22.08.2024
#Машиностроение
42

Особенности развития машиностроительной отрасли в XXI веке

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1.  Современное машиностроение и его проблемы
  2. Тенденции и проблемы развития машиностроительных предприятий
  3. Основные проблемы машиностроительного комплекса
Фирсов В.
Эксперт по техническим предметам

 Современное машиностроение и его проблемы

В рыночной экономике текущего века ярко проявляются две тенденции – снижение материалоемкости техники и уменьшение размеров серий выпускаемых изделий. Заводы, не придерживающиеся таких условий, быстро выбрасываются на обочину развития. При этом ценовая политика вторична, поскольку стоимость продукции определяется спросом на нее. Таким образом от производителей требуется гибкость технологий, затрагивающая все стадии производственного процесса — от использования автоматизированных производственных линий до операций упаковки готовой продукции. 

Естественно, что для производителей важнейший фактор — первоначальная цена выпускаемого оборудования. Лица, принимающие решения, стараются как можно быстрее окупить вложенные инвестиции. При этом уделяется внимание производительности, надежности машиностроительного оборудования, оснастки и инструмента, а также стоимости жизненного цикла (стойкости и долговечности).

Общий вид сборочного конвейера автомобильного предприятия

Общий вид сборочного конвейера автомобильного предприятия Сгенерировано программой https://www.iloveimg.com

Проблемы автоматизации

Автоматизация машиностроительного производства, как говорится, палка о двух концах. Для ее внедрения необходимо выполнение следующих условий:

  1. Точность деталей, с которыми работают средства автоматизации, должна быть высокой и соответствовать техническим требованиям (а не заводским стандартам).
  2. Автоматизирующие устройства должны показывать номинальную производительность в условиях запыленности воздуха, колебаний внешних температур, изменений в механических свойствах обрабатываемой продукции.
  3. Снижение удельных энергетических затрат в расчете на единицу товара.
  4. Регулярное техническое обслуживание, замена, ремонт элементов.

Некоторые из этих требований выполняются в условиях прецизионного машиностроения (радиоэлектроника, приборостроение, аэрокосмические и военные отрасли), однако до вышеперечисленных условий еще далеко на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения или на специализированных кузнечно-штамповочных заводах.

Пока труднорешаемым вызовом является универсальность исполнительных элементов средств автоматизации. Например, робототехнологические комплексы трудно адаптируются к значительной номенклатуре продукции и, в силу конструктивных ограничений, не способны показывать высокую производительность.

Роль инноваций в машиностроительном производстве

Целью инноваций считается повышение эффективности производства, качества товаров и услуг, а также снижение себестоимости. Применительно к машиностроению долгосрочные финансовые вливания в технологические процессы должны обеспечивать:

  • Создание и применение «интеллектуальных» машин, способных общаться, обучаться и адаптироваться к изменяющимся производственным условиям, производя при этом технологически сложные детали с меньшими отходами и энергетическими затратами.
  • Повышенную безопасность и надежность составляющих, участвующих в создании новой техники.
  • Устойчивость применяемых в машиностроении промышленных систем.

Инновации способствуют также развитию экологически чистых и возобновляемых источников энергии: ветряных турбин, солнечных панелей и плотин гидроэлектростанций. Важно это и, например, при производстве медицинского оборудования.  

Однако внедрение инновационных процессов сопровождается появлением ряда проблем и рисков:

  • Постоянная корректировка стандартов и технических требований на продукцию машиностроения, что требует долгосрочных инвестиций в проектно-конструкторские решения и инфраструктуру предприятий.
  • Нарушение социально-этических норм в регионах, где преобладают «традиционные» низкотехнологичные отрасли.
  • Резкое увеличение затрат на подготовку и переподготовку специалистов.

Поскольку машиностроение относится к многопрофильным отраслям индустрии, то для преодоления этих сложностей потребуется время.

Тенденции и проблемы развития машиностроительных предприятий

Революцию в металлообрабатывающей промышленности, формируя её будущее, производит цифровая трансформация.

Компьютерное проектирование машиностроительного узла

Компьютерное проектирование машиностроительного узла. Сгенерировано программой lens.google.com

Цифровизация в машиностроении – главнейшая тенденция столетия

Интеграция цифровых технологий привлекательна для бизнеса, а потому быстро развивается. За последние годы в механических цехах всё чаще встречается то, что называют  индустрией 4.0 или умным производством. В машиностроении цифровая трансформация предполагает оптимизацию:

  • Технологических процессов и операций обработки материалов.
  • Производительности на различных этапах, что исключает образование сверхнормативных запасов сырья/товаров или, наоборот, простоя оборудования.
  • Общей эффективности. 

Используя цифровизацию, машиностроение достигает высокой точности, слаженности и скорости технологических процессов на всех стадиях.

Под цифровыми технологиями подразумевают робототехнику, Интернет вещей, искусственный интеллект и анализ данных. Эти технологии позволяют вести мониторинг времени и анализ производственных данных, что обеспечивает оперативное профилактическое обслуживание и приемку упреждающих решений. Таким образом цехи беспрепятственно соединяют различные компоненты в производственной и экологической системах.

Эта взаимосвязанность обеспечивает постоянный контакт как между отдельными единицами оборудования, так и со смежными системами. Например, при управлении цепочками поставок или программным обеспечением, контролирующим взаимоотношения с потребителями.

Проблемы цифровой трансформации

К сложностям относят преодоление барьеров на пути внедрения технологий. Не все руководители машиностроительных предприятий решаются инвестировать в новые технологии, опасаясь роста стоимости товаров, сложности и нарушения рабочих процессов. Кроме того, наблюдается недостаточная осведомленность или понимание преимуществ, которые обеспечивает цифровизация. 

Проведенные исследования показывают, что производители, принявшие решение об использовании цифровых технологий в машиностроении, добиваются увеличения прибыли на 40%. Однако необходима смелость в том, чтобы соотнести предлагаемые цифровые решения с растущими требованиями к готовой продукции и выделиться в динамичной среде, сохраняя при этом гибкость и эксплуатационную устойчивость выпускаемой продукции.

Еще одна серьезная проблема — переквалификация рабочей силы, способной квалифицированно управлять автоматизированным оборудованием и оснасткой. Для  эксплуатации и обслуживания новейших технологий работающим в механических цехах необходимо приобретать новые навыки. А это требует инвестиций в обучающие программы и создание культуры непрерывного обучения внутри персонала самого предприятия.

Защита данных

С ростом возможностей подключения к общезаводской компьютерной сети и обмена данными между машинами возрастает риск кибернетических угроз и несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Обеспечение мер кибербезопасности становится обязательным условием защиты критически важных данных и поддержания доверия клиентов.

Преодоление этих проблем требует стратегического подхода, который включает в себя: 

  • Устранение барьеров к внедрению технологий.
  • Опережающее обучение работающих. 
  • Убеждающую демонстрацию преимуществ, которые дает цифровая трансформация процессов машиностроения.
  • Применение мер кибербезопасности с целью защиты ценных массивов данных.

Для решения поставленных задач руководители машиностроительных предприятий всё активнее формируют собственные научно-исследовательские центры, работа которых направляется на решение конкретных производственных задач. 

Основные проблемы машиностроительного комплекса

А как в Российской Федерации?

В нашей стране пока отсутствует цельная классификация предприятий и объединений, продукция которых соответствует признакам машиностроения. Существующие предложения — слишком общие и не учитывают тенденции, сложившиеся в мире. Отсюда разнородность предлагаемых подходов по преодолению отсталости технологических и управленческих составляющих. Ситуацию усугубляет также изолированность российской экономики от мировой. 

Негативный фактор, тормозящий развитие отечественного машиностроения — децентрализованность управления на уровне государства. Так, в автомобильной промышленности пятая часть прибыли приходится на три корпорации: ВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ. Та же тенденция наблюдается и среди лидеров в отрасли сельскохозяйственного машиностроения — Ростсельмаша и ЧТЗ. И так далее. Поскольку существует стойкая зависимость концентрации производства от прибыльности, то другим машиностроительным заводам, которые находятся вне влияния указанных олигархических групп, труднее выдерживать конкуренцию и инвестировать в новые технологии. 

Следующая проблема —качество подготовки персонала. Если цифровые технологии и средства автоматизации возможно разработать, приобрести лицензию (что тоже непросто) или купить в третьих странах, то обучающие программы разрабатываются самостоятельно. 

По факту российскому машиностроению ежегодно требуется обновлять до:

  • 48% производственного персонала (рабочих);
  • 25% инженеров-конструкторов;
  • 18% инженеров-технологов.

Доля обновления прочих категорий — мизерная.

Методы решения проблем отрасли

Учеными выработаны следующие пути преодоления проблем российского машиностроения:

  1. Внедрение импортозамещающих технологий.
  2. Диверсификация (с помощью государства) источников финансирования передовых проектов. 
  3. Разработка и внедрение в производственную практику нового оборудования и процессов, учитывающих мировые образцы и тенденции.
  4. Коренное обновление парка существующего оборудования.
  5. Продвижение продукции машиностроения на мировых рынках.
  6. Совершенствование отраслевой структуры.
  7. Пересмотр условий найма рабочего персонала.
  8. Утверждение на государственном уровне программ поддержки предприятий машиностроительного комплекса.

Принятие этих решений позволит со временем отказаться от импорта технологий и оборудования в пользу продажи высокотехнологичных товаров машиностроения.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту