Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение: Литературное направление — совокупность творческих приемов, используемых литераторами конкретной исторической эпохи.
Обычно существуют параллельно несколько литературных направлений.
Это литературное направление зародилось в XVII столетии, в Италии. Заканчивалась эпоха Возрождения, началась эпоха Просвещения, литераторы черпали вдохновение в произведениях античной поры. В Российской Империи прославились поэты-классицисты, например, Тредиаковский — автор басен, написанных тяжеловесным языком, Ломоносов — ученый-энциклопедист, основатель первого русского университета.
Мольер — знаменитый французский драматург-классицист. В его пьесах отчетливо виден принцип «добродетель торжествует, порок будет наказан». Например, в пьесе «Дон Жуан» главный персонаж порочен, глух к предупреждениям, искренне уверен, что ему все дозволено. В финале Дон Жуана ждет жестокая расплата — самоуверенный безбожник, циничный сердцеед погибает, проваливаясь в преисподнюю.
Фото: AI SEARCH
Писатель Буало придумал правило «трех единств» — единство времени, места и действия. Именно с этим правилом и ассоциируется классицизм.
Русский драматург Фонвизин создал знаменитую комедию-сатиру «Недоросль». Здесь появился такой прием, как разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные персонажи — чиновники Стародум, Правдин, офицер Милон ⎯ живут по принципу «разум превыше всего». Отрицательные же персонажи ⎯ госпожа Простакова, Митрофан, Тарас Скотинин — по замыслу автора порочны, и в финале их ждет крах.
Однако положительные персонажи получились «картонными» ⎯ автор создал их в воображении. Эти персонажи говорят канцелярским языком, особенно Стародум и Правдин, вдобавок они безлики. Напротив, отрицательные персонажи кажутся живыми— с их реальными предшественниками драматург встречался. Их непринужденный язык интересен, а некоторые высказывания стали поговорками.
Во второй половине XVIII столетия появились критики классицизма, недовольные постоянным восхвалением разума. Среди критиков были литераторы, выбравшие другое направление — сентиментализм, где чувства главнее разума. Роль природы стала гораздо важнее, нежели в классицизме, вдобавок литераторы-сентименталисты подчеркивали важность непреходящих ценностей — дружбы и любви.
Деление персонажей на положительных и отрицательных сохранилось, но теперь героев и героинь оценивали по эмоциональности. Отрицательные персонажи, зачастую кичливые дворяне, знать — отличались эмоциональной бедностью, холодностью. Положительные персонажи, обычно незнатные, — напротив, эмоциональны, способны влюбляться до помрачения рассудка. Среди западных писателей, создавших сентиментализм, прославились Стерн и Руссо.
В Российской Империи сентименталистами называли Радищева и Карамзина. И если Радищев на самом деле был не писателем, а революционером, отчасти предтечей Герцена, то Карамзин по праву заслужил лавры сентименталиста. Творение Карамзина «Бедная Лиза» эмоционально, изобилует восклицательными знаками, заканчивается самоубийством главной героини ⎯ возлюбленный женился на богатой женщине. Интересно, что отсылки к произведению Карамзина встречаются у Бориса Акунина.
Фото: AI SEARCH
Жанр главного творения Карамзина, «История Государства Российского» — сентиментализм. Благодаря эмоциональному, доходчивому языку история ожила, стала интересной. Считается, что все значимые творения классической русской литературы так или иначе выросли из карамзинской «Истории».
В конце XVIII столетия, когда сентиментализм стал популярным жанром, немецкие писатели создали схожее литературное направление — романтизм. Здесь, как и в сентиментализме, чувства важнее разума. В то же время у романтизма свои особенности. Герой вынужден подчиняться суровым правилам, бунтует и ищет идеальный мир, где можно быть самим собой. Стоит отметить, что романтические произведения зачастую связаны с фольклором.
Пушкин и Лермонтов увлекались романтическим направлением в начале творческого пути. Жуковский начинал как классицист, переводя на русский язык «Илиаду» и «Одиссею» Гомера — считается, что на самом деле такого греческого поэта не было, и он выдуман. А позже, в 1810-х годах, стал писать в духе романтизма. Поэт и переводил на русский язык немецкие баллады, например, «Варвик», и создавал русские, на основе славянского фольклора ⎯ «Светлана», «Баллада о том, как одна старушка…». Интересно, что обычно участники литературного общества «Арзамас» получали прозвища, связанные с балладами Жуковского ⎯ например, сам стихотворец взял прозвище «Светлана», Вяземского прозвали «Асмодеем».
Этот литературный жанр появился в начале XIX столетия в Европе и Российской Империи. Главная особенность реализма — писатель стремится к достоверности, и упоминает какие-либо серьезные проблемы в обществе. Быт персонажей описывается отстраненно. В русской литературе реалистическое направление появилось в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова. Они создали новый тип персонажа «лишний человек», например, Онегин и Печорин.
Фото: AI SEARCH
Позже реализм проявился и в творчестве Гоголя. Именно этот литератор создал такой тип персонажа, как «маленький человек». Например, петербургская повесть «Шинель», где главный герой — рядовой чиновник.
Реализм присутствует и в знаменитом творении «Мертвые души». Автор подробно описывает имения помещиков, особенности русской национальной кухни, и часто упоминает проблемы общества, например, нравы уездного города, где от слухов про «мертвые души» стало многолюдно.
Реалистами были такие знаменитые писатели, как Тургенев и Толстой. Известный пример реализма в творчестве Тургенева — роман «Отцы и дети», где автор придерживался достоверности, и даже перестарался: главный герой-нигилист пытался свести все к «формуле жука», и идея кончилась крахом.
Толстой тоже реалист, однако его произведения монументальны, перед ними меркнут все творения Тургенева. В романе-эпопее «Война и Мир» помимо достоверности появился новый прием ⎯ деление персонажей на сугубо положительных и отрицательных исчезло. Вместо этого появился иной принцип «поступки и их последствия». Если персонаж осознает ошибки, и пытается их исправить ⎯ значит, он хорош. Противоположный пример — когда персонаж уверен, что все его поступки абсолютно правильны, он плох. Например, Элен Безухова постепенно перерождается в злодейку, и автор губит ее.
Фото: AI SEARCH
Это литературное направление сформировалось в европейской литературе. Авторы экспериментировали со структурой произведения, отказывались от традиционных литературных форм. Отличительная особенность модернистских творений — идея самодостаточности персонажей. Правда, слово «самодостаточность» ассоциируется с показной независимостью.
Это направление появилось в Российской Империи на рубеже 1890-х–1900-х годов — граница XIX и XX столетий, и связано с так называемым «серебряным веком» поэзии. В творениях поэтов мистицизм и реализм сплавлялись, центральное место доставалось символу — отсюда название направления, авторы призывали читателей искать высшие идеалы. Самые известные поэты-символисты — Блок и Брюсов.
Так получилось, что при использовании символа как универсального способа для передачи идей и эмоций получались «проколы». Попытка «запрячь в одну упряжку» мистику и реальность тоже была с изъяном. Видя изъяны символизма, поэты Городецкий, Гумилев, Ахматова создали такое направление, как акмеизм.
Откуда пришло название «акмеизм»? На этот вопрос ответил поэт и прозаик Пяст: название напрямую связано с псевдонимом поэтессы Ахматовой. Это значит, что был создан поэтический кружок, а Ахматова стала его духовной предводительницей.
Фото: AI SEARCH
Этот литературный стиль появился к концу 1910-х годов, когда зарождалась Советская Россия. Футуризм связывают с творчеством Маяковского, и неспроста — именно «поэт-хулиган» постоянно призывал отречься от прежних традиций, «ломать старое», создавать творчество будущего. Маяковский стремился обновить поэтический язык, добавив новые слова, однако практически все неологизмы не прижились — они были слишком «искусственными». В финале пьесы «Клоп» поэт показал свое видение будущего. Правда, настоящий 1979 год был таким, что, если бы Маяковский увидел эту реальность — снова бы застрелился.
Фото: AI SEARCH
Это направление оформилось в 1960-х годах. Особенность постмодернистской литературы ⎯ отрицание ограничений и правил, фантастические миры, пародия, отрицание универсальных истин, обилие скрытых смыслов.
Известный постмодернист — польский писатель Анджей Сапковский, создатель фэнтезийного цикла «Ведьмак». Отсутствует четкая привязка ко времени, много фантастических объектов, автор пародирует известные сказки, например, «Красавица и Чудовище», «Белоснежка и семь гномов», иронически переосмысляет реалии прошлого и настоящего — католицизм назван церковью Вечного Огня, масонство и феминизм названы Ложей Чародеек.
К постмодернизму относят и «эстетику абсурда», и создание формы без всякого содержания. Содержание постмодернистскому арт-объекту нередко сообщают рекламные компании, критические статьи — нередко заказные.
Фото: AI SEARCH
О постмодернизме иронично писал Юрий Поляков. В повести «Козленок в молоке» пародийно обыгрывается «Черный квадрат» Малевича.
Фото: AI SEARCH
Главный герой вместе с друзьями решил ради шутки решил сделать из обычного парня «гениального писателя», это задумывалось как веселый розыгрыш. В папку положили стопку чистых листов, завязали тесемки, написали броский заголовок «В чашу». Этот «роман» давали на оценку ленивым литературным знаменитостям, и они, не читая, давали хорошие оценки. Каждый отзыв был похвальнее предыдущего. Издательство решило опубликовать «роман», папку с чистыми листами открыли. Последовало недоумение, потом скандал, а потом серия литературоведческих статей, где белый лист в книге определялся как бездна смысла. Издатель понял, что это богатая идея. Роман издали в шикарной обложке, однако все двести листов были чистыми. При хорошей рекламе и разъяснительной работе публика охотно покупала роман. А главный герой, задумавший розыгрыш, написал статью, где отметил, что если картина Малевича «Черный квадрат» стала новым словом в живописи, то роман «В чашу» стал новым словом в литературе.
Фото: AI SEARCH