24.07.2024
#Литература
42

Понятие и разновидности литературного направления

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Что такое литературное направление
  2. Классицизм
  3. Сентиментализм
  4. Романтизм
  5. Реализм
  6. Модернизм
  7. Символизм
  8. Постмодернизм
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Что такое литературное направление

Определение: Литературное направление — совокупность творческих приемов, используемых литераторами конкретной исторической эпохи. 

Обычно существуют параллельно несколько литературных направлений. 

Классицизм

Это литературное направление зародилось в XVII столетии, в Италии. Заканчивалась эпоха Возрождения, началась эпоха Просвещения, литераторы черпали вдохновение в произведениях античной поры. В Российской Империи прославились поэты-классицисты, например, Тредиаковский — автор басен, написанных тяжеловесным языком, Ломоносов — ученый-энциклопедист, основатель первого русского университета. 

Мольер — знаменитый французский драматург-классицист.  В его пьесах отчетливо виден принцип «добродетель торжествует, порок будет наказан». Например, в пьесе «Дон Жуан» главный персонаж порочен, глух к предупреждениям, искренне уверен, что ему все дозволено. В финале Дон Жуана ждет жестокая расплата — самоуверенный безбожник, циничный сердцеед погибает, проваливаясь в преисподнюю. 

Дон Жуан

Фото: AI SEARCH

Писатель Буало придумал правило «трех единств» — единство времени, места и действия. Именно с этим правилом и ассоциируется классицизм. 

Русский драматург Фонвизин создал знаменитую комедию-сатиру «Недоросль». Здесь появился такой прием, как разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные персонажи — чиновники Стародум, Правдин, офицер Милон ⎯ живут по принципу «разум превыше всего». Отрицательные же персонажи ⎯ госпожа Простакова, Митрофан, Тарас Скотинин — по замыслу автора порочны, и в финале их ждет крах. 

Однако положительные персонажи получились «картонными» ⎯ автор создал их в воображении. Эти персонажи говорят канцелярским языком, особенно Стародум и Правдин, вдобавок они безлики. Напротив, отрицательные персонажи кажутся живыми— с их реальными предшественниками драматург встречался. Их непринужденный язык интересен, а некоторые высказывания стали поговорками. 

Сентиментализм

Во второй половине XVIII столетия появились критики классицизма, недовольные постоянным восхвалением разума. Среди критиков были литераторы, выбравшие другое направление  — сентиментализм, где чувства главнее разума. Роль природы стала гораздо важнее, нежели в классицизме, вдобавок литераторы-сентименталисты подчеркивали важность непреходящих ценностей — дружбы и любви. 

Деление персонажей на положительных и отрицательных сохранилось, но теперь героев и героинь оценивали по эмоциональности. Отрицательные персонажи, зачастую кичливые дворяне, знать — отличались эмоциональной бедностью, холодностью. Положительные персонажи,      обычно незнатные,  —  напротив, эмоциональны, способны влюбляться до помрачения рассудка. Среди западных писателей, создавших сентиментализм, прославились Стерн и Руссо. 

В Российской Империи сентименталистами называли Радищева и Карамзина. И если Радищев на самом деле был не писателем, а революционером, отчасти предтечей Герцена, то Карамзин по праву заслужил лавры сентименталиста. Творение Карамзина «Бедная Лиза» эмоционально, изобилует восклицательными знаками, заканчивается самоубийством главной героини ⎯ возлюбленный женился на богатой женщине. Интересно, что отсылки к произведению Карамзина встречаются у Бориса Акунина.

Бедная Лиза

Фото: AI SEARCH

Жанр главного творения Карамзина, «История Государства Российского» — сентиментализм. Благодаря эмоциональному, доходчивому языку история ожила, стала интересной. Считается, что все значимые творения классической русской литературы так или иначе выросли из карамзинской «Истории». 

Романтизм

В конце XVIII столетия, когда сентиментализм стал популярным жанром, немецкие писатели создали схожее литературное направление — романтизм. Здесь, как и в сентиментализме, чувства важнее разума. В то же время у романтизма свои особенности. Герой вынужден подчиняться суровым правилам, бунтует и ищет идеальный мир, где можно быть самим собой. Стоит отметить, что романтические произведения зачастую связаны с фольклором. 

Пушкин и Лермонтов увлекались романтическим направлением в начале творческого пути. Жуковский начинал как классицист, переводя на русский язык «Илиаду» и «Одиссею» Гомера — считается, что на самом деле такого греческого поэта не было, и он выдуман. А позже, в 1810-х годах, стал писать в духе романтизма. Поэт и переводил на русский язык немецкие баллады, например, «Варвик», и создавал русские, на основе славянского фольклора ⎯ «Светлана», «Баллада о том, как одна старушка…». Интересно, что обычно участники литературного общества «Арзамас» получали прозвища, связанные с балладами Жуковского ⎯ например, сам стихотворец взял прозвище «Светлана», Вяземского прозвали «Асмодеем».

Реализм

Этот литературный жанр появился в начале XIX столетия в Европе и Российской Империи. Главная особенность реализма — писатель стремится к достоверности, и упоминает какие-либо серьезные проблемы в обществе. Быт персонажей описывается отстраненно. В русской литературе реалистическое направление появилось в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова. Они  создали новый тип персонажа «лишний человек», например, Онегин и Печорин. 

Евгений Онегин на балу

Фото: AI SEARCH

Позже реализм проявился и в творчестве Гоголя. Именно этот литератор создал такой тип персонажа, как «маленький человек». Например, петербургская повесть «Шинель», где главный герой — рядовой чиновник.  

Реализм присутствует и в знаменитом творении «Мертвые души». Автор подробно описывает имения помещиков, особенности русской национальной кухни, и часто упоминает проблемы общества, например, нравы уездного города, где от слухов про «мертвые души» стало многолюдно. 

Реалистами были такие знаменитые писатели, как Тургенев и Толстой. Известный пример реализма в творчестве Тургенева — роман «Отцы и дети», где автор придерживался достоверности, и даже перестарался: главный герой-нигилист пытался свести все к «формуле жука», и идея кончилась крахом. 

Толстой тоже реалист, однако его произведения монументальны, перед ними меркнут все творения Тургенева. В романе-эпопее «Война и Мир» помимо достоверности появился новый прием ⎯  деление персонажей на сугубо положительных и отрицательных исчезло. Вместо этого появился иной принцип «поступки и их последствия». Если персонаж осознает ошибки, и пытается их исправить ⎯ значит, он хорош. Противоположный пример — когда персонаж уверен, что все его поступки абсолютно правильны, он плох. Например, Элен Безухова постепенно перерождается в злодейку, и автор губит ее. 

«Война и мир», Бородинское сражение

Фото: AI SEARCH

Модернизм

Это литературное направление сформировалось в европейской литературе. Авторы экспериментировали со структурой произведения, отказывались от традиционных литературных форм. Отличительная особенность модернистских творений — идея самодостаточности персонажей. Правда, слово «самодостаточность» ассоциируется с показной независимостью. 

Символизм

Это направление появилось в Российской Империи на рубеже 1890-х–1900-х годов — граница XIX и XX столетий, и связано с так называемым «серебряным веком» поэзии. В творениях поэтов мистицизм и реализм сплавлялись, центральное место доставалось символу — отсюда название направления, авторы призывали читателей искать высшие идеалы. Самые известные поэты-символисты — Блок и Брюсов.  

Акмеизм

Так получилось, что при использовании символа как универсального способа для передачи идей и эмоций получались «проколы». Попытка «запрячь в одну упряжку» мистику и реальность тоже была с изъяном. Видя изъяны символизма, поэты Городецкий, Гумилев, Ахматова создали такое направление, как акмеизм. 

Откуда пришло название «акмеизм»? На этот вопрос ответил поэт и прозаик Пяст: название напрямую связано с псевдонимом поэтессы Ахматовой. Это значит, что был создан поэтический кружок, а Ахматова стала его духовной предводительницей.  

«Я к розам хочу, в тот единственный сад…» Анна Ахматова

Фото: AI SEARCH

Футуризм

Этот литературный стиль появился к концу 1910-х годов, когда зарождалась Советская Россия. Футуризм связывают с творчеством Маяковского, и неспроста — именно «поэт-хулиган» постоянно призывал отречься от прежних традиций, «ломать старое», создавать творчество будущего. Маяковский стремился обновить поэтический язык, добавив новые слова, однако практически все неологизмы не прижились — они были слишком «искусственными». В финале пьесы «Клоп» поэт показал свое видение будущего. Правда, настоящий 1979 год был таким, что, если бы Маяковский увидел эту реальность — снова бы застрелился.

Маяковский, поэма «Хорошо!»

Фото: AI SEARCH

Постмодернизм

Это направление оформилось в 1960-х годах. Особенность постмодернистской литературы  ⎯  отрицание ограничений и правил, фантастические миры, пародия, отрицание универсальных истин, обилие скрытых смыслов. 

Известный постмодернист — польский писатель Анджей Сапковский, создатель фэнтезийного цикла «Ведьмак». Отсутствует четкая привязка ко времени, много фантастических объектов, автор пародирует известные сказки, например, «Красавица и Чудовище», «Белоснежка и семь гномов», иронически переосмысляет реалии прошлого и настоящего — католицизм назван церковью Вечного Огня, масонство и феминизм названы Ложей Чародеек. 

К постмодернизму относят и «эстетику абсурда», и создание формы без всякого содержания. Содержание постмодернистскому арт-объекту нередко сообщают рекламные компании, критические статьи — нередко заказные.

А. Сапковский, сага «Ведьмак»

Фото: AI SEARCH

О постмодернизме иронично писал Юрий Поляков. В повести «Козленок в молоке» пародийно обыгрывается «Черный квадрат» Малевича. 

Картина «Черный квадрат»

Фото: AI SEARCH

Главный герой вместе с друзьями решил ради шутки решил сделать из обычного парня «гениального писателя», это задумывалось как веселый розыгрыш. В папку положили стопку чистых листов, завязали тесемки, написали броский заголовок «В чашу». Этот «роман» давали на оценку ленивым литературным знаменитостям, и они, не читая, давали хорошие оценки. Каждый отзыв был похвальнее предыдущего. Издательство решило опубликовать «роман», папку с чистыми листами открыли. Последовало недоумение, потом скандал, а потом серия литературоведческих статей, где белый лист в книге определялся как бездна смысла. Издатель понял, что это богатая идея. Роман издали в шикарной обложке, однако все двести листов были чистыми. При хорошей рекламе и разъяснительной работе публика охотно покупала роман. А главный герой, задумавший розыгрыш, написал статью, где отметил, что если картина Малевича «Черный квадрат» стала новым словом в живописи, то роман «В чашу» стал новым словом в литературе. 

Роман «В чашу»

Фото: AI SEARCH

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту