Рады, что вам понравилась статья 😊
Под классицизмом понимают разновидность художественного стиля, направление в литературе, живописи и архитектуре. Особенностью его является обращение к античности, в которой представители искусства усматривали образец для подражания. Античное время, период, когда жили и творили Аристотель, Платон, Гораций, в какой-то момент своей истории европейцы провозгласили Золотым веком культуры. Общественное устройство, бытовавшее тогда, представлялось им идеальным.Термин возник от латинского слова «classicus», означающего «образцовый» или «достойный изучения в классе». Это определение применялось для обозначения произведений античных авторов, допускавшихся для изучения в классе. В начале XX века термин используют в научной среде.
В классицизме, как в мировоззрении, идеологии отражена естественная потребность человека в красоте.
В развитии его выделяют два этапа. Первый связывают с расцветом монархии, а второй с ее кризисом. На первом этапе произошел экономический, культурный и научный скачок. Если говорить о литературе, то писатели считают своим долгом и обязанностью прославлять монархию. Главенствующее место среди жанров занимают ода, эпопея и поэма. Наиболее яркими писателями этого этапа в развитии классицизма специалистами признаются Пьер Корнель и Франсуа Марлерб. Последний старался работать в популярных жанрах, писал сонеты, оды, стансы и песни. Его считают родоначальником эстетики классицизма. Но многие вещи им написанные нуждались в цензуре, с которой он постоянно боролся. Марлерб реформировал французский язык и стих, выработал поэтические каноны, следование которым должно способствовать созданию классически идеальных произведений. Второй этап связывают с кризисом, постигшим монархии многих стран, так как революции, требования создания Парламента. Писатели, ранее прославлявшие королей и все с ними связанное, обращают внимание читателя на несовершенство политического устройства. Король, бывший образцом всего, защитником, божеством, самым образованным и умным, больше таким не являлся в глазах общества. Разочарование в личности монарха знаменует появление новых литературных произведений. Оды и поэмы сменяются сатирой, эпиграммами, комедиями. Признанными классиками в Европе становятся Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер, Вольтер. Для классицизма, как направления в искусстве, свойственны: воплощение идей античности в современном для классика обществе; возвеличивание высоких и вечных ценностей; выделение воспитательной функции, постановка ее во главу угла; многообразие жанров и иерархическое их выстраивание; отказ от смешения жанров и стилей; рассмотрение человека, его личности, как высшей ценности. На втором этапе развития классицизма в литературе и искусстве начинают уделять внимание разуму, он считается единственным средством упорядочивания представлений человека о мире. Если ранее в центре внимания был конфликт человека и природы, то в классицизме разум конфликтует с чувствами. Герои произведений четко поделены на отрицательных и положительных. Психологизм отсутствует, положительные персонажи не обладают ни одной отрицательной чертой, а у злодеев нет положительных сторон. В раннем классицизме главными персонажами являются представители знати. Но в конце XVIII столетия после революции во Франции героями становятся простолюдины или буржуа. Характерной чертой классицизма становится единство времени, действия и места. Все события происходят в течение 24 часов в одном месте и в одном времени, интрига также одна. Например, в «Недоросле» Фонвизина все персонажи жаждут руки главной героини. Для классицизма свойственно многообразие жанров, разделенных по категориям на: Высокие. Это ода, трагедия, эпопея, героическая поэма. В центре внимания — описание государственной жизни, мифология, исторические события. Героями являются короли, известные полководцы, мифологические персонажи, религиозные деятели. Средние. К средним жанрам относили прозу, послания, научную поэзию. Низкие. Комедия, басня и сатира. К низким жанрам относились произведения, центральное место в которых отводилось описанию жизни обычных людей. Продолжительное время смотреть, читать и обсуждать такие произведения считалось неприличным в высшем обществе. Выбирая жанр, писатели ориентируются на эпопеи, написанные Вергилием и Гомером, трагедии Эсхила и Софокла, оды Пиндара, комедии Аристофана, басни Эзопа, сатиры Горация. Классицизм — это творческий метод и направление литературы, способ эстетического восприятия и воплощения реальности посредством использования художественных образов. Опору классики искали в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Представители направления делят происходящее в мире на эмпирический и идеологический уровни. Обычная жизнь продолжительное время идеализировалась. Главная задача искусства — приносить пользу государству, поэтому особенностью произведений классиков становится конфликт долга и личных интересов, разума и чувств. Отрицательными героями произведений становятся те, кто живет чувствами, а положительными — живущие по велению разума. Классицизм в Россию пришел из Европы, именно там зародился жанр, появились выдающиеся писатели, имена которых вошли в историю. Основные положения и правила определены Никола Буало. Он составил руководство для классиков. Таковыми в европейской культуре считаются: Ж. Б. Мольер («Мещанин во дворянстве», «Скупой»), писавший комедии; Ж. Расин («Андромаха», «Митридат») создавал трагедии, персонажи которых жили в Древней Греции; И. В. Гёте («Эгмонт»); П. Корнель («Гораций», «Сид»); Дж. Аддисон («Катон») — этот англичанин писал трагедии, вызывавшее бурю эмоций и слез. Говоря о западном классицизме разумно упомянуть баснописца Лафонтена, чьи незатейливые, но наделенные глубоким смыслом и образами басни, пользовались большой популярностью у французов. В русскую литературу классицизм перешел из европейской еще в эпоху Петра I. Выделяют четыре периода существования его в России. Первый — период зарождения, потому часто не учитывается в периодизации. Первый связан с обмирщением литературы. Ранее писавшиеся исключительно религиозные тексты о жизни святых становятся неинтересны и непопулярны. Люди обращаются к миру вокруг, к известным личностям, к событиям, происходящим в стране. Возникают предпосылки для зарождения классицизма (1689-1725 гг.). Второй период связан с эпохой правления наследников Петра (1730-1750 гг.) и возникшим в стране интересом ко всему западному. Происходит углубленная разработка норм русского языка, в литературе формируются разные жанры. В 1760-1770 гг. — третий период. Отмечается расцвет направления, появляется множество сатирических произведений. Для четвертого периода характерен упадок классицизма и окончательное формирование сентиментализма. Яркими представителями русского классицизма являются А. Кантемир, А. Сумароков, которые писали оды, стихотворные эпистолы, заслугой его считается привнесение классицизма в драматургию, В. Тредиаковский. Расцвет жанра связывают с творчеством Ломоносова, писавшего трагедии, оды и поэмы, разработавшего стиль русского классицизма. В его произведениях, в особенности, в одах, восхваляется монархия, освещаются основные вехи в развитии государства. Государь-император представляется образцом для подражания, человеком, готовым жизнь положить на благо Отечества.Классического направления в более поздний период его развития, в эпоху угасания, придерживались Фонвизин, Радищев и Державин. В отличие от Ломоносова они не стремятся прославить монарха, их интересовала жизнь простых людей.Характерные особенности классицизма
Жанры классицизма
Классицизм как творческий метод и направление в литературе
Классицизм в зарубежной литературе
Представители классицизма в зарубежной литературе
Классицизм в русской литературе
Представители классицизма в русской литературе