Рады, что вам понравилась статья 😊
Романтизм – направление в искусстве и литературе, на первый план выставляющее духовную и творческую составляющие главных героев. В центре внимания романтических произведений всегда находятся сильные и непримиримые личности, обуреваемые страстями и противоречиями, зачастую даже готовые сражаться с собственным характером. Кроме явных бунтарей в центре внимания произведений в духе романтизма огромное значение имеет одухотворенная и целительная природа, ее единение со своим высшим творением – человеком.
Романтизм в литературных произведениях начал ярко проявляться в конце 18-го и начале 19-го века в трудах европейских и американских авторов. Впоследствии это направление стало проникать в различные сферы деятельности человека. В начале 18-го века романтизм соотносили более к литературе, таким образом объясняя все самое странное и живописное, что описывалось в поэзии и драматургии той временной эпохи. Спустя почти столетие романтизм сформировался уже как конкретное, обособленное направление с характерными чертами, собственными образами и конфликтами, противопоставленное обществом в противовес Просвещению и достаточно строгому классицизму.
Впервые о романтизм заговорили в Германии, которая на тот момент страдала от французской оккупации. Там его появлению способствовали такие внутренние течения, как натиск и сентиментализм. Принципиальное отличие романтизма как нового направления заключалось в том, что, в отличие от Просвещения, где был сильно развит культ разума и цивилизации, здесь преобладали природа и естественные человеческие качества, не угнетенные техническим прогрессом и поражающие природным естеством.
Расцвет романтизма ознаменовал собой формирование таких понятий, как туризм и альпинизм, ставшие для людей того времени символами единения с природой. В литературе появился новый образ «благородного дикаря», обладающего гибким умом и мудростью, отсутствием тяготения к новшествам и техническому прогрессу, стремящемуся обрести гармонию с внешним миром и самим собой. Этот образ оказался невероятно близким для представителей многих слоев общества, поэтому не отвергнутый социумом романтизм укоренялся и развивался в литературных произведениях, живописи, архитектуре и скульптуре. Пик популярности этого направления приходится на первую декаду 19 века, но спад наступает очень неожиданно и стремительно. Романтизму в Европе суждено было просуществовать не более полувека. Оказав сильное влияние на умы того времени, даже после угасания популярности романтизм продолжал оказывать влияние на труды авторов вплоть до окончания 19-го столетия. Основные черты романтизма впоследствии дают начало таких направлений, как символизм, декаданс и неоромантизм.
Романтизм как литературное направление особенно ярко проявляется в своих основных конфликтах и идеях. Герои произведений – это всегда люди, находящиеся в состоянии поиска себя, смысла жизни, ищущие вдохновения и баланса. Бродяжничество, стремление к путешествиям или скитаниям объясняется смятением души, терзаниями ума и желанием найти покой измученному духу.
У романтизма, как и у любого другого литературного направления, ярко выражены собственные конфликты. Они обусловлены тем, что сложная и очень восприимчивая душевная организация главного героя заставляет его конфликтовать с окружающим миром, бороться за собственные права и свободы. Герой восстает против пошлых устоев общества, проявляет бунтарство, ломает условности. Внутренний конфликт личности и окружения проявляется не только в поступках героя, но и его переживаниях и умозаключениях. Самым ярким примером такого бунтаря является главный герой романа Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» Чайльд-Гарольд. В русской литературе – это тот самый Печорин из «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Основной конфликт харизматичного и обаятельного Печорина – наличие большого разрыва между действительностью и идеализированным миром.
Романтизм как направление мировой культуры имеет три основных этапа становления и развития:
Ранний романтизм, начавший формирование в конце 18 века; Развитый романтизм: период расцвета и популярности (30 – 40ые годы 19 века); Поздний романтизм (вторая половина 19 века).
Отмечается, что данное временное разделение не соответствует полной картине развития романтизма, этот процесс лучше соотносить с различными национальными направлениями. Например, в Германии романтизм считался уже вполне зрелым с собственной системой романтических жанров уже в начале 19 века, тогда как в других странах он едва зарождался и развивался под влиянием социальных и политических событий.
Второй этап развития романтизма связывают, преимущественно, с творчеством гейдельбергских авторов. Исторически ранний этап очень быстро перешел в развитый, поскольку в тот период Германия была оккупирована французскими войсками Наполеона и немецкий народ крайне быстро переосмыслил национальное самосознание. В тот период жемчужинами романтизма становятся сказки братьев Гримм, сборник «Волшебный рог мальчика», который был создан Арнимом и Брентано.А уже в 20-ые годы романтизм в Германии начинает себя изживать, ему на смену приходят новые литературные течения.
В Англии начала 19 века романтизм развивается не менее ярко и бурно. Ярким представителем в поэзии становится Вальтер Скотт. Он оказал огромное влияние на становление мировой литературы. Здесь романтизм приобрел национальную специфику, тесно переплетясь с реализмом. Это заметно в произведениях Диккенса. Его романы написаны очень реалистично, но при этом не лишены романтических элементов.
Во Франции в это время пропитывают романтизмом свои творения Шатобриан, Жермена де Сталь, Констан, Сенанкур. К слову, романтизм как обособленное литературное направление во Франции сформировался только к 1830-м годам, когда в Германии и Англии уже наметился спад. Французские романтики с остервенением начали бороться за новую драму. Основоположником здесь стал Гюго, в тот момент активно пропагандирующий необходимость реформы прозы и поэзии. Впоследствии романтизм проник в произведения Жоржа Санда, Дюма, Ламартина, Виньи, Сент-Бева.
Русский романтизм начал формироваться как литературное направление в Российской империи в первой половине 19 века. Пик популярности в искусстве был зафиксирован в 1830-х годах. Писатели и поэты того времени оказались под сильным влиянием немецкого и английского романтизма, однако для Российской империи и ее творцов характерны собственный самобытный взгляд на романтизм с его исконно русскими героями и конфликтами.
Романтизм начал развиваться на российских территориях на фоне национального подъема после сокрушительного поражения Наполеона. В то время русский романтизм. Безусловно, развивался под воздействием западноевропейских взглядов. В русской литературе главный герой романтического произведения – бунтарь, обладающий незаурядными чертами характера и тонкой душевной организацией. В нем борется много чувств, он вступает в открытый конфликт не только с обществом, но и с самим собой. По сути, его характер, внутренние и внешние конфликты очень схожи с основными чертами романтизма европейских стран. Также поэты и писатели Российской империи переняли у соседей способ описания пейзажей и природных катаклизмов. В это же время происходит сепарация поэта или драматурга со своим героем. Творец и сам начинает задумываться над собственным местом в обществе. Поэт вырастает над своим произведением, подчеркивая тем самым, что ему не чужды обычные житейские радости, но в нем еще жива способность достигать более высоких материй.
Кроме того, в произведениях русских поэтов все чаще находят место различные иносказания, метафоры, романтические образы. Они выглядят гораздо прогрессивнее, чем метафоры, присущие классицизму. В работах Батюшкова и Жуковского, например, появляются такие словосочетания, как «прохладная тишина» или «кромешная непроглядность». Они не логичны в обиходе речи, но в произведениях наиболее емко, органично и ярко характеризуют описываемую ситуацию.
Литературоведы и историки изучали романтизм не только в развитых на тот момент Германии, Англии и Франции. Исследования, проведенные в США, Дании, Венгрии, Австрии и Италии привели к выводу, что романтизм в географическом смысле развивался неоднородно и проявлялся по-разному в разных государствах и на разных континентах. Это позволяет расширить временные и хронологические рамки романтизма и выделить идеи разных национальных типов романтизма.