Способна ли медицинская сестра самостоятельно лечить пациента? Ответ: в некоторых ситуациях да, может. Сестры играют не менее важную роль в процессе лечения. Выполняют практически все уходовые манипуляции. Ассистируют во время практики врача. Участвуют в оперировании или проведении диагностики (КТ, рентген, УЗИ и другие). Как формировался сестринский процесс? Что обозначает? Какова его роль в лечении? Ответим на вопросы в данной статье.
Понятие и сущность сестринского процесса
Определение Сестринский процесс – деятельность медицинской сестры, направленный на лечение больного и уход за ним. Включает в себя практические и научно-исследовательские методики. Важное в процессе – взаимодействие сестры и пациента. Определение дала американская практикующая медсестра Лидия Холл в 1955 году.
Цель практики. Перечислим цели сестринского процесса в списке.
- Помочь пациенту излечиться от болезни.
- Участвовать в восстановительных и профилактических манипуляциях.
- Работать в операционных, диагностических кабинетах, санитарных помещениях.
- Удовлетворять все потребности пациента.
То есть они осуществляют все вспомогательные действия, которые не касаются принятия метода лечения или выписки медикаментов.
Какова роль медсестры в сестринском процессе?
- Организует и исполняет уход за больным.
- Составляет ему компанию.
- Отвечает на вопросы.
- Защищает его интересы.
- Следит за соблюдением порядка в стационарном и клиническом отделении.
- Сестра выступает в роли контролера, защитника, воспитателя, психолога и даже няни.
Кто еще участвует в сестринском процессе? Косвенно влияют и родители больного. Навещают в часы, отведенные для посещения. Приносят продукты. Разговаривают и сообщают новости. Так пациент не чувствует себя одиноким и уверен в своей необходимости для других.
Виды медицинских сестер
В больнице строго распределяются обязанности медперсонала. Распределим специалистов по уровням.
- Младшие – выполняют уход за больным, поддерживают больницу в чистоте, доставляют анализы по кабинетам, выполняют остальные несложные манипуляции.
- Средние – выполняют простые медицинские процедуры, в обязанности входит уход за больными, помогают при проведении диагностики.
- Высшие – проводят манипуляции пациентам с узким профилем заболевания, отслеживают состояние, участвуют в уходе, оказывают помощь при обследовании врачом.
- Старшая медицинская сестра – координирует и регулирует деятельность всех медсестер в отделении, распределяет задачи и обязанности, следит за имуществом больницы, при необходимости оказывает дополнительную поддержку.
В больнице несколько отделений. Можно распределить сестер по профилю пациентов, с которыми они работают.
- Психиатрическая сестра – проводит терапевтические сеансы-беседы, выдает лекарственные препараты, оказывает поддержку пациенту, работает с зависимостями и психическими расстройствами.
- Акушерская сестра – работает с беременными, новорожденными и роженицами; оказывает эмоциональную поддержку, особенно при родах, следит за состоянием рожениц и детей, ассистируют при родах.
- Педиатрическая сестра – работает с детьми и подростками, ставит прививки, измеряет рост и вес на приемах и диспансеризациях, оказывает неотложную медицинскую помощь, консультирует родителей ребенка по всем вопросам здоровья.
- Онкологическая сестра – ухаживает за онкологическими пациентами, проводит манипуляции и помогает врачу на приеме.
- Хирургическая сестра – подготавливает пациента, персонал и помещение для проведения операции, контролирует наличие материала, отслеживает чистоту и стерильность, заботится о больном после операции, убирает дренажи.
- Сестра-анестезистка – подготавливает больного к анестезии, следит за состоянием, контролирует стерильность инструментария, контролирует состояние пациента.
- Паллиативная сестра – работает с тяжелобольными пациентами, ухаживает и оказывает психологическую поддержку.
- Гериатрические сестры – работают с пожилыми людьми, чаще в доме для престарелых, оказывают помощь и обеспечивают уход, консультируют пожилых людей по вопросам здоровья.
Этапы сестринского процесса
Первый этап: оценка состояния и обследование пациента. Необходимо собрать первичную информацию. Применяемые методы разделяются на три группы.
- Субъективные. Для начала спросить у пациента о самочувствии. Спросить, есть ли у него жалобы. Дальше необходимо оценить его анамнез, отношения с близкими людьми, текущее состояние. Чтобы выведать информацию, нужно завести с ним разговор. Если больной разговаривать не может, то вопросы задают родителям или сопровождающим. Проверить медицинскую документацию.
- Объективные. Данные, полученные с медицинского осмотра: частота сердечных сокращений (ЧСС), частота пульса в лучевых артериях (ЧП), частота дыхательных движений (ЧДД). Измеряют давление, сатурацию. Проверяется психологическое состояние больного.
- Дополнительные обследования. Данные с лабораторных методов исследования: УЗИ, рентгенография, КТ, МРТ и прочие.
Второй этап: сестринский диагноз. По сущности различают два вида проблем. Реальные проблемы беспокоят пациента здесь и сейчас. К ним относят нехватку ухода, боль. Потенциальные проблемы могут появиться с течением времени. Среди них пролежни, нехватка общения, осложнения симптоматики. Реальные необходимо решить сейчас. Появление потенциальных проблем предотвратить.
По отношению пациента к заболеванию можно выделить физиологические, психологические, духовные и социальные проблемы.
- Физиологические – касаются здоровья пациента, оцениваются его состоянием и самочувствием, к ним относят боли, ощущения.
- Психологические – оценивается психоэмоциональным состоянием пациента, к ним относят переживания, невроз, тревоги.
- Духовные – касаются самоопределения пациента, оценка ценностей и собственного предназначения.
- Социальные – касаются состояния больного в обществе.
Еще бывают объективные и субъективные проблемы. Субъективные высказывает пациент. Объективные выявляет медицинская сестра.
По опасности можно выделить три типа проблем:
- Первичные необходимо как можно быстрее решить. Их решают в первую очередь, так как они угрожают жизни.
- Промежуточные необходимо решить в следующем порядке. Однако опасности от них меньше.
- Вторичные не имеют никакого отношения ни к заболеванию, ни к диагнозу и прогнозу.
Третий этап: сестринское планирование. Сестра определяет свои дальнейшие действия.
- Постановка целей и задач. Цели делятся на краткосрочные (1-2 недели) и долгосрочные. Задача сестры – сосредоточиться на пациенте и его состоянии.
- Определение следующих манипуляций. Составление списка процедур, необходимых пациенту для выздоровления. Процедуры прописаны в документе. В нем указаны время проведения, необходимые оборудование и инструмент, обязанности сестры.
- Составление плана проведения манипуляций. Все действия и процедуры планируются по порядку. Сестра делает список задач на рабочий день или читает готовый, чтобы успеть обойти каждого пациента.
Четвертый этап: выполнение сестринских манипуляций согласно плану. Следует списку задач. Консультирует и объясняет больному, как правильно принять лекарства.
Пятый этап: оценка эффективности сестринского ухода. Оценка ухода составляется из мнений нескольких лиц. К ним относят практикующую сестру, пациента, родственников пациента, старшую медсестру.
Для начала учитывается изменение состояния пациента. Сестра спрашивает у него о самочувствии. Затем смотрит на внешнее проявление заболевания. Возвращается к поставленной цели и смотрит: выполнена ли она.
Если сестра неправильно определила действия, ей необходимо пересмотреть старый план и подготовить новый. Чтобы исключить ошибки, за процессом наблюдает старшая медсестра.
Основные компоненты сестринского процесса
Каждая процедура делится на три этапа-компонента.
- Действия. Дает четкую формулировку предстоящим процедурам. Определяет место расположения пациента и место хранения препаратов и инструментов.
- Критерии: дата, время, расстояние. Определяет время выполнения и дату проведения процедуры. Решает, как и каким путем доставит пациента до нужного кабинета. Возможно понадобятся кресло-каталка или носилки.
- Условия: с помощью кого или чего. Назначает, при необходимости, помощников. Готовит необходимые инструменты.
Дальше медсестра приступает к выполнению процедуры. Делает это качественно и не торопясь. Помнит, что от ее действий зависит состояние пациента.
Примеры реализации сестринского процесса на практике
Сестринский процесс реализован в виде вмешательств. Их также можно поделить на три группы. Перечислим и приведем примеры.
- Зависимые. Выполняет назначение врача, докладывает данные о состоянии и изменениях.
- Независимые. Контролирует реакцию пациента на лечение, ухаживает за пациентом, проводит профилактику внутрибольничной инфекции, оказывает доврачебную помощь.
- Взаимозависимые. Совместно с врачом проводит манипуляции, консультируется с сотрудниками и высшими специалистами.
Подведем итог. Сестринский процесс – действия медсестер, направленные на лечение и восстановление больного. В него входят задачи по диагностике, профилактике, терапии, уходу и консультированию. Обязанности в больнице разделены между несколькими видами сестер. Сестринский процесс включает пять этапов. В ходе процесса сестре необходимо сформулировать задачи и выполнить их. Ряд процедур она выполняет одна. А некоторые проводит совместно с врачом. Главное в сестринском процессе – взаимосвязь пациента и сестры.