях существующие научные факты и законы и придумывали новое, отталкиваясь от уровня развития технологий. Все вымышленное подчинялось логическому, достоверному объяснению. Основное внимание в таких произведениях часто фокусируется на подробном описании необычной техники, а не на сюжете и характерах героев.

Яркими представителями жанра могут стать такие авторы, как Питер Уоттс «Ложная слепота», Алексей Андреев «Будущее время», Яцек Дукая «Идеальное несовершенство», Фрэнк Герберт «Дюна».

Космическая фантастика

Космическая фантастика — это разновидность жанра фантастики, в котором основное действие разворачивается в космическом пространстве. В отличие от научной фантастики космическая не требует логического объяснения.

Космическая фантастика

Фото: Midjourney

Космоопера

Космоопера — это вид космической литературы, основной замысел которой заключается в конфликте двух или более межпланетных цивилизаций. 

Яркие представители: А. Коул и К. Банч «Сага о Стэне», Андре Нортон «Королева Солнца», Дэвид Вебер «Вселенная Хонор Харрингтон».

Планетарный роман

В планетарном романе действие развивается на определенной планете, где существует особая флора и фауна и живут особые обитатели.

Яркие представители: А. Н. Толстой «Аэлита», Кир Булычев «Агент КФ», Фред Саберхаген «Брат Берсеркер», Энн Маккефри «Всадники Перна».

Космическая одиссея

С этим поджанром все просто. В нем ход сюжета заключен на космическом корабле.

Яркие представители: Артур Кларк «Космическая одиссея»

Социальная фантастика

Социальная фантастика — это вид научной фантастики, в котором основной упор делается на взаимодействие людей в условиях определенного социального устройства общества будущего, обусловленное последствиями технического прогресса. Часто такие произведения называют антиутопиями.

Яркие представители: Джордж Оруэлл «1984», Евгений Замятин «Мы», Олдос Леонард Хаксли «О дивный новый мир», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Фантастический боевик

Это вид фантастической литературы  делает упор на описание военных действий, которые происходят в далеком будущем.Яркие представители: Джо Холдеман «Бесконечная война», Ольга Громыко «Космоэколухи», Александр Зорич «Завтра война».

Альтернативная история

Альтернативная история — это вид фантастики, который рассказывает о каком-то событии, произошедшем в действительности, но закончившимся совершенно иначе. И авторы пишут ход истории, который мог бы развиться с учетом иного результата ситуации человеческого прошлого. Обычно этот жанр используется для того, чтобы смоделировать определенные социальные условия, необходимые писателю для раскрытия темной стороны человеческой личности.

Яркие представители: Филип Дик «Человек в высоком замке», Гибсон Стерлинг «Машина различий», Zотов «Москау».

Апокалиптическая фантастика

Произведения апокалиптической фантастики повествуют о глобальных катаклизмах и масштабных угрозах, которые произойдут, происходят или произошли в мире.

Апокалиптическая фантастика

Фото: Midjourney

Яркие представители: Герберт Уэллс «Война миров», Джон Джозеф Адамс, Хью Хауи «Хаос на пороге», Стивен Кинг «Противостояние», Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», Кормак Маккарти «Дорога».

Детективная фантастика

Детективная фантастика — это вид фантастики, основанный на расследовании преступления.

Яркие представители: Ричард Морган «Видоизмененный углерод», Аластер Рейнольдс «Дождь Забвения», Майкл Шейбан «Союз еврейских полисменов», Сергей Лукьяненко «Три дня Индиго», «КВАZИ».

Любовная фантастика

Любовная фантастика — это вид фантастики, в основе которой любовная история. Фантастика в этом случае является вторым планом, на фоне которого развиваются романтические отношения.

Яркие представители: Наталья Косухина «Синий, хвостатый, влюбленный», Кира Леви «По воле короля», Алена Углицкая «Похищенная».

Юмористическая фантастика

Юмористическая фантастика — это вид фантастики, которая делает упор на юмористическую подачу информации.

Яркие представители: Кир Булычев «Чудеса в Гусляре», Дуглас Адамс «Ресторан в конце Вселенной», «Автостопом по галактике», братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу».

Хронофантастика

Хронофантастика — это вид фантастики, в центре которого описание путешествия персонажей сквозь время.

Яркие представители: Герберт Уэллс «Машина времени», Марк Твен «Янки из Коннектикута», Рэй Брэдбери «И грянул гром», Бэн Элтон «Время и снова время», Пол Андерсон «Патруль времени».

Попаданцы

Попаданцы — это вид фантастики, который развился, отделившись от хронофантастики. Его главное отличие состоит в том, что главный герой (или главные герои) путешествуют случайно попадают в прошлое или будущее, в другой мир, другое измерение, на другую планету или вообще в другую вселенную.

Яркие представители: Александр Мазин «Варяг», Андрей Первухин «Целитель», Роман Злотников «Генерал-адмирал.

Киберпанк

Киберпанк — это вид фантастики, рисующий мрачную картину будущего. Основной сюжет произведений заключается в описании той стадии развития человечества, в котором развитие современных технологий достигло такого высокого уровня, что это сильно ухудшило качество жизни людей.

Яркие представители: Уильям Гибсон «Нейромант», Брюс Стерлинг «Схизматрица», Нил Стивенсон «Лавина», «Алмазный век», Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений», Пэт Кэдиган «Искусники».

Стимпанк

Стимпанк — это вид фантастики, в котором преобладает атмосфера викторианской Англии и в котором развитие паровых машин достигло широкого распространения. Паровые технологии – основной элемент стимпанка. Планета, вселенная, промежуток времени не столь важны, как паровая промышленность.

Яркие представители: Алексей Пехов «Пересмешник», «Созерцатель», Скотт Вестерфельд «Левиафан», Чайн Мьевиль «Вокзал потерянных снов», «Шрам», Вадим Панов «Герметикон».

Фантастика как литературный жанр характеризует целую эпоху, которую постоянно сравнивают с техническим прогрессом. В этом жанре возможно абсолютно все. Возможно что-то, о чем мы мечтаем, о чем читаем книги, в далеком или ближайшем будущем станет реальностью. Многие писатели-фантасты ХХ века предсказали и частично правильно описали технологии, которых в их время еще не было, но мы уже имеем счастье ими пользоваться.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!