Степень числа: определения, обозначение, примеры

Содержание:

Степени — это понятие, знакомое всем со времени средней школы. Однако далеко не все до конца понимают, что они означают, как и для чего применяются в алгебре, а также как их можно использовать.  Чтобы разобраться детально в этом вопросе, нужно в первую очередь вывести определение понятию, узнать все про свойства степеней, детально проанализировать каждое из них. Далее разобраться со всем алгебраическими действиями, которые можно производить и попробовать совершить каждое из них на практике. Понять, какие есть варианты и нюансы, чтобы не путаться в них при дальнейших вычислениях. 

Данная тема начинает изучаться в средней школе и продолжает встречаться плоть до ее окончания, а также после, если ученик поступит в профильное высшее учебное заведение. Не допускать в ней ошибок поможет данная статья, где детально будут разобраны все нюансы. 

Понятие

Степенью значения a с натуральным показателем n называют результат, полученный после умножения a самого на себя n количество раз. В виде формулы вышесказанное можно записать так:

an=a∗a∗…∗a

Графически степень можно обозначить как an для простоты использования. 

В качестве примера можно привести 4 в степени 8, где а=4, а n = 8. Так 48 по заданной формуле будет выглядеть как: 48=4*4*4*4*4*4*4*4

Результат в этом случае будет 2304.

Можно привести и ряд других примеров. Так:

  1. 25=322. 
  2. 68=16796163. 
  3. 57=781254. 
  4. 93=7295. 
  5. 35=243 и т.д.

Подбирать примеры можно до бесконечности. Алгебраические действия всегда проводятся по одному и тому же алгоритму.

Однако высчитывать все каждый раз сложно. Особенно в случаях с крупными значениями. Важно понимать, что в an можно возводить не только простые числа, но и любые другие. Для этого существуют специальные таблицы, речь о которых пойдет далее.

Также стоит сделать акцент на второй и третий степени. Обычно в этих случаях говорят «в квадрате» или «в кубе» соответственно. Однако обе формулировки уместны и не будут ошибочными.

Однако не стоит забывать, что функционал степеней гораздо шире, чем может показать при первичном ознакомлении с этой темой.

Свойства 

У степеней есть определенные свойства. О них нужно поговорить подробнее, чтобы понять, что они собой представляют.

Всего существует пять свойств. А именно:

  • произведение;
  • частное;
  • возведение степени в степень;
  • возведение в степень произведения
  • возведение в степень частного.

При каждой из них выполняется определенный алгоритм действий. О них стоит поговорить подробнее, чтобы понять, что они представляют собой.

Произведение

Если нам нужно перемножить два одинаковых значения с разными степенями, то нужно просто сложить их между собой, а число оставить без изменений.

В виде формулы это можно выразить следующим образом:

an * am = am+n 

Если проиллюстрировать это реальным примером, то получится следующее:

42*43=42+3=45=1024

Или же:

53*55=53+5=58=390625

В этом случае следует помнить, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. 

Частное

Это действие прямо противоположное предыдущему. Нам нужно разделить два одинаковых числа с разными степенями. В этой ситуации решение обратное: нужно вычесть один показатель из другого.

Графически это действие можно выразить как:

am/an=am-n

Если продемонстрировать решение на реальном примере, то получим:

64/62=64-2=62=36

Таким легким способом можно решить поставленную задачу. 

Возведение степени в n

Если нам нужно возвести значение в n, а потом полученный результат еще раз в степень, то эту процедуру можно упростить, если перемножить их друг с другом. Само число, как и в предыдущих случаях, остается неизменным.

В виде формулы — это будет выглядеть так:

(an)m = an*m 

В качестве реального примера:

(23)5=23*5=215= 32768

Зная формулу и умея применять ее на практике, можно найти верное решение. 

Возведение в n произведения

Если нам нужно возвести в n произведение двух разных чисел, то мы должны возвести в указанное значение каждое из них, а затем перемножить между собой.

Это выражается такой формулой:

(a* b)n = an*bn

В виде конкретного примера это будет выглядеть следующим образом:

(2* 3)4 = 24*34=16*81=1296

Так мы получаем верный ответ.
Возведение в n частного
Аналогичная ситуация происходит, если нужно поделить два значения, а потом возвести их в n. Единственное отличие, как можно понять из предыдущих свойств, будет заключаться  в том, что в этот раз числа не складываются между собой, а второе вычитается из первого.
В виде формулы это выглядит так:
(a:b)n = an:bn 
Если подставить в нее конкретные значения, то получим решение примера:
(4:2)6 = 46:26=4069:64=63,5
Это все базовые свойства, о которых следует помнить. Владение ими облегчит решение различных алгебраических задач. 

Таблица 

Самостоятельно можно возвести значение в квадрат или в куб. Однако потом возникают сложности. Если высчитывать результат самостоятельно, то это занимает много времени, к тому же легко допустить ошибку. Именно поэтому были созданы специальные таблицы, где все прописано. Достаточно просто заглянуть в одну из них, чтобы получить нужный результат.
Пример одной из таких таблиц:
Таблица квадратов
С ее помощью можно свободно решать поставленные математические задачи и не опасаться допустить элементарную арифметическую ошибку.

Формулы сокращённого умножения 

Формулы сокращенного умножения выглядят следующим образом:

Формулы сокращённого умножения

Чтобы понять, как они работают, нужно разобрать каждую формулу на практике:

Разность квадратов:

42-32 = (4-3)*(4+3)=1*7=7

Если пересчитывать этот пример, возводя в квадрат каждый показатель, то получим тот же результат. Так можно себя проверить, если речь идет о несложных примерах. В случае с более серьезными заданиями, формулы сокращенного умножения являются спасением.

  • Квадрат суммы двух чисел: (2+3)2=22+2*2*3+32=4+12+9=25
  • Квадрат разности: (7-2)2=72-2*7*2+22=49-28+4=25
  • Сумма кубов: 23+33=(2+3)*(22-2*3+32)=5*(4-6+9)=35
  • Разность кубов: 33-23=(3-2)*(32+2*3+32)=1*(9+6+9)=24
  • Куб суммы двух чисел: (3+4)3=33+3*32*4+3*3*42+43=27+108+144+64=343
  • Куб разности: (6-3)3=63-3*62*3+3*6*32-33=216-324+162-9=27

При знании формул и умении им пользоваться можно сэкономить время.

С целым показателем 

В показателях n могут стоять не только натуральные числа, но и вообще любые целые значения. Сюда же входят и отрицательные, и нули, ведь они тоже принадлежат к множеству целых чисел. Это несколько усложняет задачу, однако важно научиться работать с этими случаями.

Число в нулевой степени всегда обозначает единице. Если нужно умножить показатель в любой n на значение в нулевой (аm*a0), в этом случае возводим первое число в указанную n без излишних математических действий. Как уже выяснили из приведенных выше формул, степени суммируются между собой, а не складываются, поэтому нет никакого смысла прибавлять ноль.

Если же перед нами значение в отрицательной степени, то в этой ситуации все работает по общим правилам.

С рациональным показателем

Во множество рациональных чисел входят как целые, так и дробные, при этом последние можно представить, как обыкновенные дроби (положительные или отрицательные). Чтобы показать работу на примере, нужно найти a с дробным показателем m/n, где n – натуральное, а m – целое.

Представим значение am/n.  Для того чтобы вычислить равенство (am/n)n , нужно аm/n*n. Соответственно, в итоге получим аm. Если учесть полученное равенство [am/n]n = am и то, как мы определили корень n, то логично принять  a n/m = n √am при условии, что при данных m, n и a выражение  n √am имеет смысл.

Далее нам необходимо определить, какие именно ограничения на значения переменных накладывает такое условие. 

С иррациональным и действительным показателем

Известно, что множество действительных чисел можно рассматривать как объединение множеств рациональных и иррациональных. Поэтому an с действительным показателем можно будет считать определенной, когда будут определены an с рациональным и иррациональным показателем. 

Степень положительного числа an с иррациональным показателем a записывается как aa. Его значение — это предел последовательности a0, a1, a2, … где a0, a1, a2 последовательные десятичные приближения иррационального a. X² с нулевым основанием определяются и для положительных иррациональных показателей, при этом 0a=0. Это правило иллюстрирует пример:

06=0,03√21/3=0. А для отрицательных чисел этого сделать нельзя, поскольку, например, значение 0−√5 или 0−2π0-5 не определено. Единица, возведенная в любую иррациональную степень, остается единицей, например, и 1√2  или 1-5 все равно будут равны 1.

Последовательности рациональных чисел a0, a1,  a2… соответствует последовательность aa0, aa1,  aa2. В качестве примера возьмем  3, a=1,67175331  и a0=1.67, a1=1,6717, a2=1,671753…, тогда  aa0=31,67, aa1=31,6717, aa2=31,671753…

Наконец, последовательность aa0, aa1,  aa2, … сходится к числу, которое и является значением степени a с иррациональным показателем. Вернемся к нашему примеру: an с иррациональным показателем 3 1,67175331  сходится к результату, который с точностью до сотых равно 6,27.

an нуля определяется для положительных иррациональных показателей, при этом 0a=0 . А степень 0 с отрицательным иррациональным показателем не определяется. Отдельно стоит сказать про иррациональную степень единицы – она всегда равна 1. 

Сложение и вычитание степеней

Основные принципы сложения и вычитание одинаковых чисел, возведенных в n, уже были продемонстрированы выше. Для этого нужно просто вычесть их или сложить, само значение при этом остается неизменным.

Совершенно по-другому обстоит дело, если речь идет о разных числах, которые надо сложить друг с другом или вычесть второе из первого.

В этом случае каждое из них нужно возвести в указанную an и лишь потом совершать заданные арифметические действия. 

Чтобы продемонстрировать это, можно привести конкретные примеры:

24+32=16+9=25

73-42=343-16=327

Так мы получаем готовые решения. Никакие способы упростить эту задачу не предусмотрены.  

Деление и умножение степеней с одинаковыми показателями

Если нужно перемножить два числа, возведенных в одну и ту же n, то это делается следующим образом:

an*bn = (a* b)n 

Если приводить пример, то выйдет, что:

42*32=(4*3)2=122=144

С делением все обстоит аналогичным образом:

an/bn = (a/b)n 

Или:

42/22=(4/2)2=22=4.

Деление и умножение степеней с разными показателями

Последнее, что затрагивается в этом вопросе — это деление и умножение степеней с разными показателями.  Здесь положение вещей обстоит сложнее, чем в предыдущем разделе.
Чтобы решить пример, нужно каждое число поставить в нужную n, а потом поделить их или умножить. Никаких упрощенных формул в этой ситуации нет.
Таким образом получаем:
53*42=125*16=2000
Или же:
92/33=81/27=3
Таким образом мы получаем полностью решение примеры.
Степени — сложный и многогранный раздел алгебры. Однако если уметь с ним работать и пользоваться вспомогательными материалами, специальными формулами и таблицами, то процесс решения пойдет гораздо быстрее и проще. Важно не путать свойства между собой, внимательно запоминать формулы и перепроверять решение.
Нужна помощь в написании работы?
Мы вам поможем!

Средний бал 4,8

Трехступенчатая проверка

Срочные заказы за 2 часа

Скидка на первый заказ

Узнайте стоимость работы