Рады, что вам понравилась статья 😊
Выходец из бедной семьи, не имеющий крепких связей с родными, Алексей Пешков — человек, писательский путь которого никем не был предначертан. Но замечательная сила воли и стремление к знаниям позволили ему сделать невозможное. Смыслы, вложенные в небольшой рассказ «Макар Чудра» достаточно молодым еще автором, поражают.
В 1891 г. Алексей Максимович Пешков, как и многие молодые люди его времени, отправляется в странствие. 23-летний писатель решает набраться житейского опыта. Он пролагает путь из Нижнего Новгорода в сторону Кавказа, планирует побывать в Крыму. Добравшись спустя месяцы до Тифлиса, он пишет рассказ «Макар Чудра», ставший одним из многих, написанных по следам этого путешествия.
Публикация рассказа стала возможной благодаря настоятельной просьбе Александра Калюжного, революционера и поклонника литературы. Калюжный убедил Горького в наличии таланта и способностей, посоветовал записывать увиденное и услышанное.
Горький, следуя революционному духу времени пишет рассказ о свободе. Именно любовь к свободе является основным смыслом произведения. Для достижения свободы, по мнению автора, необходимо отказаться от мирских желаний и вернуться к природе, к истокам, породившим человека. Простая повседневная жизнь, лишенная рутины и переживаний, касательно дня грядущего представляется писателю наиболее захватывающей и притягательной. Свобода намного лучше, чем комфорт и безопасность. Только свободный человек может жить и дышать полной грудью.
Краткий анализ произведения представлен по пунктам:
История создания — рассказ написан после приезда писателя в Тифлис.
Год первой публикации — 1892.
Основные темы — смыслы жизни, любовь к свободе, воля.
Композиция. Произведение является рассказом в рассказе, что позволяет автору включать в него собственные философские смыслы.
Жанр — рассказ.
Направление — романтизм.
«Макар Чудра» является результатом восторга, пережитого Горьким после первого попадания в южный городок.
Стремление человека к внутренней и физической свободе представляется основной темой произведения. Характер, человеческая воля, гордость и его пределы, честолюбие, великая сила любви — другие темы, поднятые Горьким в произведении. Стиль и содержание рассказа определяет принадлежность его к романтическому направлению. Два идеальных по своей природе героя сталкиваются, что вызывает необратимые последствия. Всепоглощающая чистая любовь невозможна в суровом мире, потому шанс на воссоединение дается влюбленным только в небесной тверди. Жажда свободы несовместимы с семейным счастьем и покоем.
Повествование ведется от лица рассказчика. В этом качестве выступает старый цыган, представившийся встреченному им человеку (писателю), как Макар Чудра. Желая скрасить встречу, цыган рассказывает автору о трагической любви двух молодых людей, встретившихся ему около десяти лет назад. Так в рассказе появляются главные герои — Зобар и Радда. Лойко Зобар — молодой цыган, известный округе, как первейший конокрад. Он знает о лошадях так много, что увести из-под носа хозяев способен любую. Неоднократно его пытались поймать, но он славился неуловимостью. Любовь к свободе и вольной жизни превращает Зобара в предмет мечтаний многих молодых цыганок. Рада — первая красавица в таборе. Жениться на ней хотят все неженатые молодые люди. Но она никому не отдает своего сердца. Простые цыгане ее не интересуют. Молодая гордячка ожидает особенного человека.
Жанровая принадлежность произведения — рассказ, то есть короткая проза, в которой задействовано небольшое число персонажей. Романтизм — основное литературное направление. Это проявляется в описании красот южного края, ярких и чувственных людей, лишенных тягостных мыслей о завтрашнем дне и бытовых заботах, живущих истинной свободой. Используя старика-рассказчика, Горький насмехается над обыденностью жизни, повседневность отвергается им, в новом идеальном мире не будет страданий и печалей.
В рассказе «Макар Чудра» Горький поднимает две проблемы: стремление человека к свободе и любовь, как неизменный спутник всех отношений между живыми существами. Два идеальных по своей природе героя сталкиваются, что вызывает необратимые последствия. Всепоглощающая чистая любовь невозможна в суровом мире, потому шанс на воссоединение дается влюбленным только в небесной тверди. Жажда свободы несовместимы с семейным счастьем и покоем. Герои считают любовь проклятием, а не великим даром. Сила любви признается ими. Но сердце ставится под контроль разума. Гордость и стремление к независимости оказываются важнее любви. Отношения влюбленных местами напоминают схватку двух зверей, лишенную логики и романтики, глупую и бессмысленную. Трагический финал обусловлен романтической направленностью произведения.
Основной конфликт произведения заключен в противоборстве двух важных сил внутри человека, его жажды свободы и его стремления, потребности в любви. Зобар и Радда всегда превыше всего ценили свободу. Она отказывалась от замужества из-за страха перед потерей свободы, он не женился по аналогичным причинам. Но любовь потребовала от них пожертвовать свободой ради достижения совместного счастья. Жажда свободы оказалась сильнее любви. Зобар убивает Радду. С ним расправляется отец девушки. Особенностью композиции является рассказ в рассказе, писатель сначала беседует с цыганом, а потом тот делится с ним историей жизни влюбленных.
Свобода — это возможность принимать решения самостоятельно без чьего-либо давления. Зобар и Радда не были свободны по-настоящему. Над ними довлели собственные страхи и предрассудки. Возможно, по этой причине любовь закончилась трагическим образом. Жизнь свободного человека наполнена счастьем и радостью.
Современники восприняли рассказ положительно. Но позже Н. Михайловский назвал рассказ скучным, М. Меньшиков, Н. Минский, М. Вогюэ и Н. Стечкин посчитали произведение слабым подражанием пушкинским «Цыганам». К анализу повествования нельзя подходить исключительно с реалистической позиции, герои Горького фантастичны и не реальны, встретить подобных в жизни, невозможно.