09.09.2024
#Менеджмент
42

Деловые коммуникации: сущность, формы, функции

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие деловой коммуникации
  2. Сущность деловой коммуникации
  3. Формы деловой коммуникации
  4. Функции деловой коммуникации
  5. Этика деловой коммуникации
  6. Особенности деловой коммуникации, о которых надо знать
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам

Понятие деловой коммуникации

 

🤔 Определение

Деловая коммуникация — это культура служебного общения, способ взаимодействия между людьми на рабочем месте, принятый в организации.

 

Культура служебной коммуникации включает:

  • корпоративные деловые контакты;
  • внутренние и внешние коммуникации;
  • контакты работников с руководством;
  • общение менеджеров высшего звена (управление коммуникациями — мониторинг, системное планирование, организация связи, разработка и распространение новых технологий и директив);
  • кризисные коммуникации.

Коммуникативная культура формируется на всех организационных уровнях, в разных сферах делового общения, включает знания, умения и навыки в области деловых и межличностных контактов, нужные для достижения целей компании и успеха ее сотрудников.

Сущность деловой коммуникации

Деловое общение — обмен служебной информацией внутри компании, между организациями и частными лицами за пределами компании. Удачная организация деловой коммуникации улучшает имидж компании, помогает в решении повседневных служебных задач и в реализации бизнес-проектов.

Целевыми аудиториями корпоративных коммуникаций являются клиенты, деловые партнеры и потенциальные инвесторы.

Эффективный и открытый обмен информацией создает благоприятную рабочую среду. Появление удаленной работы и рассредоточение рабочих мест открывает коммуникационную культуру, которая поддерживает сотрудников на связи, вовлекает в рабочий процесс, вдохновляет на деловое общение.

 

🤔 Определение

 Корпоративное общение — информационное взаимодействие, обмен информацией и профессиональными знаниями, нацеленное на решение конкретных задач.

 

Руководители успешных компаний поддерживают и поощряют содружество между различными командами и разработчиками. Сотрудничество важно для достижения общих бизнес-целей и получения конкурентного преимущества на рынке. 

Сотрудники, которые уверены, что их ценят, могут свободно общаться с коллегами и с руководителями. Они часто предлагают новые полезные идеи и выдвигают смелые предложения, которые внедряются в производство. Позитивная культура общения на рабочем месте способствует обмену знаниями и опытом между сотрудниками, что помогает оптимизировать бизнес-процессы.

Культура общения в организации влияет на потенциальных инвесторов, среди которых много преданных общему делу людей. Позитивная культура общения и рабочая среда привлекают талантливых людей и помогают развитию компании.

Показатели речевой культуры в деловом общении:

  • словарный запас, исключаются нецензурная лексика, жаргон, диалекты;
  • образец современной нормы для русского языка — старомосковский диалект;
  • деловая речь требует соблюдения правил русской грамматики.

Яркая выразительная речь привлекает слушателей, запоминается, заставляет вступать в полемику. Коммуникативные способности развиваются в процессе социально-психологического обучения.

Формы деловой коммуникации

Эффективные формы делового общения:

  • беседа — передача и обмен информацией или мнениями по конкретным служебным вопросам, предваряет переговоры, является частью переговорного процесса;
  • переговоры — ключевой способ принятия согласованных решений заинтересованными сторонами, имеют конкретную цель, направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов; 
  • дискуссия или полемика — столкновение мнений при разногласиях, каждая сторона отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы и доказательства; 
  • совещание, мозговой штурм — столкновение мнений специалистов, стремление выработать общее решение, по-новому осветить проблему;
  • публичное выступление — передача информации широкой аудитории с помощью ораторского искусства;
  • деловая переписка.

Деловое общение происходит в форме телефонного разговора и электронной переписки.

Функции деловой коммуникации

Успешная деловая коммуникация — источник жизненной энергии, ключ к формированию современной культурной среды. Ее основа: профессионализм, прозрачность и доверие. 

Экономическая энциклопедия Габлера (Германия) определяет деловую коммуникацию как часть корпоративного управления, которая формирует репутацию (бренда, фирмы) с помощью управления восприятием, согласно этому определению, речь идет о том, как воспринимается имидж компании со стороны (клиентами, деловыми партнерами, инвесторами).

Немецкий экономист, специалист по коммуникациям Ансгар Зерфас, рассматривает корпоративное общение как «все коммуникативные действия членов организации, используемые для внесения вклада в определение и выполнение задач в коммерческих экономических единицах».

Внешнее общение имеет репрезентативный характер, включает в себя все коммуникативные действия и действия, направленные вовне. Определяет, как компания будет восприниматься клиентами, деловыми партнерами, инвесторами.

Конечно, все сознательные действия в организации направлены на достижение целей компании. Чаще всего они являются синонимами маркетинговых целей и могут быть разделены на две большие группы: экономические (количественные) с одной стороны, психологические (качественные) с другой.

Согласно экономической лексике Габлера: «репутация — это главная цель». Другие пункты предназначены для того, чтобы сформировать репутацию компании.

Хорошая деловая коммуникация обеспечивает:

  1. Точную трансляцию и своевременную передачу управленческих решений.
  2. Обмен между сотрудниками актуальной информацией, идеями и рабочими материалами.
  3. Быструю и доступную обратную связь.

Высокая коммуникативная культура мотивирует на общий успех, увлекает, завлекает в бизнес.

Деловая культура основана на общепринятых стандартах общения и поведения в социуме. Формируется под влиянием мировых традиций и образцов. Культура делового общения — собрание матриц, стереотипов, установок и правил, использование которых повышает самоорганизацию и мотивацию людей, позволяя быстрее достигать стратегических целей. Развитая деловая культура является объединяющим фактором, с помощью которого достигается согласованность целей и ценностей персонала компании и руководящих структур.

Этика деловой коммуникации

В основе коммуникативной культуры лежит деловая этика, которая регулирует систему отношений, включая служебное общение в процессе деятельности организации.

Стандарт делового общения основан на общепризнанных речевых нормах:

  1. Вежливость — уважение к достоинству коллег и бизнес-партнеров.
  2. Точность — умение использовать термины формальной коммуникации, высказываться по существу, не уходить от темы беседы, выполнение взятых обязательств.
  3. Корректность — умение сдерживаться в деловых спорах и полемических конфликтах, решать проблему, а не обсуждать оппонента.
  4. Тактичность — способность чувствовать грань, за которой служебная беседа выходит за рамки делового этикета.

Распространение слухов пресечь или предотвратить невозможно. Это происходит на каждом рабочем месте. Но в организациях с позитивной коммуникативной культурой с негативом бороться проще. Работа в компании с открытой, честной и прозрачной культурой общения привлекает инициативных людей, мотивированных на жизненный успех. 

Особенности деловой коммуникации, о которых надо знать

Культура деловой коммуникации определяет стиль служебного общения сотрудников друг с другом, с руководством, с бизнес-партнерами и клиентами. До 80% обязанностей руководителя определяются коммуникационными процессами. Руководители компаний должны обладать незаурядными когнитивными способностями.

Работодатели должны знать стандартные правила:

  1. Изменения и важные события в фирме всегда должны находить отклик у сотрудников. Надо регулярно публиковать информационные бюллетени. Форма, в которой это делается, зависит от размера и типа компании.
  2. Информационное общение не может быть односторонним. В позитивной коммуникативной культуре сотрудники имеют собственные взгляды на развитие компании и могут высказать свое мнение.
  3. Надо оградить сотрудников от перегрузки нерелевантной информацией, не актуальной для них. Достаточно нескольких стандартных электронных писем, чтобы их начали игнорировать.
  4. Создание прямой связи — эффективный способ организовать качественное общение. Обмен информации по прямому каналу позволит избежать неверного толкования письменных сообщений, что происходит нередко.
  5. Для обеспечения эффективного общения между коллегами и ускоренной передачи информации необходимы виртуальные каналы. Когда все разбросаны по разным местам, использование онлайн-связи для совместной работы является непременным условием эффективности. 

Для развития общения и укрепления доверия между сотрудниками организуют совместные мероприятия. В непринужденной обстановке коллеги лучше узнают друг друга и находят общие интересы. В коллективе создается благоприятная рабочая атмосфера.

Для создания позитивной культуры общения короткой дороги нет. Это постоянный процесс, в который работодателям необходимо вкладывать время и ресурсы. 

Служебное общение проходит по цифровым каналам связи. Цифровая трансформация легче идет в организациях, которые поддерживают непрерывное взаимодействие на рабочих местах. Руководитель может в считанные минуты связаться с любым сотрудником, работающим удаленно, задать ему рабочий вопрос и получить ответ. Для создания успешной коммуникационной среды руководство поддерживает контакты между службами и отделами компании. Межведомственное информационное сотрудничество является обязательным в мире бизнеса.

Корпоративное общение основано на четкой стратегии и ориентировано на целевую аудиторию.

 

✏ Заметка

Внешнее общение — это практики и действия, направленные организацией на передачу информации или обмен сообщениями со своей внешней аудиторией.

 

 

✏ Заметка

Цели внешних коммуникаций — увеличение продаж, повышение узнаваемости торговой марки и престиж компании. Эффективные инструменты делового общения — это реклама, публикации в СМИ, социальные сети, персональные сайты.

 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту