Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье мы постараемся понять, какую роль в романе играют образы Обломова и Штольца, и что автор романа хотел передать, создавая рядом два таких непохожих образа.
Роман «Обломов» Ивана Гончарова был опубликован в 1859 году, но его создание заняло несколько лет. Гончаров начал работу над романом в начале 1850-х годов, когда ему было уже за сорок. Идея романа возникла у писателя еще в юности, когда он жил в деревне и наблюдал за жизнью помещиков и крестьян.
Сюжет и образы романа были вдохновлены реальными людьми и событиями, которых Гончаров встречал и наблюдал в своей жизни. Главный герой, Обломов, является синтезом различных типажей, встречавшихся в российском обществе того времени: это и представители дворянства, и люди с высшим образованием, пренебрегающие своими обязанностями.
Гончаров стремился создать образ типичного русского интеллигента, увязшего в бездействии и апатии, и показать его взаимодействие с современным обществом.
После публикации роман был встречен восторженными отзывами как читателей, так и критиков. «Обломов» стал одним из наиболее значимых произведений русской литературы XIX века, отмеченным заостренным социальным и психологическим анализом, а также мастерским описанием русской души.
Обломовщина - это литературный термин, введенный И.А. Гончаровым в его романе «Обломов». Этот термин описывает состояние бездействия, апатии, невозможности принятия решений и нежелания изменений в жизни. Обломовщина как явление характеризуется бездельем, непродуктивностью и отсутствием инициативы.
В романе «Обломов» главный герой, Илья Ильич, становится воплощением обломовщины. Он живет в своем замкнутом мире бездействия, предпочитая откладывать все на потом и избегая любых усилий. Обломов отказывается от активной жизни и предпочитает существовать в мире своих мечтаний и иллюзий.
Цитата «Завтра утром Обломов встал бледный и мрачный; на лице следы бессонницы; лоб весь в морщинах; в глазах нет огня, нет желаний. Гордость, веселый, бодрый взгляд, умеренная, сознательная торопливость движений занятого человека — все пропало».
Обломовщина в романе Гончарова становится метафорой для критики российского общества того времени, его инерции, духовного застоя, отсутствия энергии и стремления к прогрессу.
Фото: Midjourney
Определение Антитеза — это литературный приём, заключающийся в противопоставлении идеи, образа или концепции друг другу для создания контраста или выделения ключевых аспектов.
В романе «Обломов» Ивана Гончарова антитеза играет важную роль, поскольку через противопоставление главных персонажей — Обломова и Штольца — автор выделяет ключевые темы и идеи своего произведения.
Главный герой, Обломов, представляет собой образ человека, погруженного в апатию и нежелание принимать активное участие в жизни. Его ленивый и бездейственный образ жизни контрастирует с активным и энергичным Штольцем, который является воплощением действия и стремления к прогрессу.
Гончаров использует этот прием, чтобы подчеркнуть проблемы российского общества своего времени: инертность, отсутствие инициативы и страх перед переменами. Антитеза между Обломовым и Штольцем помогает читателю лучше понять эти проблемы и вызывает размышления о необходимости изменений в российском обществе.
Образ Обломова представляет собой символическое воплощение пассивности. Обломов — типичный представитель российского общества своего времени, страдающего от нежелания принимать активное участие в жизни.
Внешне Обломов описывается как молодой человек, но его поведение и образ жизни свидетельствуют о глубоком безразличии к окружающему миру. Он проводит большую часть времени в постели или на диване, не желая вставать и заниматься делами. Его дни проходят в бесцельном размышлении, бездействии и откладывании решений на потом. Обломов не способен к самостоятельным действиям, часто погружаясь в фантазии о будущем, но не предпринимая реальных шагов для его осуществления.
Цитата «Как это называется? Лень... Я всегда думаю: ну, завтра начну жить по-другому, а завтра опять тот же день, то же утро, те же мысли, все то же, что и вчера».
Штольц в романе «Обломов» предстает перед читателем как яркий контраст Обломову. Он — энергичный и предприимчивый. Штольц активен, стремится к самосовершенствованию и продвижению в карьере. Его отношение к лени и застою чётко выражено в его речах и поступках.
Фото: Midjourney
Штольц активно участвует в обсуждениях и деятельности общественных кругов, проявляя интерес к событиям в мире и стремление к его улучшению. Он проявляет высокую работоспособность и целеустремленность в своей карьере. Штольц стремится к профессиональному успеху и продвижению по службе. Он не останавливается на достигнутом и уделяет время развитию своих навыков и знаний. Герой выступает за прогрессивные идеи и изменения в обществе, не боится выражать свое мнение и действовать в соответствии с ним.
Детство Обломова и Штольца в романе «Обломов» представлено как два противоположных полюса, что подчеркивает их различные характеры и судьбы.
Детство Обломова прошло в неге. Он был окружён заботой и любовью, но в то же время ему никогда не приходилось сталкиваться с трудностями и необходимостью самостоятельно добиваться чего-либо. Няня рассказывала ему сказки и героя надолго захватили эти истории.
В родовом имении Обломовки все привыкли к комфортному и неторопливому образу жизни, который герой продолжает сохранять и потом. Его родители заботились о нем, обеспечивая все его потребности, что сформировало у него укоренившуюся лень.
Детство Штольца было другим. Его отец был немецким бюргером, который заботился о том, чтобы сын полюбил труд, порядок и стремился быть на шаг впереди остальных. Мать хотела, чтобы сын стал яркой фигурой в свете, и воспитывала в нем любовь к искусству, чтению, светскому общению. Это окружение сформировало в нем стремление к самосовершенствованию и упорство.
Штольц, в отличие от Обломова, привык к труду и самостоятельности с самого детства. Кроме того, в их доме часто принимали гостей, что способствовало раскрытию способностей Штольца к общению.
Таким образом, детство Обломова и Штольца является ключевым фактором, определяющим их разные характеры и подготавливающим основу для их дальнейших путей.
Персонажи Штольц и Обломов представляют собой яркие противоположности.
Но они также имеют некоторые сходства и параллели:
Несмотря на свои явные различия, Штольц и Обломов находят общие точки соприкосновения и становятся друзьями. Это объясняется несколькими факторами:
Образ Обломова символизирует трагическую проблему инерции и стагнации в российском обществе того времени. Гончаров использует его как критику нравов и образа жизни своего времени, а также как предупреждение о том, что бездействие и пассивность могут привести к упадку и разрушению.
Образ Штольца в романе служит не только контрастом к образу главного героя, но и символизирует стремление к действию, прогрессу и изменениям в обществе.
Однако несмотря на различия в характерах и образах жизни, Штольц и Обломов находят общий язык благодаря взаимному уважению, общим ценностям и способности дополнять друг друга в различных сферах жизни.