Рады, что вам понравилась статья 😊
Существует несколько систем периодизации русской литературы. В конце XIX века было принято делить литературу на период до монголо-татарского ига, период от монголо-татарского ига до конца XVII века, и, наконец, на современную литературу, охватывающую XVIII–XIX.
Литературоведы и историки более поздних времен значительно переработали и углубили систему периодизации русской литературы. Теперь периодизация выглядит следующим образом:
Считается, что литература как искусство рождается в XVIII веке, поскольку более раннее литературное творчество носило исключительно утилитарный характер.
Письменное и литературное творчество России неразрывно связано с приходом христианства. Первые распространившиеся книги в этом регионе — это рукописные Евангелия, жития святых, различные апокрифические сказания. Не меньшую роль сыграло становления раннефеодального государства в IX веке, когда активно создавалась законодательная литература — судебники, правды, изборники.
Без сомнения на территории Древней Руси существовало богатое фольклорное наследие, и докириллическая письменность, так как князья заключали договора с Византией, купцы составляли купчие, но данных об этих артефактах осталось слишком мало.
Активное развитие письменности, а с ней и литературы начинается именно в феодальных княжествах, как следствие принятия христианства от южных славян (болгар). Важно отметить, что на Русь пришло греческое христианство, точнее, Византийское. И это познакомило население Руси с самой развитой культурой Европы.
Фото: Playground AI
Литература этого периода своеобразна. Прежде всего это исключительно рукописная литература, хотя печатное дело было известно с XVI века. Авторский текст не типичен для произведений этого времени, а творческое начало для древнерусской литературы скорее редкость, чем обязательный элемент. Писатель того времени, это не сочинитель, а учитель, пересказывающий традиционную мудрость читателям.
В начале XI–XII века господствует преимущественно переводная литература религиозно-аскетического содержания. Так древнейший памятник русской письменности это «Новгородский кодекс», включающий библейские псалмы.До наших дней дошли жития святых, патерики (сборники назидательных рассказов), апокрифов (легенды и полуфантастические повести на библейские темы).
Полусветская и светская литература была представлена хрониками, богослужебными книгами, например, «Слово о законе и благодати». Постепенно возникает оригинальная русская литература. В конце XII–XIII веке возникают такие шедевры как «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве».
Фото: Playground AI
В XIV–XV веке литературным произведениям свойственен историзм. Появляются художественные рассказы о катастрофе татаро-монгольского ига, в книгах лейтмотивом звучат призывы к объединению раздробленных княжеств («Задонщина», «Сказание о Мамоевом побоище»).
XVI–XVII век — время преобразования литературного творчества. Писателям тесно в старых рамках, проза становится все более авторской, появляется публицистика, поэзия выделяется как отдельный жанр. Кроме того, авторы Московского царства все чаще обращаются к европейской литературе, полемически воспринимая западные идеи.
В XVIII веке литература России меняется самым коренным образом, впрочем, как и вся страна. Прежде всего реформы Петра I были направлены на преобразование экономической и социальной действительности России, но это было практически невозможно сделать не изменив культурный фон страны.
Приближенные и последователи царя-реформатора осознают отсталость России не только в промышленном или военном деле, они понимают, что культура, господствующая на Руси уже несколько столетий, является безнадежно отсталой, застывшей в развитии и не отвечающей новым реалиям мира.
В первые десятилетия XVIII века формируется противостояние двух культурных лагерей. Традиционные взгляды декларируют представители «столбового» дворянства и религиозные деятели, им противостоят «птенцы Петровы», люди разного происхождения, часто самого простого, объединенные верой в необходимость перемен, считающие, что модель развития России должна стать Европа. Культура становится все более секуляризованной, ориентированной на образцы западноевропейского искусства.
В 30-х годах в русской литературе идет активное становление классицизма. Классицизм, наверное, один из самых упорядоченных и рациональных направлений в истории мировой литературы. Что совершенно неудивительно, ведь это направление основывалось на рациональном восприятии мира, уважении к силам человеческого разума и верой в человеческие силы.
Основными чертами русского классицизма были:
На этот период приходится творчество таких авторов как Тредиаковский, Кантемир, Сумароков, Ломоносов.
Вторая половина XVIII столетия — время расцвета русского классицизма. Окончательно закрепляется силлабо-тонического стихосложение, внедренное Тредиаковским и Ломоносовым, Поэзия перестает быть исключительно «серьезным» направлением в литературе, говорящей о делах божественных или государственных. Активно развиваются жанры басни и любовной лирики.
В развитии драматургии на первое место выходит комедия с французским сюжетом (как правило, любовным треугольником), но русским содержанием. Подобные произведения создавались Лукин, Княжниным, Крылов, Капнист, Фонвизин.
В конце века влияние классицизма идет на убыль. Границы жанров размываются, такой видный поэт как Державин легко смешивает в своих произведениях сатиру, философские размышления и гражданский пафос.
В литературе появляется новое направление — сентиментализм. Его появление как в Западной Европе, так и в России связано с неприятием холодной рассудочности классицизма, пренебрежении миром чувств. Новое направление уделяет основное внимание внутреннему миру человека, его переживаниям и чувствам. Первым русским сентименталистом был Карамзин, в этом же стиле писал Радищев, частично Жуковский.
XVIII столетие оказало огромное влияние на развитие литературы России. Именно писатели этого века создали тот фундамент, на котором выстроится грандиозное здание русской литературы. Давайте упомянем наиболее значимых писателей этого времени.
Кантемир А. М.
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744) младший сын молдавского князя, дипломат и поэт. Отлично знавший европейскую литературу Кантемир писал сатиры, подражая видному французскому классицисту Буало. Но тематика сатир Кантемира всегда связана с русской действительностью — то косные священники, то высокомерные дворяне, уверенные в своем естественном превосходстве своего происхождения.
Тредиаковский В. К.
Василий Кириллович Тредиаковский (1703–1769) — сын священника, которому посчастливилось по протекции попасть в Сорбонну. Поэт и переводчик, он прославился как первый русский филолог. Был одним из инициаторов перехода от силлабического к силлабо-тоническому стихосложению, ввел понятие «стопа».
Ломоносов М. В.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) родился в семье зажиточного крестьянина из Архангельской губернии. Учился в Славяно-греко-латинскую академии, университете Петербурга и университете Марбурга. Прославился как систематизатор российской грамматики, положивший начало современному литературному языку.
Державин Г. Р.
Гавриил Романович Державин (1743–1816) казанский дворянин, сделавший блестящую карьеру (был губернатором, министром, сенатором). В литературе остался как самый яркий поэт XVIII века. Его поэзия отличается удивительной непосредственностью и душевностью, что было совершенно несвойственно «серьезной» поэзии XVIII века.
Фото: Playground AI
Фонвизин Д. И.
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) — московский дворянин и чиновник. Считается создателем национальной комедии, войдя в историю русской литературы, как автор пьес «Бригадир» и «Недоросль».
Радищев А. Н.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — дворянин и чиновник. Получил известность не только благодаря своему главному сочинению «Путешествию из Петербурга в Москву», но и привлек внимание своей горькой судьбой. Вызвав гнев «просвещенной императрицы» слишком вольнодумным произведением, он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь.
Карамзин Н. М.
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) — дворянин из Симбирской губернии, чиновник и крупнейший литературный деятель. Получил всероссийскую известность, написав книгу «Бедная Лиза» — своеобразный канон русской сентименталистской прозы.