12.07.2024
#Литература
42

Классицизм в литературе: особенности, жанры, представители

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение классицизма
  2. Предпосылки появления классицизма и основные этапы развития
  3. Классицизм в зарубежной литературе
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определение классицизма

Под классицизмом понимают разновидность художественного стиля, направление в литературе, живописи и архитектуре. Особенностью его является обращение к античности, в которой представители искусства усматривали образец для подражания. Античное время, период, когда жили и творили Аристотель, Платон, Гораций, в какой-то момент своей истории европейцы провозгласили Золотым веком культуры. Общественное устройство, бытовавшее тогда, представлялось им идеальным.Термин возник от латинского слова «classicus», означающего «образцовый» или «достойный изучения в классе». Это определение применялось для обозначения произведений античных авторов, допускавшихся для изучения в классе. В начале XX века термин используют в научной среде.

Предпосылки появления классицизма и основные этапы развития

В классицизме, как в мировоззрении, идеологии отражена естественная потребность человека в красоте.

В развитии его выделяют два этапа. Первый связывают с расцветом монархии, а второй с ее кризисом. 

На первом этапе произошел экономический, культурный и научный скачок. Если говорить о литературе, то писатели считают своим долгом и обязанностью прославлять монархию. Главенствующее место среди жанров занимают ода, эпопея и поэма. Наиболее яркими писателями этого этапа в развитии классицизма специалистами признаются Пьер Корнель и Франсуа Марлерб. Последний старался работать в популярных жанрах, писал сонеты, оды, стансы и песни. Его считают родоначальником эстетики классицизма. Но многие вещи им написанные нуждались в цензуре, с которой он постоянно боролся. Марлерб реформировал французский язык и стих, выработал поэтические каноны, следование которым должно способствовать созданию классически идеальных произведений.

Второй этап связывают с кризисом, постигшим монархии многих стран, так как революции, требования создания Парламента. Писатели, ранее прославлявшие королей и все с ними связанное, обращают внимание читателя на несовершенство политического устройства. Король, бывший образцом всего, защитником, божеством, самым образованным и умным, больше таким не являлся в глазах общества. Разочарование в личности монарха знаменует появление новых литературных произведений. Оды и поэмы сменяются сатирой, эпиграммами, комедиями. Признанными классиками в Европе становятся Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер, Вольтер.

Характерные особенности классицизма

Для классицизма, как направления в искусстве, свойственны:

  • воплощение идей античности в современном для классика обществе;

  • возвеличивание высоких и вечных ценностей;

  • выделение воспитательной функции, постановка ее во главу угла;

  • многообразие жанров и иерархическое их выстраивание;

  • отказ от смешения жанров и стилей;

  • рассмотрение человека, его личности, как высшей ценности.

На втором этапе развития классицизма в литературе и искусстве начинают уделять внимание разуму, он считается единственным средством упорядочивания представлений человека о мире. Если ранее в центре внимания был конфликт человека и природы, то в классицизме разум конфликтует с чувствами. Герои произведений четко поделены на отрицательных и положительных. Психологизм отсутствует, положительные персонажи не обладают ни одной отрицательной чертой, а у злодеев нет положительных сторон.

В раннем классицизме главными персонажами являются представители знати. Но в конце XVIII столетия после революции во Франции героями становятся простолюдины или буржуа. 

Характерной чертой классицизма становится единство времени, действия и места. Все события происходят в течение 24 часов в одном месте и в одном времени, интрига также одна. Например, в «Недоросле» Фонвизина все персонажи жаждут руки главной героини.

Жанры классицизма

Для классицизма свойственно многообразие жанров, разделенных по категориям на:

  1. Высокие. Это ода, трагедия, эпопея, героическая поэма. В центре внимания — описание государственной жизни, мифология, исторические события. Героями являются короли, известные полководцы, мифологические персонажи, религиозные деятели.

  2. Средние. К средним жанрам относили прозу, послания, научную поэзию.

  3. Низкие. Комедия, басня и сатира. К низким жанрам относились произведения, центральное место в которых отводилось описанию жизни обычных людей. Продолжительное время смотреть, читать и обсуждать такие произведения считалось неприличным в высшем обществе.

Выбирая жанр, писатели ориентируются на эпопеи, написанные Вергилием и Гомером, трагедии Эсхила и Софокла, оды Пиндара, комедии Аристофана, басни Эзопа, сатиры Горация.

Классицизм как творческий метод и направление в литературе

Классицизм — это творческий метод и направление литературы, способ эстетического восприятия и воплощения реальности посредством использования художественных образов. Опору классики искали в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Представители направления делят происходящее в мире на эмпирический и идеологический уровни. Обычная жизнь продолжительное время идеализировалась. Главная задача искусства — приносить пользу государству, поэтому особенностью произведений классиков становится конфликт долга и личных интересов, разума и чувств. Отрицательными героями произведений становятся те, кто живет чувствами, а положительными — живущие по велению разума.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм в Россию пришел из Европы, именно там зародился жанр, появились выдающиеся писатели, имена которых вошли в историю.

Представители классицизма в зарубежной литературе

Основные положения и правила определены Никола Буало. Он составил руководство для классиков. Таковыми в европейской культуре считаются:

  • Ж. Б. Мольер («Мещанин во дворянстве», «Скупой»), писавший комедии;

  • Ж. Расин («Андромаха», «Митридат») создавал трагедии, персонажи которых жили в Древней Греции;

  • И. В. Гёте («Эгмонт»);

  • П. Корнель («Гораций», «Сид»);

  • Дж. Аддисон («Катон») — этот англичанин писал трагедии, вызывавшее бурю эмоций и слез.

Говоря о западном классицизме разумно упомянуть баснописца Лафонтена, чьи незатейливые, но наделенные глубоким смыслом и образами басни, пользовались большой популярностью у французов.

Классицизм в русской литературе

В русскую литературу классицизм перешел из европейской еще в эпоху Петра I. Выделяют четыре периода существования его в России. Первый — период зарождения, потому часто не учитывается в периодизации. Первый связан с обмирщением литературы. Ранее писавшиеся исключительно религиозные тексты о жизни святых становятся неинтересны и непопулярны. Люди обращаются к миру вокруг, к известным личностям, к событиям, происходящим в стране. Возникают предпосылки для зарождения классицизма (1689-1725 гг.). Второй период связан с эпохой правления наследников Петра (1730-1750 гг.) и возникшим в стране интересом ко всему западному. Происходит углубленная разработка норм русского языка, в литературе формируются разные жанры. В 1760-1770 гг. — третий период. Отмечается расцвет направления, появляется множество сатирических произведений. Для четвертого периода характерен упадок классицизма и окончательное формирование сентиментализма.

Представители классицизма в русской литературе

Яркими представителями русского классицизма являются А. Кантемир, А. Сумароков, которые писали оды, стихотворные эпистолы, заслугой его считается привнесение классицизма в драматургию, В. Тредиаковский. Расцвет жанра связывают с творчеством Ломоносова, писавшего трагедии, оды и поэмы, разработавшего стиль русского классицизма. В его произведениях, в особенности, в одах, восхваляется монархия, освещаются основные вехи в развитии государства. Государь-император представляется образцом для подражания, человеком, готовым жизнь положить на благо Отечества.Классического направления в более поздний период его развития, в эпоху угасания, придерживались Фонвизин, Радищев и Державин. В отличие от Ломоносова они не стремятся прославить монарха, их интересовала жизнь простых людей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту